Сибирь без ретуши

На модерации Отложенный

Сибирь методично превращается в мертвую землю, а власть на местах старается «не замечать» убогость, царящую на многих территориях… Приметы нашего времени: грязь и нищета уже не режут нам глаз , и стали народу привычны.

Эта любительская зарисовка, не годится для рекламных проспектов о реализации национальных проектов в Сибири, и не для мелованных страниц партийных газет «Единой России».

Неудобная- правда. Реальная действительность, которую почему- то ни кто не хочет видеть, ни власть, ни сам народ.

Живая природа молит о помощи и пощаде, стучит в наши души , взывая к совести, а мы всё «играем» в политику, бежим в суетливом потоке серых буден и ни чего - не хотим замечать . Не ужели так и надо?

Один из крупных рукавов великого Енисея- Минусинская протока превращена в зловонное болото посредине семидесяти тысячного города.

23 километра обмелевшего русла напоминают большую помойку- результат реализации грандиозного проекта века- строительства Саяно –Шушенской ГЭС.

Энергетики при молчаливом содействии местной власти – сгубили и продолжают губить реку, много веков служившую народам живущим на её берегах. Река поила, кормила и радовала людей своей хрустальной чистотой.

Ширина протоки на всём пути менялась от 70 в верховье, до 200- 250 метров в нижнем устье. Глубина была от метра- двух на перекатах, до 5-7 метров в остальной части.

Более 100 лет, это была прекрасная транспортная артерия. По протоке ходили пароходы, катера, на баржах и плотах сплавляли дары щедрой земли: зерно, овощи, арбузы…

Всё лето шел лесосплав, из верховьев буксиры приводили огромные плоты таежного леса для лесоперерабатывающих предприятий.

Река была богата рыбой , в ней водились в больших количествах: стерлядь, осетр, таймень, ленок, хариус, щука, елец, окунь, налим, язь…

Сегодня эти представители местной фауны остались лишь в коллекциях экспонатов краеведческого музея.

Долгие годы река служила для людей единственным питьевым и хозяйственным источником водоснабжения, местом отдых.

В городе и каждом прибрежном селе были прекрасные песчаные и галечные пляжи, на которых целыми днями плескалась детвора. Летом чистейшая, проточная вода прогревалась до 18 – 20 градусов.

Сегодня вода сбрасываемая из нижних- холодных слоев водохранилища в самые жаркие дни всего 6- 8 градусов.

В городе стоящем на реке, много лет уже нет ни одного пляжа Только отчаянные рискуют входить в протухшую воду. Это- опасно.

Сюда сливают неочищенные хозйственно - бытовые стоки находящиеся выше города по течению поселки, попадают загрязненные химикатами воды с овощеводческих комплексов китайских предпринимателей , неочищенная ливневая канализация с промышленной площадки предприятий электротехнического комплекса…

В водах значительное превышение допустимых значений загрязняющих веществ по многим показателям. Не говоря уже о мерзком черном иле образовавшемся за тридцать лет с начала её регулирования и гниющей растительности.

Бездействие людей и власти нанесло необратимый урон природе.

Хочется верить, что наступит время когда назовут всех причастных, к этому преступлению и определят вину каждого, начиная с чиновников ставивших свои подписи под документами, заканчивая проектировщиками , которые создали неудачный проект защитных сооружений.

Только кому от этого станет легче?