Моча против искусства
На модерации
Отложенный
Сегодня в Москве была закрыта выставка работ Джока Стерджеса "Без смущения", проходившая в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Такое решение приняло руководство галереи после того, как выставка была заблокирована активистами из организации "Офицеры России", а одна из работ облита жидкостью, напоминающей мочу.
Американский фотограф Джок Стерджес снимает обнаженную натуру, в основном это портреты семей, сделанные в нудистких коммунах США, Франции и Ирландии. Героями некоторых снимков являются подростки. Выставка "Без смущения" открылась в Москве еще 8 сентября, но после того, как популярный блогер опубликовала запись, в которой работы Стерджеса названы "педофилией", на нее обратили внимание активисты и чиновники. Сенатор Елена Мизулина и недавно назначенный детский омбудсмен Анна Кузнецова написали запрос в прокуратуру с требованием провести проверку.
События, разворачивающиеся вокруг выставки, стали поводом для бурной дискуссии в Сети. Если до этого многие сомневались в том, какую политику будет проводить новый уполномоченный по правам детей, теперь все сомнения рассеялись, пишет Татьяна Малкина:
тут вот совсем недавно многие нас укоряли за то, что в секунду мы, фейсбучные насмешники, организовали почти что травлю прелестной многодетной православной женщины, назначенной на место <ужасного> астахова. травили ее за случайное упоминание какой-то телегонии, придирались и выискивали прочие глупости. ибо злые и партийные - она ведь еще и сделать-то ничего не успела, крошка.
признаюсь, я немножко устыдилась нашей прыти, подумала, что надо б дать шанс. всякому надобно дать шанс.
и зря. это было своего рода предательство себя и проявление созависимости.
мы живем в больной стране, с больным обществом, как миллионы наших соотечественниц живут с тяжкими алкоголиками. мы неплохие диагносты, у нас колоссальный опыт. опыт наблюдений, мастерство чтения между строк, доскональное знание явных и скрытых симптомов. хлопнул дверью и прошел в кухню в ботинках - прячься под кровать, будет лупцевать. пришел с замурзанной могильной гвоздичкой - готовь мирный семейный опохмел. каждый раз надеешься, что пойдет по-другому, но всякий раз идет как по писаному.
Комментаторы отмечают, что выставка проходила с возрастными ограничениями на вход, так что дети туда попасть не смогли бы.
Наталья Геворкян
А вот интересно, права каких детей защищает Анна Кузнецова, которая вслед за Мизулиной наехала на выставку Стерджеса. Кстати, Центр фотографии отреагировал вполне адекватно: "Обнаженное тело, подчеркнула Григорьева, присутствует в фотографическом искусстве, начиная с начала XX-го века. «Сказать, что мы не можем показывать фотоработы, на которых изображено обнаженное тело, будет кощунством», — добавила она.
Григорьева также сообщила, что на каждую фотографию у Стерджеса есть разрешение от модели, которую он снимал. В свою очередь у Центра фотографии, добавила она, есть договор, в котором Стерджес гарантирует, что каждую модель он снимал с ее согласия".
Могли бы еще добавить, что свою самую знаменитую модель он снимал на протяжении лет 15, если не ошибаюсь, до ее 20 лет.
Стоит отметить, что вскоре аккаунт Натальи Геворкян в Facebook был заблокирован из-за того, что она опубликовала у себя одну из фотографий Стерджеса.
Антон Долин
В знак протеста - ну и для информации.
Во-первых, не все еще знают, что Джок Стерджес снимает исключительно нудистов. Он не раздевает взрослых и детей для своих фотосессий - он приходит с их разрешения в тот мир, где одежда не нужна вообще.
Во-вторых, суть нудизма (как понимаю его я) как раз в избавлении от знака равенства между наготой и сексуальным возбуждением. Это мы, обычные люди, не можем без вожделения видеть чужую наготу, даже на фотографии (а потом свое вожделение бесстыдно приписываем фотографу). А они - могут. Они, в каком-то смысле, обитатели рая, и этот рай Стерджес документирует.
В-третьих, никто из возмущающихся на выставке не был. Я тоже не был! Но, судя по всему, самых провокационных фотографий (которые вы, уважаемые моралисты, нашли в гугле) там не было в помине. Отбор был совершенно вегетарианский. Так что нынешний запрет выставки - это примерно как исключить из школьной программы "Капитанскую дочку", поскольку Пушкин еще и "Гаврилиаду" написал.
Сегодня в Центре побывал глава комиссии по безопасности Общественной палаты России Антон Цветков, вместе с ним в помещение вошли активисты общественных организаций "Союз офицеров" и "Центр профилактики правонарушений", до этого блокировавшие вход. Один из них облил работу фотографа жидкостью с запахом мочи и ацетона. Мужчина был задержан охраной.
Евгений Фельдман
вечером выставку закрыли из-за появления православных активистов во главе с Энтео
сегодня утром вход на нее перекрыли подростки из «оперативного молодежного отряда» «офицеров России» и сами «офицеры» во главе с Антоном Цветковым. Он зашел внутрь, а потом вышел, объявив, что хоть «педофилических фотографий», которые ему вчера якобы присылали, на выставке нет, все равно не дело такое показывать у Кремля и выставка будет закрыта из-за "общественных санкций». Журналистов потом пустили внутрь, и куратор выставки подошла к камерам вместе с Цветковым. С одной стороны, она повторяла «нам жить в этом городе» и что вчера им угрожали, с другой — что ничего такого в фотографиях нет и что они не боятся, а просто перестраховываются. На мой вопрос, где проходит грань этой перестраховки и до какого предела центр теперь будет соглашаться с протестующими — не ответила. Все это время по залу бродил какой-то местный муниципальный депутат и бормотал, что это все порнография и педофилия. Говорил при этом он о фотографиях с как минимум подростками. Я подошел узнать, есть ли у него суперспособность определять возраст по фотографии, муниципальный депутат взъерошился и собрался было начать объяснять мне про степень развития вторичных половых признаков девушек на фотографиях, но сник, смутился и сбежал.
А чуть позже активист «движения Serb» — того самого, где Гоша Тарасевич и которое громит мемориал Немцова регулярно — облил фотографии мочой.
Действия члена общественной палаты и "Офицеров" подверглись резкой критике со стороны либеральной общественности.
Catherina Gordeeva
Мракобесы необразованные. Офицеры России теперь и худсовет, и совесть, и вкус.
Nataly Kochetkova
Помню времена, когда в Москве показывали Мэпплторпа, и офицерам не было до его фотографий никакого дела. Интересно, чем тогда были заняты офицеры?
Руководство Центра приняло решение закрыть выставку. По словам куратора галереи Натальи Григорьевой, это было сделано, чтобы сохранить сам Центр, который важнее выставки. "Мы провели беседу с руководством выставки, и оно пошло навстречу Общественной палате, с сегодняшнего дня выставка закрыта", — сказал Антон Цветков корреспонденту Газеты.ру.
Дмитрий Гудков
А цензуры у нас нет. Зачем цензура, если любой "офицер России", сенатор или обычный погромщик или гопник может закрыть выставку, спектакль, далее везде.
Вы, кстати, знаете, чем на досуге занимаются "Офицеры России"? Устраивают рейды по борделям на общественных началах. Ну что ж, вслед за борделями пришла очередь музеев.
Всем остальным гражданам приготовиться: поступил сигнал, что у вас в квартире есть альбом Рубенса.
Но вы не волнуйтесь, Средневековье - это совсем небольно. Чик ножничками, пшик костерок - и гуляй себе дальше.
Кристина Потупчик
Сложно осуждать руководство Центра за решение о закрытии выставки. Невозможно работать, когда тебя по беспределу закрывают "оскорбленные активисты", отреагировавшие на требования и заявления людей, которые не потрудились даже ознакомиться с выставкой, хотя все фотографии были на сайте Центра.
Но мне бы все-таки хотелось жить в правовом государстве. В котором такая ситуация была бы невозможна. И в котором не надо опасаться, что сначала запретят выставку Стерджесса, а потом - книги Набокова, рассказы Бунина, картины Серебряковой и Рафаэля, скульптуры Микельанджело.
Илья Клишин проводит параллели с событиями, происходившими в фашистской Германии:
Вскоре после выборов общественная организация «Офицеры Германии» начала проводить необычные акции. Например, 1 марта 1933 года они пришли к магазину Woolworth Co., перекрыли вход и начали петь. Полиция не стала вмешиваться, поскольку люди просто выражали свое мнение.
Владельцы торговой сети вступили в переговоры с общественной организацией «Офицеры Германии», после чего приняли решение уволить всех сотрудников еврейского происхождения. «Таким образом, нам удалось сохранить магазин», — пояснили они.
Демьян Кудрявцев
Совершенно очевидно, что за годы прошедшие со смерти Крылова шавки перестали лаять на слонов, поэтому выставку Стэрджеса нужно проводить не в непонятном центре Люмьер, а прямо в Эрмитаже. Там уже проводят диалоги о современности. Там современная архитектура и сохраненное наследие. Там обнаженки (включая детской) - на каждом этаже. Уполномоченная по правам ребенка там не бывает. Все нужно делать в Эрмитаже. Я бы туда переехал. Маленькое прекрасное государство в государстве. Такой мини-анти-ватикан.
Работы Джока Стерджеса не впервые оказываются в центре скандала с участием консервативно настроенных групп. В недавно опубликованном интервью он рассказал, как подвергался преследованиям в США в 1990-е годы:
Конфликт возник из-за денег. За этим конфликтом стоял конкретный человек из Евангельской церкви, противник абортов Рэндалл Терри. Он выступал на радио и телевидении, называя врачей служителями дьявола. Его сторонники были замешаны в нескольких убийствах медицинских работников. Против Рэндалла выступила феминистская организация, обвинив его в преступном сговоре с целью получения наживы. Дело оказалось для Рэндалла проигрышным, но он откупился, отдал феминистам что у него было. А сразу после этой истории он начал кампанию на радио и телевидении против трех фотографов: Салли Манн, Дэвида Гамильтона и меня. Он заявлял, что, снимая обнаженных подростков, мы оскорбляем чувства верующих. Полгода спустя мне пришлось платить адвокатам, чтобы защищаться сразу в нескольких штатах. К счастью, все дела были прекращены из-за отсутствия состава преступления.
В Сети отмечают, что в России в роли маргинальных консерваторов выступают непосредственно государственные чиновники, притом желающих играть на этом поле становится все больше.
Alexey Knedlyakovsky
В комментариях спросили, почему организаторы не учли возможности разгрома выставки, ведь были же уже прецеденты и сигналы. Попробую разобраться.
Если ориентироваться на сигналы, придётся вообще все выставки и музеи закрыть. Да и нормальному человеку в голову не придёт, что с выставкой признанного автора с мировым именем может произойти вот такое.
Да, очевидно, что ориентируясь на историю противостояния Джока Стёрджеса с радикалами, был сделан подбор работ, но именно ориентируясь на радикалов. Ведь до сих пор такие истории в России были связаны также именно с радикалами.
И вот здесь уже важное отличие случившегося в Центре им. братьев Люмьер от происходившего прежде.
В роли радикальных маргиналов выступают не сами радикальные маргиналы, а государственные чиновники, даже не депутаты (хотя в этой истории ещё и Мизулина замешана).
В целом же картинка такая — Матушка дала команду, офицер ответил "Есть!".
Максим Вялков
Ждем жесткой межвидовой конкуренции между Мизулиной и Кузнецовой. По законам жанра, межвидовая конкуренция обязательно должна быть.
Комментаторы обращают внимание и на то, что выставка открылась три недели назад, но скандал разразился почему-то именно сегодня.
Valeriy Levit
этот <дрянной> вброс для того чтоб отвлечь от сегодняшнего Совбеза ООН где Лаврова мордой об стол возят за разбомбленный гумконвой. Лично мне это очевидно. 3!!! недели не было дела и тут такой внезапный баттхерт.
Комментарии