Северный Кавказ: бои с бандподпольем – день за днем

В понедельник сразу в двух дагестанских городах саперам пришлось обезвреживать заложенные террористами бомбы. В Махачкале мощное взрывное устройство обнаружили на улице Амет-Хана Султана, оно представляло собой металлическую трубу с торчащими из нее проводами. На время разминирования жители соседних домов были эвакуированы. В Кизляре неизвестные вошли в продуктовый магазин «Зодиак» и, открыто положив на прилавок бомбу, скрылись. Прибывшие на место ЧП работники правоохранительных органов оцепили магазин и прилегающую к нему территорию.

А в воскресенье в республике произошло очередное нападение на милиционера. В Хасавюрте прямо в больничной палате был застрелен старший лейтенант Карамудин Габиев, находившийся в городской больнице с переломом руки. Несмотря на то, что преступление произошло днем, убийце удалось как проникнуть в лечебное учреждение, так и скрыться незамеченным.
Возможно, это своего рода ответ бандитского подполья на состоявшуюся накануне в Буйнакске масштабную контртеррористическую операцию. 13 ноября около 16:30 несколько боевиков были блокированы в одном из частных домов Буйнакска. На предложение сдаться они ответили огнем. Бой в Кирпичном переулке, где был объявлен режим КТО, продолжался несколько часов. Ночью в доме начался сильный пожар. Когда огонь удалось потушить, в руинах обнаружили тела трех боевиков.

Один из них опознан как главарь бандгруппы, действующей в Буйнакском районе, Сахратула Нажмудинов по кличке Пуштун. По данным Национального антитеррористического комитета, именно он организовал в минувшем сентябре теракт на военном полигоне «Дальний», тогда погибли четверо и получили ранения более 30 военнослужащих 136-й мотострелковой бригады. Сахратулу Нажмудинова подозревали также в организации взрывов на промышленных объектах и нападениях на сотрудников милиции.
Как сообщается, в ходе контртеррористической операции никто из гражданских лиц не пострадал, ранение получил один милиционер. Однако гражданское население является главным заложником кровавого круговорота террористических и контртеррористических операций, которые в последнее время следуют одна за другой. Вроде бы вооруженные силовики воюют с вооруженными террористами, а «побочным ущербом» зачастую оказываются безоружные мирные граждане. И неудивительно, если стрельбы, в том числе с использованием тяжелой техники, можно ожидать практически в любом месте: от улицы
перед школой, до жилой много­этажки.
Дагестанцы нередко заявляют, что их права самым грубым образом нарушают не только бандиты, но и представители милиции, и как раз под предлогом борьбы с террористами. Вот лишь один из подобных случаев. После спецоперации 24 сентября в Махачкале местные жители обвинили сотрудников правоохранительных органов в избиениях и грабежах. Интернет-издание «Кавказский узел» приводит свидетельства весьма неприятных последствий действий силовиков для самых обычных граждан. «В тот день мы отмечали рождение внука. Ему только исполнилось три дня. Внезапно в дом вломились неизвестные вооруженные люди в масках. Они крикнули, что всем нужно выйти на улицу с поднятыми руками и встать у стенки.

Когда я сказал, что невестка с новорожденным не может выйти на холод, меня ударили кулаком по лицу. Жена стала возмущаться, но и ее ударили прикладом автомата. Пришлось нам выйти на улицу», – рассказал изданию Саидали Магомедбеков.
Однако подавать официальные жалобы пострадавший не стал, по его словам, «в Дагестане невозможно найти справедливость, поэтому нет резона куда-то писать заявления». Неудивительно, что в МВД Дагестана тогда заявили: у них информации о нарушениях со стороны сотрудников милиции нет.

В свою очередь беззаконием властей члены бандподполья оп­равдывают собственное кровавое беззаконие, которое чинят практически ежедневно. Боевики отнюдь не рыцари без страха и упрека, которые, как выразился один из участников нашего форума, мол, «не на словах, а на деле отстаивают свое естественное право жить на своей земле своей головой, по своим законам». Потому что нет ничего естественного и законного, когда «отстаивающие права», например, убивают директора школы, запрещавшую ношение хиджаба в учебном заведении. Или стреляют по посетителям продуктового магазина, где, помимо прочего, продается вино и пиво. Пусть даже покупатели пришли отнюдь не за спиртным, а за хлебом. Да и нет никакого права ни у религиозных фанатиков, ни у официальных региональных и федеральных руководителей заставлять граждан одеваться, есть или пить в соответствии с требованиями той или иной религии. В противном случае надо честно признать, что Россия не является многонациональным и светским государством, как это записано в нашей Конституции.
Собственно, в сильном, эффективно выполняющем свои функ­ции государстве такой многолетний вооруженный конфликт был бы попросту невозможен. При этом власти делают вид, что ничего особенного на Северном Кавказе не происходит. «Взял бы Владимир Владимирович да прокатился на «Ладе Калине» по Дагестану, раз ситуация под контролем», – иронизирует другой читатель «Советской России».
Понятно, что дело отнюдь не в премьерских автопробегах, а в хорошо продуманном государственном подходе северокавказского урегулирования. В настоящее время такого подхода по большому счету не существует.
«Государство стремится погасить пожар войны гигантским по объему финансированием правящих кланов. В то же самое время другие, не правящие кланы ведут борьбу за власть при помощи

банд­формирований, криминальных структур, наемников из-за границы. Правящие кланы в свою очередь используют в борьбе за власть официальные силовые структуры, но в целях распила порой сотрудничают с «неправящими» кланами. И все это происходит на фоне повальной безработицы и нищеты основной массы населения. Сегодня из-за беспомощности, неумения и нежелания нашего руководства конкретно решать вопросы окончания войны на Северном Кавказе сложившаяся там обстановка может привести к «распилу» страны» – такую безрадостную, но, как представляется, весьма точную оценку ситуации на Северном Кавказе дает участник форума газеты konkor48. Ежедневные практически фронтовые сводки из региона ее только подтверждают.