ТОПЛИВО ДЛЯ НОВОЙ РУСОФОБИИ
На модерации
Отложенный
Издание «Знак» 11 октября сообщило о планах российского руководства срочно вернуть на родину всех обучающихся за границей детей российских чиновников. Достоверна ли эта утечка и зачем она нужна — версия Олега Кашина.
Молодые люди, испуганно озирающиеся на московских улицах. Их ломаный русский и неестественные улыбки. Молодой человек за соседним столиком в кафе, девушка на дорогой машине у парковочного автомата, некто странный на танцполе в клубе — новые образы новых москвичей. Тысячи молодых людей, одновременно перемещенных из пространства чужой культуры в Россию — это будет то, чего нельзя не заметить. И это не беженцы Донбасса. Это новая потенциальная элита, которую нельзя будет игнорировать и с которой нельзя не будет считаться.
Лучший способ избавиться от патриотизма
Кому эта картинка кажется утопической, вспомните Анну Чапмен. Российская номенклатурная девушка, которая жила в Англии и США по легенде разведчика-нелегала и, очевидно, собиралась прожить там всю жизнь, попала в жернова очередного шпионского скандала и вернулась в Россию шесть лет назад. В России ее ждала самая насыщенная жизнь, какая только может быть у женщины ее возраста: собственные шоу на телевидении, модный бизнес, даже политическая карьера в «Молодой гвардии». Но вся эта новая жизнь выглядела и выглядит до сих пор неуклюжей компенсацией — за ставшую недоступной обыкновенную жизнь «там», за невозможность пройтись по Пятой авеню, или выпить кофе на берегу океана, или поехать на поезде из Лондона в Париж, да мало ли что.
Анна Чапман
Безысходность, оказывается, может быть и такой — когда у тебя бутик на дизайн-заводе «Флакон», шоу на телеканале «Рен» и много чего еще. Но ты заперт в России, и все, что у тебя здесь есть, кажется тебе самыми свинцовыми мерзостями — просто потому, что не ты их для себя выбрал, и потому, что ты не в состоянии от них избавиться. При этом Анна Чапмен — всего одна. А представьте, если их вдруг в Москве окажется хотя бы десять тысяч — вот таких же людей, имеющих все и ненавидящих все, потому что они хотели жить на Манхэттене, а вместо этого приходится изображать счастье во имя карьеры отцов.
Это действительно будет новый класс, новая социальная группа, и степень ненависти этой социальной группы к той местности, на которую они не по своей воле перенесены — степень этой ненависти будет зашкаливать. Любой «национал-предатель» из оппозиции по сравнению с этими детьми окажется идейным патриотом. Неполученные западные дипломы, несложившаяся жизнь «там», нереализованные возможности — все это станет топливом для новой, пока еще непредставимой русофобии, носителями которой, безусловно, окажутся насильно возвращенные в Россию дети, жены, внуки и племянники
Лучший способ уничтожить систему — вернуть их всех прямо сейчас. Если этот слух окажется достоверным, то степень самоубийственности такого решения вполне может свидетельствовать об адекватности людей, которые его приняли или могут принять.
То есть вывод вполне очевиден — если это правда, то они там действительно сошли с ума.
Ведите себя хорошо, а то вернем детей
Патриотизм российской власти, ее привязанность к России, ее заинтересованность в процветании по российскую сторону границы — за шестнадцать путинских лет эти вещи никогда не выходили за пределы пропагандистской риторики, рассчитанной на внутреннюю аудиторию. Могут ли отцы, находящиеся у власти, сами поверить в собственную пропаганду? Да, наверное. Могут ли поверить в нее их дети, которые живут за границей? Нет, никогда. Романтические надежды на то, что, вернувшись, они окажутся заинтересованными в «хорошей России» — с западным качеством жизни, образованием, здравоохранением, всем — эти надежды тоже легко перекладываются на язык восторженных телевизионных сюжетов. Но ни для чего больше они не пригодны.
Чтобы все было по-настоящему, российская власть должна как минимум перестать быть собой. Но как это сделать, как себя сломать, как объяснить себе прежде всего, что Россия — это не ресурс, которым можно пользоваться в своих интересах, а то место, где тебе и твоим детям жить и умирать? Скорее всего, это просто невозможно. Ну, или цена, которую стоит за это заплатить, будет слишком высока — ненависть собственных детей, выдернутых из Гарвардов и Оксфордов (это в лучшем случае, чаще — просто из мест, удобных для прожигания жизни; все-таки российский мажор в самую последнюю очередь ассоциируется с хорошим западным университетом) во имя очередной политической кампании.
Стоит вспомнить популярный слух о причинах отставки Владимира Якунина из РЖД — когда стало известно о британском подданстве его сына, Якунину якобы предложили выбрать между паспортом и должностью, и он отказался от должности — Якунин, то есть самый последовательный в старом окружении Владимира Путина сторонник самых замысловатых антизападных теорий и самых радикальных патриотических идей. Чего уж говорить о менее идеологизированных чиновниках.
Владимир Якунин с сыном Андреем
Утечка о возвращении детей, вероятно, так и останется утечкой, но это не повод воспринимать ее как журналистскую ошибку или дезинформацию — нет, даже в формате «как сообщил анонимный источник» эта новость будет очень важной. Любая угроза тем и хороша, что, оставаясь угрозой, она влияет на своих адресатов эффективнее, чем если бы она была реализована. Страх оказаться без зарубежных запасных аэродромов — это лучший мотивирующий фактор для всего чиновничьего класса, и сейчас, когда и во внешней, и во внутренней политике началась какая-то совсем карнавальная нестабильность, такой мотивирующий фактор, конечно, не будет лишним для Кремля. Ведите себя хорошо, не позволяйте себе лишнего, а то вернем ваших детей в Россию. Страшно? Отлично. Так и надо, чтобы было страшно.
Комментарии
Никто их не боится, они вызывают совсем другие чувства, более похожие
на смесь презрения с отвращением. Правильный термин - мизокацапия.