Маячковое управление

Ситуационные агенты

Этот термин имеет отношение к сетевому способу мониторинга процессов происходящих внутри государства.

Впервые я услышал о нём два года назад в Галифаксе от человека, с которым меня связывают чисто профессиональные интересы.
Я помню, сетовал тогда, что у нас, в России, контролирующих чиновников больше чем населения, а толку никакого.
А иногда я задумывался о том, как бы ЛИЧНО я контролировал ситуацию в такой огромной стране как Россия, будь я, скажем, генсеком, президентом, царём…..?
Ведь если лидер страны не контролирует ситуацию внутри, не получает достоверную информацию (которая часто вполне сознательно искажается), то он обрекает свою страну на  смуту, деградацию и возможный распад.

Ну, так вот… если бы я стал «царём», то какую бы «информационную машину» передали бы мне СЕГОДНЯ в наследство мои предшественники?

На сегодняшний день, это –
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ  (ГУИС) ФАПСИ

Это управление через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации. Информация, которую готовит ГУИС, в основном общественно-политического и социально-экономического характера. Это и социологические опросы, и  обзоры, анализ публикаций средств массовой информации, сводки МЧС,  ФСБ, МВД. Здесь же рядом и региональные управления статистикой, информационные службы общественных приёмных премьера и президента, местные общественные палаты и т.д.

В свое время я находился рядом с этим, и по этому могу сказать, что, несмотря на свою сложность и современное техническое оснащение ВЕРИТЬ ЭТОЙ СИСТЕМЕ НЕЛЬЗЯ! 
Вкратце объясню это на примере служб указанных мною выше.

Социологические опросы
Эти опросы производят специальные организации. Большинство этих  организаций работают либо на местных князей, либо на их оппозицию. По этому результаты опросов будут объективно не совпадать. Люди, отвечающие на вопросы, могут солгать при виде микрофона. По этому у «Левада-Центр» один результат опроса, а у  пресс-центра губернатора – другой. По этому не понятно какие огрызки достанутся президенту.

Анализ публикаций средств массовой информации
Анализировать публикации СМИ, это всё равно, что анализировать бредни душевно больного человека. Благодаря СМИ, слово сейчас не имеет ни цены, ни смысла.

МЧС
Пример. Наше МЧС летом бодро докладывала «на верх», что все пожары и возгорания устранены. Начальник МЧС получил благодарность. Но жители-то видели, что леса и дачи горят.

ФСБ, МВД
Даже писать не буду. Они так же не заинтересованы в том, что бы выносить сор из избы.

Управление статистикой
Она находится под контролем губернатора. Какой отчёт нужно будет, такой они и составят.

Приёмные премьера и президента
Это вообще грандиозное Ноу Хау региональных чиновников,  которое они поставили не на службу президента, а на службу себе.
Смысл простой. Вы решили пожаловаться президенту или премьеру на кого-то или на что-то. Вы приходите с челобитной в приёмную (скажем,  президента) и отдаёте её в руки ответственного секретаря. Он принимает её у вас, фиксирует и клянётся мамой, что она будет надёжно доставлена Царю.
Но вы и не догадываетесь, что люди вас окружающие работают на губернатора и отобраны лично им. Ваше письмо может вообще «затеряться» или… секретарь прочтёт его, позвонит губернатору и тот не позволит его отправлять, пока не найдёт способов застраховать себя во всём.

Так что если вы будете Государем Императором, то с существующей системой информационного обеспечения, вы будете глухим и слепым Государем.
А  объехать всю Росси и разруливать каждое Пикалёво у вас не хватит ни времени, ни сил.
А это значит, все ваши решения будут приниматься не по реальной ситуации, а по виртуальной.

А это значит – БЕДЫ НЕ МИНОВАТЬ.

Так вот, вернусь к своему приятелю из Галифакса, который рассказал мне о сетевом контроле за ситуацией.

Она не нова.
Эта система контроля взята из сферы строительства зданий.


Представите себе, что в результате, какого то стихийного бедствия или в результате естественного старения, в помещении, где живут люди, или находятся машины, на стенах появились малюсенькие трещины. Никто не знает что это: просто потрескалась штукатурка, или это реальные трещины. Растут они, или нет.
Так вот что бы выяснить это, люди приклеивают поперёк  этой трещинки узенькую полоску папиросной бумаги, и время от времени за ней наблюдают. Если, скажем через неделю, бумажка порвалась (лопнула) то это значит только одно – трещина растёт, и надо срочно принимать меры.
Вот и поучается, что малюсенький, невзрачный и едва видный клочок бумаги, контролирует мощную каменную конструкцию.

Основой сетевого мониторинга являются - ситуационные агенты.
Это обыкновенные простые люди. Они есть в каждом городе. Их не нужно много; достаточно 10~20 человек на город. Можно меньше, а можно и больше. Они не известны властям. Они ходят на работу, встречаются с друзьями, водят детей в садик, ходят по магазинам, и…. замечают и фиксируют всё то, что им предписано на текущий момент ситуационным центром (СЦ), который один на всю страну.
Раз в неделю, вечером, они садятся за свой домашний компьютер и гонят в центр отчёт по специально заготовленной  для них форме.
Подняли цену на гречку, и в СЦ уже знают, на сколько подняли, в каком районе города,  в каком магазине.
Группа рабочих объявила голодовку, и в этот же день в СЦ уходит информация.
Периодически фиксируется всё, или то, что потребовали из «центра». .
Ситуационные агенты выходят на связь в строго положенное для них время. Их отчёты не содержат эмоций и собственных политических и экономических выводов. Только цифры и короткие факты по специально заготовленному для них трафарету. Все агенты друг друга не знают. Они даже не знают сколько их в городе.
Эти люди являются вроде как стукачами, но стучат они не на кого-то конкретно, а на ситуацию.
Их отбор осуществляется очень тщательно, и о них не знают даже в ФСБ.
Мой приятель говорит, что есть службы в Ситуациононном управлении, которые производят вербовку агентов, присматриваясь и отлавливая их по Интернету. Может иметь место и личное знакомство.
Таким образом,  в каждом более-менее большом городе создаётся команда надёжных и доверенных людей.
Мой приятель говорит, что многие из этих людей получают и денежные  вознаграждения. Всё зависит от того, насколько переданная информация, смогла предотвратить нежелательное развитие событий.  А вообще-то затраты на этих агентов ничтожны по сравнению с амбициями контролирующих чиновников.
На  этих невидимых людях, лежит и ответственность за умышленную передачу недостоверных данных. Да он и не сможет передать эти недостоверные данные, так как параллельно с ним работает несколько человек, которых он не знает.
Обычный анализ компьютерных форумов, блогов и чатов – не годится. В них всё обезличено и эмоционально исковеркано. Не понятно кто пишет, кто на фотографии, чего от тебя хотят.

Так вот…В нужное время, агенты получают  задание – промониторить ситуацию на рынке труда.
Так например у нас в городе губернатор доложил президенту, что ситуация налаживается, безработица уменьшается. Но я-то знаю, что у нас даже дворником не устроишься. Губернатор врёт.
Кстати… от этих агентов не требуется анализ ситуации. Здесь важен общий ситуационный фон. Ведь любой житель может более-меннее дать характеристику своему городу и процессам в нём проходящих. Каждый из нас проходя по улицам города, проезжая на автобусах троллейбусах, разговаривая с людьми, может вполне точно дать характеристику дню сегодняшнему. Эта «характеристика» упаковывается в специальную форму удобную для компьютерной обработки, шифруется и гонится в «Центр».

Ну а как это всё организовать, это уже дело технологии, а не принципа. Каждый Лидер затачивает систему под конкретное государство и цели.

Вот это и есть Новый Народный Контроль.

Загвоздка только в одном – А НУЖЕН ПРЕЗИДЕНТУ ЭТОТ КОНТРОЛЬ?
Ведь что бы это принесло пользу, на троне должен сидеть человек с государственным образом мышления, а не «эффективный» менеджер (или юрист) с мелко-уголовными наклонностями.