Относитесь к России, как к мировому яду, коим она и является

Посол России в Вашингтоне разочарован. Несмотря на большой потенциал для сотрудничества, сказал Сергей Кисляк, выступая во вторник в университете Джонса Хопкинса, две страны увязли в «недружественных дискуссиях». Разве не был бы мир более безопасным и более стабильным, если бы эти две державы ладили между собой?

Приносим извинения послу России в США Сергею Кисляку — но ответ на этот вопрос отрицательный. Вопреки его возражениям, Россия не заинтересована в защите мирового порядка. Ее предназначение состоит в том, чтобы ослаблять организации, нарушать соглашения и законы, которые заключают в себе этот порядок.

Нам всем известны многие вопиющие инциденты. Российские ВКС бомбят госпитали и гуманитарные конвои в Сирии. Ее армия на протяжении восьми лет оккупирует территорию Грузии. Ее хакеры воруют электронную переписку ведущих демократов США. Ее «зеленые человечки» аннексировали Крым. Только в прошлом месяце голландская следственная комиссия пришла к выводу, что российские власти снабдили сепаратистов ракетами, которые в 2014 году сбили летевший над Украиной гражданский авиалайнер.

Россия также оказывает пагубное влияние на международную систему и в вопросах «меньшего масштаба». В 2014 году бывший глава австралийского антидопингового агентства обвинил Россию в проведении государственной программы, предусматривающей прием спортсменами препаратов, повышающих их физические характеристики, или допингов. Россия по-прежнему поддерживает Кирсана Илюмжинова в качестве главы Международной шахматной Федерации, несмотря на его дружественные визиты в страны-изгои — такие как Северная Корея и Иран. Его недавний план провести международный чемпионат по шахматам в Иране вызвал протест чемпиона США по шахматам среди женщин Нази Паикидзе-Барнс (Nazi Paikidze-Barnes), потому что Иран требует, чтобы женщины покрывали голову и носили хиджаб.

Кроме того, России некорректно относится к Интерполу, Международному агентству по координации правоохранительной деятельности междустранами. Нормальные страны используют Интерпол для привлечения к судебной ответственности преступников, скрывающихся от правосудия. Россия же использует его в целях политической мести. В 2013 году Москва начала направлять в Интерпол запросы на внесение в «красный бюллетень» с целью ареста Уильяма Браудера (William Browder), директора хеджевого фонда, который добивался справедливого расследования дела о задержании российскими властями и убийства своего бывшего юриста Сергея Магнитского. Россия также пыталась объявить в международный розыск и арестовать противников Путина — таких как антикоррупционный активист Николай Кобляков и Владимир Ашурков, сторонник политических реформ, связанный с оппозиционером Алексеем Навальным.

Все эти события последних лет дискредитируют многие из недавних внешнеполитических шагов США. После окончания «холодной войны» американские президенты способствовали интеграции России в международную систему — от создания Совета Россия-НАТО в 1990-е годы до вступления России во Всемирную торговую организацию в 2012 году. Идея заключалась в том, что если относиться к России как к ответственному члену международного сообщества, то она и вести себя будет соответственно.

Оказалось, что это не так. В ноябре этого года исполнится 10 лет с тех пор, как Россия отравила радиоактивным веществом одного из своих бывших агентов — Александра Литвиненко. После этого убийства в Лондоне путинская Россия превратилась в настоящего изгоя. Теперь некоторые из тех, кто изначально был приверженцем стратегии интеграции России в мировой порядок, говорят, что эта политика оказалась неэффективной.

Майкл Макфол, который был послом США в России и архитектором политики «перезагрузки» в отношениях с Россией во время первого президентского срока Барака Обамы, сказал, что США надеялись «умерить» негативные действия России, «сделав ее заинтересованным участником этих международных институтов». По словам Макфола, он считает, что в 1990-х и 2000-х годах это была правильная политика. Но он говорит, что настало время для выработки нового подхода: «Сегодня при Путине Россия не заинтересована в том, чтобы быть участником или ответственным членом многих из этих международных институтов.

Русские, скорее, стремятся ослабить их или — в случае с НАТО — полностью их разрушить».

Бывший заместитель помощника министра обороны США при президенте Обаме Эвелин Фаркас (Evelyn Farkas), которая занималась вопросами России и Евразии, на этой неделе сказала мне, что проблема отчасти заключается в том, что США и их западные союзники не наказали Россию за нарушение международных норм и правил. «Когда мы не обеспечиваем соблюдение правил, действующих в международном сообществе, международное сообщество и институты не смогут сделать ответственных участников из таких стран, как Россия», — считает она.

Соединенным Штатам и их союзникам нужна новая стратегия. Называем ее «прививкой». Вместо того чтобы добиваться участия России в международных институтах, США должны работать со своими союзниками, чтобы защитить эти институты от России.

Для Макфола, который сегодня преподает в Институте Гувера, это означает, что пока надо отказаться от идеи возвращения России в группу промышленно развитых стран «Большую восьмерку», а также выработать четкие критерии для возобновления деятельности Совета Россия-НАТО. Фаркас, которая сейчас является приглашенным старшим научным сотрудником Атлантического Совета, заявила, что США должны рассекретить разведданные, которые доказывают виновность России в попытках вести подрывную деятельность в отношении союзников США.

Браудер в прошлом месяце предложил Интерполу план создания двухуровневой системы. Выступая в конгрессе перед комиссией по правам человека, он сказал, что заявки на объявление в международный розыск, подаваемые прозрачными странами, такими, как США, можно было бы обрабатывать автоматически, а заявки таких стран, как Россия, которые, как известно, злоупотребляют системой, передавать на рассмотрение группе объективных и независимых экспертов и лишь потом рассылать их государствам-членам Интерпола.

Чтобы признать недобросовестность и злонамеренность действий России в международных организациях, Соединенным Штатам также необходимо изменить свою позицию в отношении к Совету Безопасности ООН. Обама считает главным то, что вмешательство США за рубежом и введение Вашингтоном экономических санкций одобряет и поддерживает ООН. Хотя палата представителей в итоге отвергла его план вмешательства в Ливию в 2011 году, администрация утверждала, это было законно, потому что Совбез ООН это вмешательство одобрил.

В 2016 году такое мышление является опасным и устаревшим. Россия не ограничивает свои военные вмешательства, руководствуясь прихотями Совета Безопасности ООН. Она к тому же использует свое право вето в Совбезе с тем, чтобы защищать своих союзников от порицания и санкций. В минувшие выходные Россия доказала это, наложив вето на резолюцию Франции с требованием прекратить бомбардировки сирийского города Алеппо, которые ведет российская авиация. Зачем же президентам США поддерживать престиж этой организации, если русские так откровенно подрывают ее легитимность?

​Относитесь к России, как к мировому яду, коим она и является

Но ничто из этого не должно мешать дипломатии с Россией. У США и России должны оставаться каналы для обсуждения ядерных арсеналов и других вопросов. Но, как госсекретарь Джон Керри усвоил в ходе своих напрасных встреч и безуспешных соглашений, обещания России ничего не стоят. И это понимают все американские политики — за исключением Дональда Трампа и нескольких других экстремистов левого и правого толка. Россия — это страна-изгой.

А изгоев не приглашают к сотрудничеству для совместного отражения угроз и вызовов всеобщему достоянию человечества. Они не должны получать право на проведение таких мероприятий, как Чемпионат мира, который планирует провести в 2018 году Россия. Они не должны быть дипломатическими партнерами в политике США по разоружению других изгоев вроде Ирана. Изгоев следует подвергать изоляции. Что касается России — это самое меньшее, что США и их союзники могут сделать для спасения международной системы от страны, которая стремится ее разрушить.

агентство bloomberg