Кому помешал Моторола?
Лифт на эшафот
Депутат Государственной Думы России Виталий Милонов предлагает назвать одну из патриотических школ Петербурга именем полевого командира донецких сепаратистов Арсения Павлова – Моторолы. Он погиб накануне в Донецке в результате взрыва самодельной бомбы, заложенной в лифте дома, где он жил
Как сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу депутата, Милонов обратился с этим предложением к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко.
Представитель министерства обороны Украины Андрей Лысенко считает, что смерть спасла Моторолу от "неизбежного наказания" в виде пожизненного заключения. "Просто повезло", – сказал Лысенко.
Арсений Павлов – Моторола служил в российской армии, участвовал во второй чеченской войне. Весной 2014 года прибыл на Украину. Воевал под Славянском, под Иловайском, в Донецком аэропорту и в районе Дебальцева. Моторола приобрел известность своей жестокостью. Он, по собственным признаниям, лично пытал и расстреливал пленных.
В "ДНР" объявлен трехдневный траур в связи с гибелью Моторолы.
Кому помешал Моторола? - обсуждают политик Антон Геращенко (Киев), политологи Вячеслав Игрунов, Валерий Хомяков, журналист Игорь Яковенко. https://youtu.be/AI9XSn_L1JU Ведущий - Владимир Кара - Мурза - старший.
Владимир Кара-Мурза-старший: Накануне в Донецке в результате взрыва самодельной бомбы, заложенной в лифте, погиб полевой командир донецких сепаратистов Арсений Павлов (Моторола).
Кому помешал Моторола? Это мы обсудим сегодня с нашими гостями – политологом Валерием Хомяковым и Вячеславом Игруновым, бывшим заместителем главы думского Комитета по делам СНГ.
Валерий Алексеевич, как вы считаете, практика индивидуального террора набирает силу сейчас на Украине с обеих сторон?
Валерий Хомяков: Там это и не успокаивалось, к сожалению. По-человечески, конечно, жаль. Буквально за две недели до гибели у второй жены Моторолы родился ребенок.
В каком-то смысле он является жертвой не только того, что произошло, а жертвой той оголтелой антиукраинской пропаганды, которая у нас велась. Мне кажется, именно с этой точки зрения надо рассматривать эту историю и трагедию человека.
Конечно, он не был ангелом. Ходило много видеороликов с записями, когда он гордился, сколько он расстрелял пленных украинцев, что его явно не украшает. Но было бы, конечно, неплохо, если бы этот человек все-таки подвергся суду. Но не Высшему суду, которому он сейчас подвергнется. А о результатах мы можем догадываться, куда его отправят, в какое место. Я думаю, все-таки ему в раю места не найдут, а в аду, скорее всего, он будет пристроен. Но хотелось бы, чтобы был суд человеческий, с осуждением тех преступлений, которые совершил Моторола в течение двух с лишним лет.
Владимир Кара-Мурза-старший: Вячеслав Владимирович, вы знали о том, что это был за типаж – полевой командир Моторола?
Вячеслав Игрунов: Только по прессе, может быть, по каким-то отдельным впечатлениям людей. Ну, нормальный боевик, какие обычно становятся героями во время гражданских войн, национально-освободительных войн и подобного рода мятежей. Ничего в нем особенного не было. Таких на Донбассе с обеих сторон было "лопатами грузи". Единственное, может быть, он был более пассионарен, легче организовывал вокруг себя людей. А в остальном – такой же.
Владимир Кара-Мурза-старший: А что значит "лопатами грузи"? То есть были востребованы наиболее жестокие персонажи?
Вячеслав Игрунов: Во время гражданских войн всегда востребованы жестокие люди, которые готовы практически на все. Мы же это наблюдали во время этой войны как с той, так и с другой стороны. И Моторола был не одинок, и может быть, даже далеко не худший.
Валерий Хомяков: А какая же там гражданская война?! Он – российский гражданин.
Вячеслав Игрунов: Это значения не имеет. В гражданских войнах участвуют очень разные люди. Скажем, героями Испанской гражданской войны являются и французы, и англичане, и русские. В гражданских войнах во Франции принимали участие иностранцы, в Америке. Это нормальное явление. Везде, где война, там находятся искатели приключений, они приезжают, стекаются, как мухи на мед.
Владимир Кара-Мурза-старший: У нас на связи украинский политик Антон Геращенко.
Антон Юрьевич, разве вот это явление сродни испанским Интербригадам? Вячеслав Владимирович сравнил гражданские войны на Украине и в 30-е годы.
Антон Геращенко: Нельзя сравнивать гражданскую войну в Испании с тем, что происходит на Украине. На Украине есть очевидное вторжение Российской Федерации, которая использует свою ударную армию, через государственные структуры посылает своих боевиков, передает огромное количество оружия, в том числе зенитно-ракетный комплекс "Бук", из которого был сбит малайзийский Boeing. Есть прямой факт агрессии Российской Федерации против Украины, который произошел в 2014 году, привел к аннексии части территории Украины - к аннексии части Донбасса, Крыма. И это заканчивается для Российской Федерации очень плохо – экономическими санкциями, которые были введены, и никто их отменять не будет, как бы Владимир Владимирович Путин ни старался.
У американцев позиция следующая: "Мы 50 лет не признавали аннексию Советским Союзом Латвии, Литвы и Эстонии, мы потерпим 50 лет, но Россия должна вернуть Крым и Донбасс Украине".
Владимир Кара-Мурза-старший: А какие статьи вменялись Арсению Павлову (Мотороле), что он был объявлен в розыск на Украине?
Антон Геращенко: Гражданин Российской Федерации Арсений Павлов, имеющий кличку Моторола (позорящую производителя американских сотовых телефонов), имел обвинения в терроризме, в убийствах на территории Украины.
Мы подавали по нему документы в Интерпол, однако, к сожалению, Интерпол не захотел их воспринимать, поскольку посчитал, видимо, что недостаточно доказательств. А теперь эти документы не понадобятся - смерть настигла Арсения Павлова, и это худший для него вариант. А так он был бы осужден рано или поздно за совершенные преступления.
Владимир Кара-Мурза-старший: Антон Юрьевич, сегодня намекали на заказчиков – на ваших коллег намекают. Какие у вас есть аргументы вашим оппонентам?
Антон Геращенко: После ликвидации Моторолы в центре Донецка, в охраняемом доме, а его квартиру охраняло до десятка вооруженных боевиков, конечно, им всем страшно, всем этим "марионеткам Кремля" – Захарченко и остальным. Месяц назад было покушение на Плотницкого, лидера так называемой террористической организации ЛНР. А все это – криминальные разборки. Сейчас эта территория является тем, чем в России был Северный Кавказ 15 лет назад. Это территория полного, тотального беззакония. У кого длиннее нож, у кого больше патронов в автомате и больше бригад, тот и прав.
А что касается заявления, что это сделала украинская сторона, - это попытка как-то вдохновить своих соратников, приунывших после ликвидации огромного количества лидеров боевиков. Часть из них ликвидировали российские спецслужбы за то, что они имели слишком "длинный язык", некоторые убивали друг друга в криминальных разборках, деля "крышевание" бензина, угля и так далее.
Поэтому жизнь господина Гиркина (Стрелкова) поставлена под угрозу. И я очень переживаю за него, потому что это ценный свидетель той агрессии, которую развязало государство Россия против Украины. Я переживаю за то, что он не доживет до суда.
Владимир Кара-Мурза-старший: Давайте посмотрим репортаж наших коллег из телекомпании "Настоящее время", работающей в рамках Радио Свобода, об Арсении Павлове.
Юрий Сова, военнослужащий: Ему вызвали "скорую", чтобы доставить в больницу. И он бы выжил, все бы позарастало. Но Моторола из ТТ две пули в голову ему поставил. Моторола сказал, что "это жест милосердия".
Арсений Павлов (Моторола), полевой командир донецких сепаратистов: Нет, я пленных не расстреливаю. Это не моя задача. Придет время - придут люди, которые их расстреляют.
Владимир Кара-Мурза-старший: Как вам такая "мораль"?
Валерий Хомяков: Мораль наемника иной не бывает, к сожалению.
Пару размышлений по поводу возможных версий: кто, зачем и почему. Сейчас просматриваются три версии. Первая – это Украина, украинские власти, украинские военные. Версия вторая: якобы взявшая на себя ответственность какая-то неонацистская организация, которая предъявила список, а в этом списке не только Моторола, но будут и дальше. И версия третья, которая тоже, мне кажется, имеет право на существование, - устраняют свидетелей. Особенно любопытна эта версия в связи с тем, что международная комиссия готовила доклад по сбитому Boeing, и выводы там достаточно очевидные: все это было сделано с территории, контролируемой боевиками, сепаратистами. И версия, связанная с устранением тех людей, которые могут дать показания, мне кажется тоже достаточно вероятной.
Но есть еще одно обстоятельство, которое ставит под сомнение версию с неонацистами. Судя по замечаниям, высказываниям специалистов, которые больше нас с вами разбираются в подрывном деле, все было сделано очень профессионально. Действительно, охрана есть, его охраняло порядка 10 человек. Но в лифт Моторола вошел один. А дальше одни уверяют, что это был направленный взрыв: пластид опустили сверху на лифт, сделали направленный взрыв вниз. Если этого не сделать, то взрывная волна пойдет вверх. Либо его достаточно умело заложили между дверьми. Лифт подходит – и в этот момент направленный взрыв. Поэтому работали профессионалы, по крайней мере, так заявляют специалисты. Я не думаю, что у неонацистов такие специалисты могут быть. Причем такую операцию готовят не один день, ее готовят заранее. Поэтому либо это те, кто хочет устранить свидетеля, либо это месть тех людей, которые хорошо знали систему охраны Моторолы, хорошо знали его распорядок. То есть это внутренние разборки, которых у сепаратистов сейчас довольно много – и в Донецкой народной республике, и в Луганской. Я думаю, это не последнее достаточно громкое дело.
Владимир Кара-Мурза-старший: Да, судя по всему, убийцы имели доступ в подъезд. И это наводит на размышления о внутренних разборках.
Вячеслав Игрунов: У меня нет достаточно оснований, чтобы об этом судить. Но внутренние разборки совершенно не исключаются. Я не делаю заключений до того, как появятся факты и судебное разбирательство. Я хочу дождаться серьезных доводов, серьезных фактов – и тогда буду судить. Но вопрос сейчас заключается не в этом.
Действительно, есть три варианта, и каждый из них имеет право на существование. Но нельзя говорить о том, что у неонацистов нет квалифицированных специалистов. По крайней мере, я знаю о существовании первых тренировочных лагерей еще с 88-го года. Тогда мы собирали информацию о начавшемся общественном движении. Уже в 88-м году в лагерях люди тренировались. Кроме того, многие из них прошли подготовку с серьезными специалистами, и не только украинскими. Так что и у них есть. Поэтому ни одна из этих версий не может быть исключена заранее.
Валерий Хомяков: Это малоизвестные организации, о которых никто никогда не слышал.
Вячеслав Игрунов: Малоизвестные организации когда-то становятся хорошо известными. Никто до 2013 года не знал про "Правый сектор", тем не менее, эти люди существовали, по крайней мере, 20 лет до этого. Так что эти доводы не работают.
Вопрос только в том, кому это выгодно. И те, у кого нет фактов, могут порассуждать на общие темы: кому выгодно устранение Моторолы. Это возможный дискурс
Комментарии