Правда победила, но никакой радости это не вызывает
Кратко про Боинг. Что изменилось, что не изменилось, перевернута ли сегодня важная страница?
Вроде бы и нет: просто официально подтверждено все то, что любой разумный человек — вооружившись здравым смыслом, бритвой Оккама и «утиным принципом» — понимал в день трагедии, 17 июля 2014 года. Официальное расследование внесло некоторые уточнения (проследив маршрут БУКа из России и обратно в Россию) и, вероятно, внесет еще некоторые (указав имена конкретных исполнителей преступления), но общая картина произошедшего за прошедшие 26 месяцев практически никак не изменилась. Это и не может удивлять — в XXI веке, со спутниками и точными картами, с кучей мегапикселей в каждом телефоне — зенитно-ракетная установка никак не может быть иголкой в стоге сена. Менялось тысячу раз лишь вранье российских властей — ну на то оно и вранье; у правды одна тропинка, у неправды их сколько угодно.
Понятно и то, почему расследование заняло столько времени (и займет еще) — об этом тоже не раз уже было сказано. Расследование это стоит десятки и сотни миллионов долларов, оно должно установить факты, которые лягут в основу решений независимого суда, а потом — в основу страховых выплат, компенсаций, исков родственников погибших и так далее. Поэтому никакая дотошность не могла быть чрезмерной; поэтому голландские расследователи в своем докладе вынуждены были уделять внимание и страницы каждой из бредовых версий российских властей (пусть даже бы эти версии и противоречили друг другу и здравому смыслу) и опровергать их фактами.
Правда победила (она всегда побеждает, пусть это иногда очень трудно и требует очень много времени), но никакой радости все это не вызывает.
Потому что одно важное изменение все же сегодня произошло, было зафиксировано.
Два года назад Россия была стороной, из-за действий которой был по ошибке сбит большой пассажирский самолет с 298 невинными людьми на борту. Это ужасно — но это бывает. Критическая развилка случилась позже.
Сейчас, два года спустя, Россия — это сторона, которая (и это установлено теперь на бумаге):
— в течение двух лет мешала официальному расследованию, фабриковала улики, пыталась направить его по ложному следу, вела агрессивную пропаганду, представляла международной следственной группе недостоверные данные;
— не признала официальные результаты расследования (это уже случилось — см.
заявления российских официальных лиц после публикации голландского доклада);
— соответственно, очевидно, не будет и далее признавать свою вину, выплачивать компенсации и т.д.
К чему это приведет? Понятно к чему: к новым санкциям, арестам имущества, ограничениям международной торговли; к дальнейшей изоляции страны, разрушению ее экономики, падению уровня жизни граждан.
Важно понимать: это сознательно выбранная историческая развилка. В течение всех двух лет, что шло расследование, Россия могла изменить свою позицию — могла начать сотрудничать со следствием, признать очевидное, принести извинения, начать решать вопрос о компенсациях и т.д.
Этого не было сделано, и за это очень дорогую цену заплатили все граждане страны; их интересы были преданы, они заплатили за эту политическую позицию снижением реальных доходов на 10-15% в среднем.
Сегодня — и в этом историческое значение сегодняшнего дня — властями России сделан очередной выбор. Снова: можно было признать результаты расследования, и история свернула бы на другую дорожку. Но выбор сделан, очевидно, на самом высоком уровне — врать дальше и дальше все отрицать. За этот выбор снова будут платить все россияне.
17 июля 2014 года — день преступления. Как это часто бывает, преступники одни, а стыдно другим и страдают другие.
Период времени после 17 июля 2014 года и до 28 сентября 2016 года — период реализации последовательно порочной стратегии, нанесшей огромный ущерб стране и ее гражданам.
И, наконец, сегодня, 28 сентября 2016 года — день еще одного предательства национальных интересов россиян.
Владимир Путин сам ввел в оборот словосочетание «национал-предатель», воскресил этот геббельсовский штамп. Но это словосочетание лучше всего подходит к нему: безусловно стратегия России после катастрофы малайзийского Боинга рейса MH-17 утверждалась им, и, таким образом, он в течение этих двух лет последовательно является национал-предателем, а сегодня — день нового большого предательства. В этом и только в этом главное значение этого дня в истории.
Леонид Михайлович Волков
Комментарии