Есть такая болячка - инфантилизм

Мир катится к полной заднице так стремительно, что не успеваешь голову от одной новости к другой поворачивать. Лемминги, верящие в "контроль ради безопасности нас всех", эти наивные воспеватели полиции-якобы-для-народа отстают так безнадежно, что не знаешь, как с ними разговаривать вообще. Впечатление, что за 20 лет взгляды устаревают так глобально и бесповоротно, что ты автоматически оказываешься ментально древним лет на сто - то есть понимаешь в этом мире примерно столько, сколько столетняя бабка.
Правда, лемминги этого не замечают. Изменения не лежат на поверхности, и о них никто не орет на перекрестках. Леммингам кажется, что они в курсе всех дел, на переднем крае технологий и вообще перепрыгнули всех по современности, мобильности и дебильности глобальности.

Пьянящий сладкий век свободы и прогресса, космоса-спутников-науки-всеобщего бесплатного образования-и-медицины-для-всех прозвенел мимо, как скорый поезд, и ушел во тьму. То, что мы чувствуем - это всего лишь остаточный ветер, вихрь от последнего вагона. Таинственная дверь братства и свободы для всего человечества приоткрылась на секунду - мы не смогли разглядеть ничего, кроме маленькой полоски света - и захлопнулась так стремительно, что мы еще не успели этого осознать. И все стоим под дверью и думаем, может нам показалось, может, она на самом деле все еще открывается.

Есть такая болячка - инфантилизм. Типа это когда в результате недоразвития каких-то частей мозга у человека с детства нарушено поведение - в основном в области целеполагания, планирования, адекватной оценки происходящего и т.п. Такой человек, например, имеет тенденцию руководствоваться сиюминутными импульсами, имеет общее игровое отношение к жизни (т.е. не может поставить себе другую цель, кроме "играть, играть еще"), не может серьезно оценивать события, не видит подтекстов в ситуациях и т.д. На самом деле что такое инфантилизм и каковы его причины (ну там, родовая травма, употребление алкоголя во время беременности или что) никто точно не знает, определений куча, и диагностировать сложно - психические нарушения вообще всегда сложно диагностировать, они как правило все бывают букетом, как старческие болезни, и в этом букете черт ногу сломит. Но то, что такие люди есть, и что их можно как-то определить - это по крайней мере известно.

У меня вот есть один подобный ученик. Он как бы нормальный, но не совсем. Инфантилизм у него там или другая какая задержка психического развития - это я не знаю; но поведение у него явно не нормальное. Например, он не понимает разницы между актерами и их ролями. Мои неоднократные попытки обсуждения просмотренных фильмов ясно показывают, что он не понимает, что есть актерская игра - он, например, ненавидит (говорит с неподдельной обидой, злостью) актеров, которые играли плохих персонажей в фильме; не понимает вопрос "игра какого актера тебе больше всего понравилась" - отвечает, например, "О, я люблю Алису[персонаж], она такая хорошая!" и т.п.; вообще не способен разговаривать на политические темы (трактует политические дебаты, противостояния как детские обиды, пытается "примирить" - "ну что они ссорятся, пусть помирятся" и т.п.). Но при этом он очень бегло говорит по-английски, и у него куча способностей выше среднего уровня обычного человека - например, он здорово обращается с техникой, имеет офигенную память (запоминает английские слова с одного раза, навсегда - это практически никогда не встречается у обычных японцев) и т.п.

Так вот. Длинная история, да.
В последнее время в Японии популярен новый хит сезона - АйПад. iPad.
Айпад - это такой дурной девайс, произведенный компанией Apple, из серии "телефоны скоро станут такими плоскими, что ими можно будет подтирать задницу", рекламируемый самим эплом как, цитирую, "магический и революционный продукт по невероятной цене" (от 499 баксов, ога). Сия... эхэм, игрушка сорвала дичайшие аплодисменты японской публики, была не то что мгновенно раскуплена - хо-хо, куда там; на него вставали в очередь еще до начала продаж, так что половина моих учеников с разочарованием сообщали мне "понимаешь, очень хочу айпад, но не успел встать в очередь, теперь придется ждать следующей партии"... короче, жуть и мрак.

Так вот, первый раз про этот айпад я услышала как раз от этого моего (условно) инфантильного ученика. С восторгом он мне показывал распечатанную из интернета статью из какой-то онлайн-газеты о том, что вот, какая клевая штука, просто уму непостижимо. Этому ученику это простительно. Он, когда читает любые статьи (я проверяла это много раз), никогда не видит в них ни скрытого смысла, ни чьих-то целей, ни вообще какого бы то ни было вранья. Показателен случай, когда мы с ним обсуждали теорию эволюции и религию (ну как бы, чувак отучился в университете, по специальности биоинженерия), и он, в качестве доказательства того, что люди произошли от рыб (об этом он однажды прочитал в газете) принес мне статью из википедии про каппу! С вот этой вот иллюстрацией. [Каппа - мифологическое японское существо наподобие водяного, читать здесь]

Более того, он с увлечением мне рассказал, что "христианам и эволюционистам совсем не надо соориться, потому что вот же правда: мы все произошли от рыб! Видишь, у нас волос на теле мало, как у рыб, а не как у обезьян... и вот каппа, видишь? Это предок человека. Смотри, у нее на голове есть такое безволосое место, видишь? Если оно высохнет, то каппа умрет!"
На мой осторожный вопрос "почему ты веришь в каппу?" он ответил просто - так вот же, видишь, в Киото музей каппы есть, значит это правда!

Что меня беспокоит - так это то, что в последнее время логические ходы и образ мыслей обычных людей все больше начинает напоминать рассуждения этого моего ученика.
"В Киото есть музей, значит это правда".

Сделаю необходимое отступление.
Все культуры можно условно поделить на три группы - устные культуры, в которых главным носителем информации является устная речь; письменные культуры, в которых решающим носителем информации является бумага или подобный носитель; и... э... ну назовем их "цифровые", хотя в реальности это не много культур, а одна глобальная культура - мир сейчас, в котором главным носителем информации все больше становится, и во многих местах уже стала, цифра.

Так вот, мысль, которую я хочу вам сообщить, заключается в том, что способ, которым люди передают друг другу информацию, накладывает значительные (гигантские, я бы сказала) ограничения на то, какого характера будет эта информация.

Грубо говоря, если вы имеете два диких племени, которые на расстоянии с помощью сигнального дыма сообщают друг другу какую-то информацию, то вы можете быть на сто процентов уверены, что эта информация не содержит химические формулы или обсуждение законов термодинамики. Это попросту невозможно передать с помощью дыма. В такой культуре научные дебаты не могут возникнуть. Там нет для этого необходимых средств общения.

Устная речь, в свою очередь - это другое средство общения. И оно тоже накладывает гигантские ограничения на то, какая информация и как может быть сообщена с ее помощью. Более того - и это даже важнее - оно накладывает ограничения на то, что определяется как "правда, истинность" и что определяется как "разумность". Оно определяет паттерны мышления в обществе.

Устная культура, грубо говоря, рассматривает память как наиболее важный компонент разумности. Человек, который хочет слыть умным в устной культуре, должен помнить наизусть как можно больше вещей. Вожди характеризуются тем, что их речь в первую очередь убедительна, ярка, еще лучше если она облечена в форму пословиц и если они при этом вспоминают какие-то прежние события, приводят их в пример - тогда их авторитет растет, и они считаются более умными.

Красноречие в устной культуре есть не "приятное дополнение", а жизненная необходимость. Искусство говорить в устной культуре неотделимо от искусства мыслить; мысль течет в соответствии с законами произведения эффекта. Не логика, но риторика есть главное и правильное. Прав тот, кто лучше скажет, точнее поразит словом.
Вторая особенность, вытекающая отсюда - это нацеленность на сиюминутную аудиторию. Отсутствие письменности, во-первых, лишает любого человека возможности проверить, действительно ли что-либо было сказано таким-то оратором в такой-то ситуации когда-то; и во-вторых, настраивает самого оратора на удовлетворение сиюминутных потребностей аудитории - произведение впечатления. Концепция "потомков" или концепция "критиков", которые будут разбираться в том, что ты наворотил в науке/политике/обществе отсутствует начисто. Главное - сорвать аплодисменты сейчас.

Письменная культура - совсем другое дело. Письменная речь обращена в мир и существует для мира. Документ, выполненный на бумаге, имеет несравненно большую силу, чем та же самая информация, выраженная устно - она по сравнию с документом не более, чем слух. Письменная речь совершенно иначе структурирует наше мышление. Мы обращаем внимание на другие вещи в письменной речи, чем в устной. Мы не обращаем внимания на форму, в которой мысль преподносится - если вы, к примеру, начнете обращать внимание на шрифт, а не на смысл предложений, письменная культура обзовет вас дураком; мы должны уметь анализировать мысль в целом и охватывать большие куски текста разом (как книга), при этом не теряя нити и понимая детали; мы должны чувствовать себя комфортно с абстрактными словами и понятиями, и обходиться без картинок, т.е. свободно оперировать символами и иметь развитое воображение. "Правда" в письменной культуре - это объективность, скрупулезно просмотренная логическая цепочка, зафиксированная на бумаге и подвергнутая многократной проверке большим количеством людей. Письменное слово остается в мире, устное слово исчезает - поэтому "письменная" правда гораздо ближе к реальности, чем "устная" правда, вот в чем прикол.

Так вот, если интернет вас еще не развратил и вы дочитали до этого места, то вы поймете, что нынешняя цифровая культура, в которую вырождается и местами уже выродилась наша некогда письменная культура - это гигантский шаг назад, к устным племенам и законам произведения эффекта вопреки логичности.

Тут я пропущу кусок рассуждений и предоставлю вам самим додумать все интересные мысли по поводу телевидения и прочих "картиночных" и "устных" средств. Я хочу перейти к этой новой "надежде человечества" и "оплоту свободы и прогресса" - интернету.
Я даже не буду упоминать (хотя это имеет значение), что "интернетное слово" гораздо ближе к устному слову, чем к письменному - оно гораздо больше считается "сказанным случайно", "сказанным в контексте", и даже и вообще банально "залогинился по пьяни". Я про другое скажу. Про айпад про этот самый.

Мой "инфантильный" ученик влюбился в айпад до такой степени, что самостоятельно накатал и принес мне целый доклад на английском языке на 10 страницах с описанием фичей, скриншотами и описанием того, что он на этом айпаде делает. Детский восторг, короче. Он живой и светится, да. Так вот, айпад этот самый, как средство обмена информацией, тоже таки накладывает нехилые ограничения на то, как и что вы будете на нем делать, а также (и для меня это главное, хотя многие могут не согласиться) на то, как вы будете думать и чувствовать. Щас объясню.

Если вы его (айпад) когда-нибудь видели, вы меня поймете. Это такая плоская сверкающая бандура-экран (на всяки случай ссылко), на которой по всей площади висят цветастые крупные иконки. Типа как иконки на рабочем столе. Однако! Эти иконки расположены таким образом и имеют такой дизайн, что занимают все пространство. Каждая иконка - это приложение. Например, "смотреть ютуб", "читать газету", "смотреть телевизор", "писать в блокноте", и т.п. Первое чувство, которое охватывает при виде этого - это что ты находишься в игре-симуляторе типа "Симс", когда у тебя персонаж может делать ограниченное предписанное количество движений.
Теоретически - типа - айпад позволяет просматривать интернет-страницы через браузер. Однако - вот парадокс, да? - это делать неудобно. ОЧЕНЬ неудобно. Гораздо удобнее использовать специально разработанные для этого эпловские приложения, которые вы - ура! - можете купить за дополнительную плату в специальном эпловском магазине. Эти иконки - это как раз эти самые приложения, которые вы скачиваете и устанавливаете из интернет-магазина. Сегодня мне ученик, сияя от счастья и показывая свой кровно урванный айпад, сказал, что "мир движется к прекрасному будущему, потому что в нем становится все больше свободной информации: вот смотри, из этого интернет магазина все "легкие" и "пробные" версии наиболее необходимых приложений можно скачивать бесплатно!"... Я подумала, "несчастный! интернет прошел мимо тебя", но вслух ничего сказала - а что сказать?

Беда в том, что интернет действительно уже почти прошел. Те, кто говорит на русском и на китайском, возможно, этого еще не чувствуют, но интернет "проходит" все стремительнее. Эта история с айпадом в Японии и его популярностью показывает, что корпорациям ничего не стоит отрезать от интернета по крайней мере одну страну в мире - отрезать прочно и навсегда, так что даже мысли о том, чтоб делать там (в интернете) что-то самостоятельно, а не с подачи того или иного приложения, которое можно или нельзя купить в специальном магазине, не было.

Ах да, вы можете не знать, конечно, но все-таки: на айпад нельзя устанавливать никакие другие приложения, кроме скачанных из магазина эпла с милостивого разрешения эпла, и крякать айпад, разумеется, нельзя. И да, почитайте контракт - они оставляют за собой право в любой момент получить доступ к вашему айпаду и удалить там все, что им вздумается. Велкам в мир свободных технологий, как говорится.

Для того, чтобы сделать возможной тотальную цензуру, совершенно не обязательно что-то запрещать. Достаточно просто сменить носитель информации. Да, айпад можно крякнуть. Через айпад все равно можно читать жж, смотреть "неправильные" сайты и даже, если очень хотеть, "неправильно" скачивать музыку. Беда не в этом. Беда в том, что подавляющее большинство юзеров - в Японии почти все - никогда даже не подумают о том, чтобы это делать. Почему? Потому что новое поколение вполне может вырасти ВООБЩЕ НИКОГДА НЕ ВИДЕВ СВОБОДНОГО ИНТЕРНЕТА. Они могут попросту никогда не задаться вопросом "а почему бы мне не поискать в интернете свободную музыку?". Дизайн айпада таков, что он не предполагает появления этой мысли. Сложно объяснить, если вы не видели этого айпада, но поверьте мне на слово - он представляет собой нехилые такие, мощные рельсы, сойти с которых не так-то просто даже для того, кто имеет представление о "свободном", некотнролируемом интернете; а для тех, кто этого свободного интернета никогда не видел - это невозможно. И сама идея "схождения с рельс" для такого человека - как идея путешествий без паспортов через границы для большинства из нас сегодня - т.е. фантазия.

Поэтому, говорю я, не все так просто с технологиями и чипами. Все гораздо хреновее, чем кажется, вот я что думаю, товарищи.