Все меньше россиян поддерживают расстрел Белого дома в 1993 году

Расстрел нравится гражданам все меньше

 
Александр Братерский, Владимир Дергачев 
4 октября 1993 годаВладимир Федоренко/РИА «Новости»4 октября 1993 года

Количество сторонников расстрелянного президентом Борисом Ельциным Верховного совета РСФСР увеличивается, отмечает Левада-центр. Эксперты считают колебания в социологии незначительными, а сторонники и противники Ельцина признают: расстрел Белого дома нанес колоссальный удар по российскому парламентаризму.

 

Основным выводом нового исследования Левада-центра можно назвать увеличение количества граждан, уверенных, что во время противостояния между сторонниками Верховного совета РСФСР и президента России Бориса Ельцина в октябре 1993 года правота была за сторонниками парламента. Согласно опросу, 12% респондентов ответили, что правы в противостоянии были именно сторонники Верховного совета. В 2006 году так считали 10% респондентов.

В свою очередь правоту за сторонниками президента Бориcа Ельцина признают всего 6% опрошенных, тогда как в 2006 году таковых было 9%.

Все меньше людей считают правыми сторонников обеих ветвей власти. Десять лет назад этой точки зрения придерживались 20% опрошенных, сегодня так считают 17% респондентов.

 
 
 
 

Во время всех опросов сторонников Верховного совета было всегда больше, чем сторонников первого президента России, отмечает замдиректора Аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин.

«Отношения россиян [к расстрелу парламента] связаны не с симпатией к Верховному совету как таковому, а с антипатией к Ельцину. Ошибки исполнительной власти считаются более существенными, чем ошибки законодательной власти», — говорит социолог.

По его словам, увеличение числа сторонников расстрелянного парламента «статистически незначительно».

Родовая травма Конституции

Спусковым крючком для событий 1993 года стал указ президента Бориса Ельцина №1400 о роспуске парламента страны. Верховный совет, считал Ельцин, мешал проведению радикальных экономических реформ.

 
 

С этим согласен и социолог Левада-центра Алексей Гражданкин: «Мы не можем дать оценку событиям столетней давности — Февральской революции. А что уж говорить о событиях 20-летней давности».

Несмотря на то что все ключевые участники тех событий (кроме председателя Верховного суда Валерия Зорькина) уже ушли с политического олимпа, в политических элитах и даже в большой части либеральной оппозиции существует определенный консенсус насчет происшедшего. Многие из сегодняшних противников находились на одной стороне баррикад, вокруг Ельцина, и не хотят проводить ревизию событий тех лет.

В то же время в рядах бывших сторонников Верховного совета нет единого мнения в оценке «черного октября». В своих воспоминаниях они часто обвиняют друг друга в происшедшем. Среди сторонников действий Хасбулатова и Руцкого были представители самых разных политических сил — от небольшой части демократов и умеренных активистов до радикальных левых и крайних националистов, а также примкнувших обычных депутатов, сохранивших верность Конституции.

В 2013 году Госдума не стала рассматривать обращение КПРФ к президенту Владимиру Путину провести расследование тех событий. Сам Путин ни разу не делал политических заявлений относительно расстрела парламента в 1993 году. Журналисты, которые сопровождали его при посещении Ельцин-центра в Екатеринбурге, отметили, что он долго и молча стоял в зале, посвященном расстрелу Дома Советов.

Опрос социологов Левада-центра был проведен 23–26 сентября 2016 года среди 800 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводилось на дому у респондента методом личного интервью.