Соль ГОСТа

На модерации Отложенный

 Посмотришь на рекламу большинства отечественных мясокомбинатов, и создается впечатление, что наши колбасники будто все разом помешались на ГОСТах. Один даже обвесил всю столицу плакатами, на которых слово ГОСТ употреблено аж раз 30. И действительно, у многих бывших советских граждан слово ГОСТ ассоциируется с чем-то надежным. Верить государству в России не принято. Но абсолютно инфантильная вера в госстандарты на продукты питания почему-то неискоренима. Парадокс!

 

Незатейливые маркетинговые уловки типа «вкус, знакомый с детства» и «строго по ГОСТу» на неискушенного потребителя действуют безотказно. На фоне разоблачительных статей и телепрограмм из цикла «из чего на самом деле сделаны наши продукты», тема  ГОСТа, пожалуй, последний козырь для большинства мясопереработчиков в войне за покупателя. Впрочем и «пищевые телекиллеры», типа Алексея Егорова с НТВ или Антона Привольного из «Контрольной закупки», только укрепляют в массовом сознании потребительское бескультурье. Муссируя больную тему качества пищевых продуктов, они прививают любовь к ГОСТу и внедряют в неокрепшие мозги прочие мифы. Например, большинство победителей «Контрольной закупки» в категории «мясные продукты» становятся таковыми, поскольку в их колбасе доля белка больше, чем у прочих участников программы. При этом «Контрольная закупка» убеждала зрителя – чем больше в колбасе белка, тем лучше мясо, из которого она сделана. Между тем, доля белка в колбасе нагоняется добавлением белкового стабилизатора. Это перемолотая шкурка. Чистый холестерин.

 

Адепты госстандарта не говорят нам и о том, нынешняя колбаса делается по российским ГОСТам, которые существенно отличаются от советских. Хотя и советские ГОСТы далеки от идеала. Да и соя в колбасе, честно говоря, появилась еще при товарище Брежневе. При разработке советских стандартов интересы потребителя учитывались в последнюю очередь. ГОСТ всегда был призван работать на государство, которому необходимо было трудящихся накормить все равно чем, лишь бы не потравить. По ГОСТам можно изучать историю СССР – все экономические проблемы, переживаемые страной, тут же находили в них отражение. Начались проблемы с молоком – в госстандартах появилось сухое молоко. Начались проблемы с мясом – появились соя, белковый стабилизатор, мясо механической обвалки (оно же MDM – перемолотые кости, сухожилия, хрящи и т.п.)

 

Кроме того, необходимо было минимализировать затраты на технологии, безопасность производства и т.д. Простое тому свидетельство ГОСТ Р 52196-2003 для вареных колбас, которым «допускается увеличение массовой доли поваренной соли в готовом продукте на 0,3% в теплый период времени года (май – сентябрь)». Нормальное колбасное производство возможно лишь в помещениях, где соблюдаются низкие температуры. На старых советских предприятиях, которые на тех же системах охлаждения продолжают трудиться и сегодня, с холодом всегда были большие проблемы.

Эти проблемы обостряются, когда температура на улице подходит к 20 градусам. Поскольку соль обладает консервирующим свойством – государство официально разрешило увеличение ее доли в мясных продуктах. Что и понятно, не закрывать же колбасные производства на летний карантин.

 

А тем временем группа ученых из австралийского Университета Квинсленда опубликовала в медицинском журнале Heart статью с предложением к правительствам государств законодательно ограничить содержание соли в продуктах питания.  Опасения медиков вызвал тот факт, что в нынешнюю эпоху потребительского изобилия человечество стало потреблять в разы больше этой приправы, чем это было сто лет назад. Чрезмерное употребление соли, по словам специалистов, уже привело к росту сердечных заболеваний по всему миру. Три четверти потребляемой нами соли уже находится в продуктах, которые мы покупаем. В США и Великобритания многие производители уже указывают на этикетке количество соли в продукте. В Австралии на продуктах с пониженным содержанием соли ставят специальный логотип.

 

Российские власти и многие российские СМИ в качестве альтернативы соленой колбасе активно предлагают нам рыбу или курицу. При этом государство, как и в случае с ГОСТами, заботится о нас в последнюю очередь. Из последних тому подтверждений – инициатива главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко. Благодаря его стараниям с 1 января в России будет продаваться только охлажденная курица. Это значит, что российский рынок будет закрыт для импортной птицы в угоду отечественной, которая почти вся взращена на антибиотиках, гормонах и ГМО-кормах. Впрочем, рядовой потребитель искренне убежден в том, что все это относится к импортной курятине, а не наоборот. Его уже подготовили.

 

Готовят нас и к тому, что рыба должна стать чуть ли не ежедневным украшением нашего стола. Тем временем администрации США по контролю за продуктами питания и лекарствами (FDA) рекомендуем ограничить ее употребление до 400 граммов в неделю, поскольку рыба и всяческие морские гады абсорбируют вредные вещества, включая ртуть. К слову, ту же ртуть выводит рис, благодаря которому японцы умудряются есть представителей ихтиофауны чаще, чем это рекомендует FDA, и не хворают.

 

Питание должно быть сбалансированным. В нем должна быть и рыба, и мясо, и курица, и овощи, и колбаса с газировкой. К счастью, в России появляются адекватные люди, понимающие, что курица курице рознь, как и колбаса – колбасе. Нужно выбирать не товарную категорию, а бренд, который наклеен на упаковке с продуктом. Докторская, выпущенная на огромном старом предприятии, и Докторская, выпущенная на маленьком новом комбинате, даже из одних и тех же ингредиентов - две большие разницы. Но госструктуры и многие СМИ активно замыливают этот факт. В конечном счете, от этого выигрывают лишь недобросовестные производители.