Юбилейное
Российским рыночным реформам скоро 20 лет. Юбиляров обычно хвалят. А у нас поносят. Превратив слово "либерал" в разновидность матерного ругательства. Мол, загубили, сволочи, экономику. Неправда. Уже была тяжело больной. Страдала от тотального товарного дефицита. Что происходило на самом деле? Представь, уважаемый читатель, обычный московский универсам. Выходной день. Раннее утро. Толпа мужиков. Пустые прилавки. Внезапно задняя стенка раздвигалась. И оттуда летели свертки с колбасой. Мы за ними прыгали как козлы. Ловили на лету. Между собой не дрались. Зато грубо выражались. По адресу советской власти.
Ситуация в экономике была ужасной. Плановая система уже не работала. А рыночная - еще не работала. Образовался провал. Из него полезла вверх инфляция. Настолько стремительно, что власти просто не успевали печатать деньги. Ко всем дефицитам добавился еще один - наличности. Зарубежные аналоги мне неизвестны. Похоже, мировой рекорд... В регионах начался выпуск местных денежных суррогатов. Ими дополняли рубли. Сейчас это радость нумизмата. А тогда был спасательный круг.
Когда Родине тяжело, нет отбоя от тех, кто спешит на выручку. Нечто подобное было и на этот раз. Помню четыре предложения. Первое - заморозить зарплаты и цены. Так считало большинство делегатов съездов народных депутатов. Им поддакивали в правительстве. Даже в администрации президента. Хотя, казалось бы, ясно, что открытая инфляция чревата подорожанием товаров. Подавленная - их полным исчезновением или перемещением в тень. Да и кто будет морозить, а главное - как? Эффективное воплощение этой затеи было возможно только при Сталине. В те времена вроде бы возвращаться не собирались.
Второе - провести финансовую амнистию. Суть: списать все долги и начать новую жизнь с чистого листа. Выглядело привлекательно. Особенно для тех, кто набрал взаймы, а отдавать и не думал.
Мы, помню, удивлялись наглости просителей. Не понимая, что присутствуем при зарождении отечественного лоббизма.
Третье - поддерживать экономику вливаниями из бюджета. А что? Возможно. Но лишь при условии, что казна забита деньгами. На самом деле она была дырявой. На 1993 год Верховный Совет принял бюджет с дефицитом 25% ВВП. Замечу: тогда обходились без государственных ценных бумаг. Минфин брал деньги живьем. Напрямую у Центробанка. Еще больше, естественно, разгоняя инфляцию.
Четвертое - ввести специальные счета. Чтобы предприятие могло снять оттуда деньги только на инвестиции. Не понимали, бедные, что они полностью исключались из-за дикой и непредсказуемой инфляции. Заставить было уже нельзя. Социализм ушел в историю.
Немного про 1993 год. Меня тогда мобилизовали. Занимался не экономикой, а политикой. Работая на съездах народных депутатов. После заседаний выходили все вместе. Через Спасские ворота. Мы шли на Старую площадь. В администрацию президента. А избранники шагали чуть правее, в гостиницу "Россия". У храма Василия Блаженного нас встречала толпа демонстрантов. Самое страшное состояло в том, что коммунисты отличались от демократов только содержанием плакатов. И те, и другие были наши. Родные. А следом пришел проклятый октябрь. Когда мы чудом избежали гражданской войны.
Почему именно российские реформы стали самыми тяжелыми? Потому, что мы реально строили социализм. По-честному. От души. На века. Остальные бывшие собратья по соцлагерю, особенно европейские, больше сачковали. Притворялись. Отлынивали. Считая главной задачей не построение нового общества, а неприбытие советских танков. И, как потом оказалось, правильно делали. За границей наши преобразования считают грандиозными и успешными. Называют одним из главных позитивных событий XX века. Удивляются тому, что у нас продолжают ругать их авторов. Даже после смерти. Мне самому непонятно. И стыдно за сограждан.
Комментарии
Г-н Лившиц ! А не пора уже покаяться ?
Ложь повторенная сто раз в сто первый правдой не становится, не смотря на стихи
аффтору "пусть каждый стыдится за себя"...