РАБСТВО В БИБЛИИ
На модерации
Отложенный
Почему православные называют себя "рабами Божьими"? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его атрибутику. Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя "раб Божий"? Парадокс. С одной стороны, христианство - религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: "Бог - это любовь". А с другой стороны - апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного, бесправного раба?
РАБСТВО В БИБЛИИ
Когда мы произносим слово "раб", перед глазами встают ужасные сцены из советских учебников по истории Древнего Рима. Да и после советской эпохи положение мало изменилось, ведь мы, европейцы, знаем о рабстве почти исключительно по рабству у римлян. Античные рабы... Абсолютно бесправные, несчастные, "человекоподобные" существа в оковах, прорезающих руки и ноги до самых костей... Их морят голодом, избивают плетьми и заставляют работать на износ 24 часа в сутки. А хозяин, в свою очередь, может в любую минуту сделать с ними все что угодно: продать, заложить, убить...
Это и есть первое заблуждение относительно термина "раб Божий": рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.
Иногда такое рабство называют патриархальным . В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама - отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии "домочадцем" (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: "Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство" (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.
Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: "Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его" (Исход, глава 21, стихи 2-3).
Наконец, слово "раб" широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что " говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим " (Исход, глава 33, стих 11).
Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств.
А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.
РАБСТВО ЛЮБВИ...
Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное - современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая - иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения "раб Божий".
Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: "я раб Божий", он выражает свое религиозное чувство .
И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи - Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он - Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став "рабом Божьим", человек все равно остается свободен в своем выборе.
Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.
Социальное рабство - это всегда страх раба (в большей или меньшей степени) перед своим господином. Но отношения человека с Богом основаны вовсе не на страхе, а на любви. Да, христиане называют себя "рабами Божьими", но почему-то люди, которые недоумевают насчет подобного наименования, не замечают таких слов Христа: " Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями..." (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 14-15). Что же заповедует Христос, за что Он называет Своих последователей друзьями ? Это заповедь о любви к Богу и ближнему. И вот когда человек начинает исполнять эту заповедь, он обнаруживает, что принадлежать Богу можно только всецело . Другими словами, обнаруживает свою полную зависимость от Господа, который Сам есть Любовь (1-е Послание апостола Иоанна, глава 4, стих 8). Таким образом, в "странную" фразу "я раб Божий" человек вкладывает ощущение полной и всецелой зависимости своего сердца от Господа, без Которого оно не может по-настоящему любить. Но эта зависимость свободна.
1) Слово "раб" в Иудее (в отличие от античного мира) имело не уничижительное современное значение "бесправное, унижаемое господином существо", а просто "работник".
2) Зная, что Господь ведёт нас к совершенству и желает нам только блага, т.е. счастья и добра, то в подчинении Его воле нет ничего унизительного.
3) Использование этого эмоционального слова акцентирует наше внимание именно на необходимую степень нашего доверия и верности Творцу. Господь не должен быть в нашей жизни лишь "помощником в кризисных ситуациях".
4) Глубокое понимание Библии предполагает необходимость учитывать исторический, событийный, лингвистический контексты. В противном случае, фразой "Кесарю кесарево, а Богу Богово" (Мф.22; 15-21) можно оправдать что угодно...
5) Личные взаимоотношения человека с Богом проходят три последовательные стадии - раб, наемник и сын. Источником этой классификации является Евангельская Притча о блудном сыне (Евангелие от Луки, 15:11-32).
Все эти термины обозначают полноту причастности человека к Богу.
"Прочтите у аввы Дорофея то, что он говорит об отношении раба, наемника и сына: раб трудится из страха, наемник - ради оплаты; это все - договор. Сын - на других началах; за любовь не заплатишь, отношения между людьми не выкупишь ничем, не только деньгами". митрополит Антоний Сурожский
Комментарии
Комментарий удален модератором
Понятие "раб" используется для ломки инстинктивных животных программ в человеке и бьёт по иерархическому инстинкту. Смысл - точка отсчёта для духовного роста, типа быть униженным и терпеть не стыдно, обрести счастье и здоровье минуя путь стяжательства - возможно. Советская атеистическая идеология оставила все методы Церкви, наработанные веками, но удалила из этой стройной системы Бога. Результат плачевен. Скотское начало в человеке, по Библии - олицетворение Диавола, со всеми атрибутами, хвостом, рогами, копытами и пятаком одержало верх. Мы это наблюдаем в структуре государства, господствующих ценностях, обсолютно идентичных структуре первобытного стада. Приехали, короче.
Комментарий удален модератором
А про неубивать - это просто ты очень мало знаешь
Комментарий удален модератором
иудейский бог во всем ветхом завете учит убивать другие народы, носиловать женщин других народов и обращать их в наложниц, убивать детей других народов, обманывать другие народы, жульничеством и воровством прибирать их богатства, подкладывать за бабло своих жен сильным мира сего и тд
Читай внимательно! А то как не сунешься к "христианам" так оказывается что кроме проповедей попов "первоисточник" они в глаза не видели
Вера,слепа по определению,она не требует доказательств и,следовательно,не может быть предметом дискуссий!Дискутировать о сроках написания Библии с верующим человеком.да и о тонкостях перевода,это неправильно,то,что для одного-любопытство,для другого оскорбление!Осторожнее надо!И не в Блогах,наверное?Поясню,что САМ я давно и сознательно НЕВЕРУЮЩИЙ,Хотя меня всегда очень интересовала история религий(и не только христианства).
Теперь о "рабстве".Понятие очень расплывчатое,в разное время,у разных народов.Видимо,дело в том,что переводчики на европейские языки применяли тот термин,который им был привычен!Называли же Китайского Вана-КНЯЗЕМ,а Ди-Императором,хотя в европейском понимании -это совсем не так.Так и с рабами.Еврейские рабы не тождественны Римским и египетским,ни тем более средевековым европейским сервам,ни азиатским рабам,ни тем более,китайским!Кстати,говорить о Религии в Гайд парке -не знаю,не знаю...Смахивает на пропаганду.А свобода совести?
Комментарий удален модератором
В глубинном религиозном понимании человек должен приводить доказательства лишь сам себе. В том смысле что именно он, человек, ввиду своей развратившейся природы, сам отдаляет себя от Бога. И понимание этого - и есть первый шаг к Богу и вере.
Вы верите, что атеист верит, что он не верит в бога!
Безбожник у вас во что верит?
Бог должен слышать ваше, православное это "Господи помилуй?"
Но я надеюсь что услышит.
Я грешник.
Зачем тогда вопить как блаженный?
Всё равно вас он не услышит!
Написано же стучите и откроют.
К сожалению я не видел Ваших научных трудов а диагноз всем православным Вы уже поставили.
В силу диагноза, вы не могли понять!
1.-диагноз ставила не я, а врач!
2.-научные труды не поймёте!
Человек ДОЛЖЕН попавшему в беду помочь, и КОГДА НЕ ПРОСЯТ!
Жалко, что вы с богом не из таких!
Шлындайте со своими советами дальше, я не буду говорить куда!
Нет, не так. Не глупо!
Бог не должен, но он всегда хочет и всегда готов. Он только ждет нашего "разрешения" (обращаю внимание на кавычки), приглашения в нашу жизнь. И вопрос даже не в молитве, а в решении - нужен ли мне Бог. Именно в этом и заключается подлинная свобода: не "что хочу - то делаю", а "чего не хочу - того не делаю", мол, не нужен мне Бог - вот и проживу без Него. И Бог, бесконечно уважающий нашу свободу и наш выбор, поддерживает наше мнение.
Надо знать, слух не зависит от наполнения сердца, мочевого пузыря, кишечника или другого органа!
У меня вопрос: "Вера - отсутствие знаний" - это определение откуда?
Аксиома понятна любому дураку, кроме круглого!
2+2=4 знаете, и не поверите что 2+2=иному!
Вопрос есть?
Мне больше нравится определение большинства толковых словарей: Вера - признание чего-нибудь истинным без предварительной проверки. И здесь ключевым словом является "предварительная". То есть, что-то принимается на веру, а уже потом проверяется (опытом, логикой, рассуждением). Именно поэтому кто-то утверждается в вере, а кто-то разубеждается.
И я очень Вас прошу - не хамите. Пожалуйста! :)
ХАМИТЬ, ЭТО НЕ ЗНАЯ УТВЕРЖДАТЬ!
Ваш вопрос глуп как пуп, у аксиомы НЕТ источника, это объективность!
Цитирую толковый словарь, о которых вы так нагло врали.
"ВЕРА,Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н. В. в победу. В. в людей."
Зачем впендюриваете сюда ключевое слово, вы умнее учёных составившие этот словарь?
И я вас очень прошу НЕ ВРАТЬ, прямо говоря, не пукать, не можете удержать идите в туалет!!
Мне на вы!
"бесноватая" нет!
Вам его ПОП дал!
Он бесов у вас изгонял, пока не получилось, попробуйте ещё!
Ну смысл с Вас? Бегаете по темам да своего врача всем тыкаете. Ну поставил один человек диагноз тысячам людей ну Вам то что кто он Вам? Я не видел еще ни одного "нормального" психиатра такое впечатление что они к пациентам стараются "поближе" быть. Вам то это ЗАЧЕМ? Не диссертацию же писать....
Зачем ето детство "сам такой". Вы б статью написали я б с удовольствием прочёл бы, а бегать по огородам... ну смысл?
Не пропадёт ваш скорбный труд пойдёт на удобрениё!
Повысите урожай огорода
Ну а кроме этого Вашего чудного свойства статью написали б "Чем мне близко творчество В.Игнатьева" например, а я бы вам удобрений достал бы.
Но по сути жду ссылку дайте почитать Ваш труд.
Самому в положении раком, не в церкви стоять, а огород полоть, сорняков не будет!
http://forum.bt-lady.com.ua/viewtopic.php?t=3188
Жертвуют, а он взамен ничего не даёт и не должник
Хватит молоть чушь В каких ето жертвах нуждается Бог? Какую жертву в Вашем понятии человек может дать Богу?
Бога вы, а не я, сравнили с нищим!
Будете верующим узнаете подробно о жертвах богу!
Квас в бочках
С кем вы и иже с вами, бога сравнили, НЕ БУКВАЛЬНО?
Кто вас просил примеры приводить?
МОЛЧАТЬ!!" Если на вопрос не хотите отвечать!!!
Если на вопрос не хотите отвечать
ЗАКРОЙТЕ РОТ!!!
У вас кожа на спине коротка!
обнажил немощь немощного и отяготил его чувством долга пред тобою!
2. Хотящий помощи! Проси и умоляй её, ибо тебе её никто не должен!
Отказавших не брани, ибо даёт тот, кто имеет!
3. Мужество дающих - в бескорыстии.
4. Мужество принимающих - в признании немощи своей!
Если так замечательно - быть рабом? - будь рабами. Но не навязывайте свое мнение!
Комментарий удален модератором
Как модно сейчас спекулировать на библейском (и вообще религиозном) понятии рабства! Вы представили очень содержательные и подтверждающиеся Священным Писанием (а именно на него ссылаются при критике) богословские тезисы. Мне приятно, что рассуждение не заключается в самом себе, а подтверждается источниками!
Вот так-то! Этот отрывок - свидетельство усыновления человека Богом. Рабство упразднено! "... нет ни Еллина, ни Иудея, ...варвара, ...раба, свободного, ..."
Рабство, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. На стадии наиболее отчётливых форм Р. раб не имел никаких прав; лишённый экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое положение рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник, особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. легло в основу рабовладельческого строя. Источники Р. — иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за совершенные преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля и пр. Начальной формой Р. было т. н. патриархальное P., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены: они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства.
Исх 21:1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришел один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети ее пусть останутся у господина ее, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю, -
6 то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;
8 если она не угодна господину своему и он не обручит ее, пусть позволит выкупить ее; а чужому народу продать ее не властен, когда сам пренебрег ее;
9 если он обручит ее сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
10 если же другую возьмет за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
11 а если он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
Поизмызгал его, невтерпёжь!
Я задавала этот же вопрос батюшке. Он сказал, что это очень емкий вопрос. Существует наука аскетика - там все ответы. У меня не было еще времени и вдохновения вникнуть. Может это получится у Вас
Раб диявола - это тот, кто работает разным богам, сектам, разнорелигиозности, кто душ0й, сердцем и разумом раб золотого тельца.
Безликими и безправными рабами были миллионы в СССР в древнем Египте и т.д.
Раб - это рабочий человек, раб может быть социально по закону быть защещён, а может быть узником безправным и униженным, работающим за 150гр. хлеба всутки и 100гр. похлёбки, как - это было в рабском СССР.
И дует в дуду иноземцев.
Слово РА-Б означает - человека испускающего Свет Божий, которому свойственна ВЕ-РА, т.е. видение Света Божьего.
И кто обладает ВО-Лей, т.е. способностью ТВОрить...
Другое дело автор задался бы вопросом - кому выгодно, чтобы НЕ-ВОЛЬ-НИКА путали с РАБОм?
В рабовладельческом строю иных понятий не было.
Или, точнее, Вас научили так думать.
Те, кто и сегодня считает людей Света - несвоими.
Подумайте - кто это?
Желаю счастья
Желаю счастья
И несомненно.
Но кому Вы шлёте свои мысли?
Задайте себе вопрос!
Желаю счастья