Андрей Довбенко: Моя юридическая специализация — судебная и арбитражная практика

На модерации Отложенный

Юрист Андрей Довбенко рассказал нашему изданию о пробелах в национальном законодательстве, оценил перспективы своей компании на рынке правовых услуг и объяснил, почему рейдеры, получив по рукам в суде, начинают информационные войны против более удачливых оппонентов.

Год назад Международная юридическая компания "Андреас Неоклеус" вывела практику в Украине на качественно новый уровень и уже сегодня среди ее клиентов крупнейшие украинские, иностранные и международные фирмы. Ее управляющий партнер в Украине Довбенко Андрей не считает это случайностью. И объясняет это тем, что его юридический опыт во многом состоит в умении привлечь клиентов к сотрудничеству, убедить в долгосрочном партнерстве.

Опыт я получил в двух компаниях Большой Четверки — "PwC" и "Ernst and Young.

"Я начал работать по специальности со второго курса Киево-Могилянской академии, — говорит Андрей Довбенко. — В 2006-м, еще во время обучения, подал документы на замещение должности юриста в PwC. После трех этапов собеседования меня зачислили на должность. Занимался вопросами налогового и корпоративного права, в том числе антимонопольного валютного регулирования, банковским и финансовым правом, сопровождал комплексные проекты на уровне Украины и других юрисдикций.

Через год Андрея Довбенко пригласили работать в Ernst and Young. Там он занимался юридическими и налоговыми вопросами, защитой прав инвесторов и их инвестиций в Украине, юридическим сопровождением проектов в различных сферах экономики, судебной практикой. Таким образом, к 23 годам Андрей получил опыт работы в двух из четырех компаний Большой Четверки (крупнейших мировых аудиторских и консалтинговых фирм).

В 2011-м Андрей сделал выбор в пользу самостоятельности, приняв предложение работать в крупнейшей юридической компании Кипра "Андреас Неоклеус".

"Мне захотелось выйти за рамки компании с жесткой иерархией и четким распределением обязанностей, — вспоминает Андрей Довбенко. — Взять на себя ответственность за создание новых направлений, развитие перспективных рыночных ниш. Здесь у меня появились такие возможности. Стало больше свободы действий и возможностей профессионального роста.

В "Андреас Неоклеус" Довбенко Андрей получил от международных партнеров карт-бланш на создание новой юридической фирмы, который использовал максимально эффективно. Профессиональная репутация и умение строить команду позволили за год стать влиятельным игроком на рынке юридических услуг страны.

"Андреас Неоклеус" — сильнейшая на Кипре и одна из сильнейших в Европе.

"Я создал команду, с которой мы начали с нуля юридическую практику в "Андреас Неоклеус". Как лидер я находил клиентов, формировал под каждый проект команду, создавал судебную практику. Мы сразу определили для себя высокие антикоррупционные требования, выстроив систему внутреннего контроля и финансовой отчетности. Ведь это — вопросы профессиональной репутации".

Осенью 2015-го в Украине зарегистрирован ассоциированный офис "Андреас Неоклеус", который возглавил Андрей Довбенко. В отличие от практики прошлых лет, компания стала самостоятельным юридическим лицом, связанным с партнерами на Кипре только внутрикорпоративным сотрудничеством.

За год с момента выхода на рынок новая компания Андрея Довбенко заняла свою нишу. "Наша репутация известна партнерам, — объясняет Андрей Довбенко, — как и наше уважительное отношение к соблюдению антикоррупционного законодательства. Наша специализация — судебная и арбитражная практика, налоговое, хозяйственное, корпоративное право, в том числе противодействие рейдерству. За год мы сформировали серьезный портфель заказов. Вначале успешно отработали тестовые кейсы, после чего подписали долгосрочные контракты".

Свой выбор в пользу фирмы из Кипра Андрей Довбенко объясняет несколькими факторами. "Во-первых, — говорит он, — Украина всегда имела активные деловые отношения с этой страной. Поэтому такая географическая привязка точно перспективна. Во-вторых, на Кипре существует сильная правовая школа, поскольку там исторически не работают международные фирмы.

И, в-третьих, "Андреас Неоклеус" — сильнейшая компания Кипра и одна из сильнейших в Европе. Все эти факторы позволили нам быть успешными в Украине".

Я поддержал общественную инициативу, защищающую права инвесторов.

Андрей Довбенко подчеркивает, что наиболее принципиальными в юридической практике для него являются вопросы защиты инвестиций и прав инвесторов. "В Украине инвестор часто может защитить свои права только в суде. Моя команда в "Андреас Неоклеус" участвовала в нескольких серьезных корпоративных спорах. В основном защищали права иностранных инвесторов. Горжусь тем, что нам удалось удержать в стране нескольких системных инвесторов, которые готовы были вывести инвестиции в случае неудачи в суде.

Он отмечает, что еще во время работы в Ernst and Young он, кроме профессиональных аспектов и судебной практики, консультировал клиентов и по вопросам деятельности. Таким образом ему пришлось применять знания законодательства в практических вопросах развития ІТ, легкой и пищевой промышленности, банковской сферы. Опыт работы с крупнейшими украинскими и мировыми компаниями позволил глубже понять особенности инвестиционной политики в нашей стране.

"С того времени у меня появилась идея основать общественную инициативу, позволяющую международным инвесторам лучше понимать свои права в Украине, и эффективно защищать их", — говорит Довбенко. — Сегодня мы вместе с несколькими юридическими партнерами и представителями инвестиционных компаний основали фонд для общественной, правовой и экспертной поддержки инвесторов в Украине".

"Хотим привлечь общественное внимание, — говорит юрист Довбенко Андрей, — к важности инвестиционной политики для развития страны. Планируем создать экспертный пул для анализа национального законодательства, привнесения в него европейских норм в области защиты прав инвесторов, упрощения условий для инвестиций".

Бездоказательная ложь никак не влияет на мою профессиональную репутацию.

Юрист Андрей Довбенко отмечает, что в Украине юридический бизнес в сфере судебной практики имеет свои особенности, в том числе в виде неприглядной конкурентной борьбы.

"Судебная практика — всегда является конфликтной и конкурентной. Стоимость споров часто составляет миллионы долларов, учитывая масштабность проектов, которые нам поручают. Но если в Великобритании, в США или на Кипре поражение в суде ограничивается юридическими механизмами, то в нашей стране, как правило, все заходит гораздо глубже. Представители проигравшей в суде стороны часто отвечают информационными войнами, пытаясь очернить конкурентов", — говорит Андрей Довбенко.

"Мне иногда показывают отдельные публикации в интернете, в которых конкуренты упоминают мое имя. Там неправда все, кроме фамилии и названия некоторых компаний, где я работал. Эта ложь написана бездоказательно, непрофессионально и всегда размещена на ресурсах с очень плохой репутацией. Я лично не воспринимаю это всерьез, хотя по-человечески мне неприятно. Тем более, когда оппоненты переходят на личности".

Андрей Довбенко уверен, что экспертная среда понимает ничтожность подобных "расследований". Ведь его профессиональная репутация на рынке формировалась годами. Несколько лет его компания работает по мировым стандартам публичности и прозрачности.

"Бездоказательная ложь никак не влияет на мою профессиональную репутацию. Наша команда — партнер ведущих компаний, которые тщательно проверяют компании, с которыми сотрудничают, — говорит Андрей Довбенко. Мы всегда подписываем европейские прозрачные договора. Работаем максимально публично, в соответствии с украинским законодательством, а также придерживаемся требований антикоррупционных требований законодательства стран ЕС. По-другому на этом уровне работать невозможно. Поэтому советую конкурентам повышать свои профессиональные и этические стандарты, вместо того чтобы прибегать к очернению деловой репутации коллег по рынку".