Афганистан: 15 лет «свободы и процветания»

5 сентября 2016 года в афганской столице с небольшими интервалами прогремело четыре взрыва – в районах расположения министерства обороны, полицейских постов и гостиниц для иностранных граждан. Взрывы сопровождались перестрелками талибов и афганских силовиков в самом центре Кабула. Жертвами боевых столкновений и терактов стали свыше 100 человек.

19 сентября 2016 года от американского авианалёта на боевиков «Талибана» в провинции Урузган погибло восемь афганских полицейских. Лояльных правящему режиму служителей закона, обученных и экипированных за американский счёт. Заокеанско-заоблачные вершители судеб ошиблись и дважды ударили по сухопутным союзникам. Талибы потерь не понесли.

26 сентября 2016 года в афганской провинции Кундуз два солдата правительственных войск заступили на охрану поста, передового мини-гарнизона. В глухой час караульной службы они перебили 12 своих спящих товарищей и с оружием в руках перешли на сторону талибов. Бои на территории провинции продолжаются несколько лет, ареал влияния лоялистов с каждым годом сокращается.

Так живёт горная страна через 15 лет после всемирного навала на изгоев движения «Талибан», после глобального единодушия в искоренении мирового терроризма. После возвращения Афганистана на путь цивилизованного развития, на дорогу свободы и магистраль процветания…

Очередное освобождение страны от скверного правительства и война с иноземными оккупантами начались одновременно, 7 октября 2001 года. Ровно через 4 недели после шокирующих ударов Аль-Каеды по США. Более того – атака на Афганистан «всеми доступными военными силами и средствами» анонсирована президентом Дж. Бушем 21 сентября, всего через 10 дней после американской трагедии. 22 сентября 2001 года Саудовская Аравия и ОАЭ разорвали дипломатические отношения с режимом талибов, оставив их в полной внешнеполитической изоляции. Возмездие не ведало сомнений и не просчитывало последствий.

Обрушение нью-йоркских башен-близнецов предвосхитило крах целых государств. 3.000 траурных табличек на могилах невинных американцев взывали к отмщению, кара последовала с тысячекратным усилением. 11 сентября 2001 года – во многом определяющая дата для современной геополитики. Поход против мирового терроризма начался с ударов по талибам. При этом движение «Талибан» никогда не признавалось властями США террористическим – стоит ли удивляться полному краху амбициозного похода?

Войну в Афганистане вела самая представительная коалиция в мировой истории. Фактически она состояла из всех государств планеты, пользовалась полным одобрением ООН и всех гуманитарных организаций без исключения. Численность армии вторжения превысила 130.000 наиболее подготовленных бойцов. В авиационном, технологическом, разведывательном, информационном, финансовом и многих иных компонентах превосходство над талибами имело и имеет подавляющий характер. Проамериканская коалиция привлекла на свою сторону Северный Альянс – его отряды к октябрю 2001 года были близки к полному разгрому. С 2006 года афганские силы безопасности принимают все более активное участие в контроле над собственной страной. Расходы на афганскую кампанию составляли сотни миллиардов долларов ежегодно.
Проблема мирового терроризма заливалась комбинированным дождём из напалма, долларов и бравурных реляций – но потушить пожар не удалось.

15 лет назад правительством США были объявлены три главных приоритета своих действий в Афганистане:

- Свержение режима талибов.
- Ликвидация влияния «Талибана» в региональном масштабе.
- Розыск и судебное осуждение лидеров Аль-Каеды.

Ни одна из целей не достигнута.

Осенью 2016 года «Талибан» пользуется большей общественной поддержкой афганцев, чем 15 лет назад. Он контролирует большие территории, чем 15 лет назад.

Его отряды вооружены и организованы лучше, чем 15 лет назад. При этом талибы не несут ответственности за 40-кратный (!) рост производства опиумного мака в Афганистане за последние 15 лет. Их нельзя обвинить в поддержке запрещённого в РФ халифата. Талибы не совершили ни одного теракта за пределами афганских и пакистанских границ. Они договороспособны – что очевидно уже по эпизоду обмена американского сержанта на пятерых высокопоставленных талибов зимой 2014 года. Судьбу кадрового бойца US Army в плену ИГИЛ страшно представить – в плену талибов он провёл пять лет, сохранив физическое и душевное здоровье.

Ликвидация лидеров боевиков осуществляется тайной охотой ударных БПЛА и неизбежно приводит к кровопролитным ошибкам. За 15 лет очередной афганской войны её жертвами стали не мене 100.000 человек. Даже розыск лидеров Аль-Каеды завершился скомканной расправой над У. бен Ладеном, но не судебным процессом. Столь же маловразумительным выглядит уход США и НАТО из Афганистана. Если при Буше талибов хлестали бронированным кнутом, то при Обаме их задабривают пряниками диалога и сотрудничества.
Но зачем талибам компромисс, если они способны вернуться к власти силой?!

Прекращение вооружённых авантюр US Army в Ираке и Афганистане – краеугольный столп внешнеполитических намерений Б. Обамы 2008 года, одна из причин его избрания президентом США и уникальное основание для вручения нобелевской премии мира авансом. Действующий глава американского государства предпринял серьёзные усилия для выполнения предвыборных посулов. Вывод основного контингента US Army из Ирака состоялся в 2011 году. Под сокрушение ливийской государственности объявлено об уходе из Афганистана к концу 2013 года. Ввести войска оказалось гораздо проще, чем выбраться из милитаристской ловушки.

Эвакуация американских подразделений из Ирака создала вакуум силы в ослабленном и фрагментированном государстве. Пустоту заполнил радикальный джихадизм – впервые создав квазигосударство, разгромив правительственные войска, распространив своё жуткое влияние на обширные территории Ирака и Сирии, дотянувшись террором до благополучной Европы и обездоленной Африки. Международная коалиция из 67 стран во главе с США воюет с ИГИЛ третий год – на полное сокрушение армии С. Хусейна и на оккупацию Афганистана хватило нескольких месяцев. Чёрное пятно в междуречье Тигра и Евфрата чрезвычайно устойчиво к авиационным налётам и наскокам сухопутных союзников США.
Данный прецедент вынудил мирового гегемона задержаться и в Афганистане.

К октябрю 2016 года военный контингент US Army в горной стране насчитывает 8.500 солдат и офицеров. Его поддерживают около 26.000 сотрудников американских частных военных компаний, инструкторов и снабженцев. Подразделения ближайших союзников по НАТО защищают собственные места постоянной дислокации и на расстановку сил не влияют. Афганская армия и полиция насчитывают 300.000 сотрудников, но их лояльность в тылу и стойкость в боевых условиях весьма сомнительны.

О «свободе и процветании» Афганистана западные элиты давно не рассуждают, задачей-максимум стал безболезненный уход из непокорной страны. Контроль официального Кабула над ключевыми провинциями слабеет с каждым днём. Война США с талибами фактически проиграна. Судя по радикальной вакханалии в Ираке и Сирии – это не самое худшее поражение по гуманитарным последствиям.

Мировому сообществу и особенно сопредельным с Афганистаном государствам необходимо вынудить все противоборствующие стороны к поэтапному снижению конфронтации.
Пока влияние чёрных палачей в Афганистане минимально.
Пока война является в основном внутриафганским делом, а внешние игроки стремятся к эвакуации.
Пока каждый афганский город не превратился в катастрофические развалины Алеппо.