Глава 8 Что детям читать?

На модерации Отложенный Руководитель лиги зла не ослабляет усилий, стремясь изъять из нашей жизни Слово Божье и поставить во главу угла человеческое мнение. Цель этих усилий в том, чтобы мы не услышали голос Божий, говорящий: «Вот путь, идите по нему» (Ис. 30:21). Искажая суть и цели образовательного процесса, он делает все, что в его силах, чтобы затмить небесный свет. Философские измышления и научный поиск, подразуме¬вающие отрицание Бога, тысячами плодят скептиков. В ны¬нешних учебных заведениях выводы, к которым пришли ученые в результате своих научных исследований, подаются как истина, их старательно преподают и как можно более полно разъясняют, стремясь сформировать мнение, что если эти ученые мужи правы, то Библия ошибается. Скептицизм привлекателен для человеческого ума. Молодежь видит в нем независимость, пленяющую воображение, но они заблуж¬даются. Сатана торжествует. Он питает каждое семя сомнения, посеянное в молодых сердцах. Он стимулирует его рост и помогает созреванию плодов, и вскоре пожинается обильный урожай безбожия. Именно по причине свойственного человеческому сердцу влечения ко злу так опасно сеять семена скептицизма в молодых умах. Все, что ослабляет веру в Бога, лишает душу силы противостоять злу. Оно размывает единственную реальную преграду на пути греха. Нам нужны школы, где молодежь будут учить тому, что величие человека состоит в том, чтобы почитать Бога, раскрывая Его характер в повседневной жизни. Через Его слово и Его дела нам нужно познавать Бога, чтобы мы в нашей жизни могли исполнить, согласно Его воле, свое предназначение. Истинный источник света Чтобы получить образование, многие считают необходимым изучать работы неверующих авторов, поскольку эти труды содержат много ярких жемчужин мысли. Но кто был перво¬источником этих жемчужин? Бог, и только Бог. Он - источник всякого света. Тогда зачем нам преодолевать вброд реку заблуждений, содержащихся в работах неверующих, ради нескольких интеллектуальных истин, когда вся истина нахо¬дится в нашем распоряжении?! Как получается, что люди, живущие в состоянии войны с правлением Божьим, становятся обладателями мудрости, которую иногда высказывают? Сатана сам получил образо¬вание в небесных обителях, и он имеет достаточное знание о добре, так же, как и о зле. Он смешивает драгоценное и порочное, и именно это и помогает ему вводить нас в заблуж¬дение. Но из-за того, что сатана облек себя в сияющие небесные одежды, должны ли мы принимать его за ангела света? У искусителя есть свои посредники, получившие образование по его методам, вдохновляемые его духом и подготовленные для его работы. Нужно ли сотрудничать с ними? Нужно ли принимать труды его помощников как основное условие получения образования? Если бы усилия и время, которые тратятся на то, чтобы постичь блестящие идеи безбожников, были отданы изучению драгоценных россыпей Слова Божьего, тысячи тех, кто теперь пребывает во тьме и тени смертной, возрадовались бы славе Света жизни. Когда я вижу библиотеки, полные увесистых томов исторических и теологических сведений, я думаю: зачем тратить деньги на то, что не является хлебом? Шестая глава Иоанна говорит нам больше, чем можно узнать из таких трудов: «Я семь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». «Я - хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек». «Верующий в Меня имеет жизнь вечную». «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6:35, 51, 47, 63). Бог и история Существует раздел истории, изучение которого не следует порицать. Священная история была одной из дисциплин в школах пророков. По историческим летописям об отноше¬ниях Иеговы с разными народами учащиеся прослеживали Его следы на нашей земле. Поэтому сегодня мы должны размышлять об отношениях Бога с народами земли. Мы должны видеть, как в истории исполняются пророчества, изучать, как действовало Провидение в великом реформатор¬ском движении и понимать развитие событий, в ходе кото¬рых народы готовятся к последнему конфликту в великой борьбе. Такое изучение расширит восприятие. Оно поможет понять, как все в жизни взаимосвязано, и то, какие прекрасные узы объединяют нас в великое братство, в общество и в народы и какую потерю означает для всех притеснение и деградация даже одного члена человеческой семьи. Но изучение истории связано, как правило, с человеческими достижениями, его победами в сражениях, его успехами в достижении силы и величия. Участие Бога в делах челове¬ческих теряется из виду. Немногие вникают в его провидческие планы возвышения и ниспровержения народов. Многие страницы сегодняшних популярных изданий заполнены сенсационными историями, которые воспитывают в молодежи безнравственность и ведут их на путь к вечной смерти. Даже дети уже поднаторели в знаниях по части преступлений. Рассказы, которые они читают, подстрекают их ко злу. Они фантазируют, проигрывая в воображении изображаемые сюжеты, лишь до тех пор, пока однажды не проснется их честолюбие и им не захочется проверить, могут ли они сами совершить уголовное преступление и при этом избежать наказания. Для активного ума детей и молодежи картины, изобра¬женные в фантастических откровениях о будущем, - реаль¬ность. Когда предсказываются крутые переломы в истории и описываются все возможные действия героев, то, как ими будут сломаны ограничения закона и преграды внутри себя самих, многие заражаются духом этих сцен. Их это приводит к совер¬шению преступлений даже худших, чем изображают авторы таких произведений. Такое влияние деморализует общество. Семена беззакония сеются повсюду. Неудивительно, что результатом является большой урожай преступлений. За кулисами Романы, легкомысленные и поверхностные возбуждающие мелодрамы едва ли в меньшей степени являются проклятием для читателя. Автор может на словах утверждать, что он преподает нравственный урок, во все свое произведение он может вплести религиозные рассуждения, но часто это служит лишь для маскировки безрассудства и никчемности, скрываю¬щихся под ними. Мир наводнили книги, наполненные соблазнительными заблуждениями. Молодые принимают за истину то, что Библия осуждает как ложь, им это нравится и их не оторвешь от этого обмана, означающего погибель для души. Существуют произведения художественной литературы, которые были написаны с намерением научить истине или изобличить какое-то великое зло. Некоторые из них совершили благое дело. Однако они также наносят неописуемый вред. В них есть утверждения и описания, которые можно считать высоким искусством, будоражущие воображение и возбуждаю¬щие череду мыслей, полных опасности, особенно для молодежи. Мастерски описанные сцены снова и снова оживают в их сознании. Такое чтение не приносит пользу уму и делает его неспособным к духовному развитию.
Оно разрушает интерес к Библии. Небесное все меньше находит себе места в мыслях. Когда ум подробно останавливается на изображении грязных сцен, пробуждаются страсти, что в конечном итоге приводит ко греху. Книги, содержащие вымыслы В образовании детей и молодежи большое место сейчас отводится сказкам, мифам и вымышленным рассказам. Литература этого типа предлагается в школах, ее можно найти во многих семьях. Как могут родители-христиане разрешать своим детям читать книги, наполненные ложью? Когда дети спра¬шивают о значении рассказов, противоречащих тому, чему учат родители, они слышат обычно такой ответ: эти рассказы - вымысел; но этим все равно не избежать дурных последствий их чтения. Идеи, изложенные в этих книгах, вводят детей в заблуждение. Они навязывают ложные представления о жизни, порождают и воспитывают желание нереального. Чтение таких книг, широко распространенное в наше время, - одно из коварных ухищрений сатаны. Он стремится отвлечь умы молодых и старых от великой работы над сози¬данием характера. Он таит замысел погубить нашу молодежь и детей этим разрушающим душу обманом, которым он наполняет мир. Он стремится к тому, чтобы отвернуть их от Слова Божьего и таким образом помешать им овладеть знанием тех истин, которые могли бы стать их защитой. Никогда книги, содержащие искажение истины, не должны попадать в руки детей и молодежи. Пусть даже в процессе образования вашими детьми не овладевают идеи, которые окажутся семенами греха. Если бы те, кто уже имеет зрелый ум, обходились без таких книг, они сами были бы в большей безопасности и их пример и правильное влияние гораздо бы облегчили попытки уберечь молодежь от искушения. Мы в изобилии имеем то, что истинно, то, что является Божественным знанием. Тем, кто жаждет знаний, не нужно идти к загрязненным источникам. Господь говорит: «Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию... Чтобы упование твое было на Господа, Я учу тебя и сегодня, и ты помни». Не писал ли Я тебе трижды в советах и наставлении, чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?» Притч. 22:17-21. Самый чистый поток знаний Христос так же излагал принципы истины, проповедуя Благую весть. Имея Его учение, мы можем пить из чистых потоков, текущих от престола Божьего. Христос мог бы наде¬лить людей знанием, превосходящим любые предшествующие открытия, и обозначить предпосылки всех других открытий. Он бы мог распечатывать тайну за тайной и сосредоточить вокруг этих чудесных откровений активную, серьезную мысль последующих поколений до самого конца времени. Но Он не пожелал потратить на это ни минуты от урока, обучающего спасению. Его время. Его способности и Его жизнь ценились Им и использовались только как средство для спасения людских душ. Он пришел взыскать и спасти потерянное, и Он не пожелал изменить Своего намерения. Он не позволил, чтобы что-то отвлекло Его внимание. Христос делился только тем знанием, которое можно было использовать на практике. Наставления, которые Он давал людям, были тесно связаны с их нуждами и условиями их практический жизни. Любопытство, приводившее их к Нему с пытливыми вопросами. Он не удовлетворял. Все вопросы такого рода Он использовал для торжественных, серьезных, жизненно важных призывов и обращений. Тем, кто страстно желал вкусить от древа познания. Он предлагал плоды с древа жизни. Они обнаружили, что все пути закрыты, кроме того, что ведет к Богу. Все источники были запечатаны, кроме источника вечной жизни. Наш Спаситель не поощрял никого посещать школы раввинов, существовавшие в Его время, по той причине, что умы слушающих развратит часто там повторяемое: «Говорят...» или «Сказано». Зачем нам принимать изменчивые людские суждения за возвышенную мудрость, когда более великая, конкретная и определенная мудрость находится в нашем распоряжении? Глубокое « впечатление произвел на мой разум и оказал огромное влияние на весь мой труд контраст между великим и вечным в видениях и между ничтожным в жизни людей. Я не вижу ничего, за что следовало бы хвалить или прославлять человека. Не вижу причины, почему надо доверять мнениям людей, исполненных мирской мудростью, и восхищаться ими. Как могут люди, лишенные Божественного просвещения, иметь правильные представления о Божьих планах и путях? Они или отрицают Его полностью и пренебрегают Его существованием, или заключают в определенные рамки Его силу согласно своим собственным ограниченным понятиям. Давайте выберем своим Учителем Того, Кто создал небо и землю, Того, Кто поместил звезды на тверди небесной и определил солнцу и луне совершать свою работу. Наивысшее развитие ума Хорошо, если молодые люди думают, что они должны достичь наивысшего развития своих интеллектуальных способностей. Нам не следует ограничивать образование, которому Сам Бог не положил предела. Но наши достижения ничего не стоят, если их не применять ради прославления Бога и для блага рода человеческого. Бессмысленно захламлять ум изучением предметов, требую¬щих интенсивного умственного напряжения, но не прино¬сящих ничего в практическую жизнь. Такое образование будет потерей времени и сил для учащегося. Ибо эти занятия уменьшают его желание и склонность изучать предметы, помо¬гающие стать полезным людям и дающие возможность исполнять свои обязанности. Практическое воспитание стоит гораздо больше, чем любое количество усвоенных теорий. Недостаточно даже иметь знание. Мы должны уметь приме¬нять знание правильно. Время, средства и занятия, растрачиваемые очень многими на сравнительно бесполезное образование, следует посвятить получению образования, которое сделает нас практичными мужчинами и женщинами, способными исполнять житейские обязанности. Такое образование имело бы наивысшую ценность. То, что нам нужно, - это знания, укрепляющие ум и душу, которые нас, мужчин и женщин, делают лучше. Образование сердца гораздо более важно, чем просто изучение книг. Хорошо, даже очень важно иметь знания о мире, в котором мы живем; но если мы оставим вечность за пределами наших интересов, мы потерпим поражение, от которого никогда не оправимся. Учащийся может отдавать все свои силы приобретению знания, но если он не имеет знания о Боге, если он не повинуется законам, которые управляют всем его естеством, он погубит себя. Из-за дурных привычек он теряет способность к самооценке, он теряет самообладание. Он не в состоянии рассуждать правильно о тех вопросах, которые касаются его наиболее глубоко. Он безрассудно и неразумно обращается со своим организмом и разумом. Пренебрегая развитием правильных принципов, он губит себя для жизни в этом мире и в мире грядущем. Если бы молодые люди понимали свои собственные слабости, они бы нашли в Боге свою силу.