Сегодня я, а завтра – ты

Окончание прений по делу Ходорковского и Лебедева в анекдотах и афоризмах. А также – почему во всем виноват Чубайс

Мне всегда казалось, что, несмотря на всю серьезность ситуации, дело «Юкоса» великолепно бы смотрелось в анекдотах. Благо народ русский всегда шутил в тех ситуациях, когда было просто совсем и окончательно нельзя и страшно, – и по таким поводам, что даже и сказать неудобно.
 
Ну вот, например, прочитав речь Михаила Борисыча в прениях, я сильно задумался. Потом прочитал ее еще раз. Потом позвонил бывшим коллегам из «Юкоса» и кое-кому из адвокатов. После того, когда все пожали плечами, вспомнил анекдот про нового русского, читавшего пейджер, и подумал: «Ниасилил!»

Единственная мысль, которая у меня засела в голове после речи МБХ, который сильно удивился, что деятельность его адвокатов еще как следует не расследована, так это то, что адвокатов у него слишком много, и он призывает прокуратуру и суд с ними разобраться и частично, возможно, посадить.

Я, кстати, давно замечал, как сильно защите и скорейшему освобождению Ходорковского мешают адвокаты (хорошо, наверное, помнят анекдот: «Сема, зачем ты выиграл это дело, оно нашу семью еще при прадеде кормило!»). Очевидно, что, учитывая частоту и объём выступлений МБХ и Лебедева, адвокаты давно представляют ненужно-затратную статью бюджета, без которой легко можно и обойтись. Ну, как в анекдоте: чем отличаются трупы шакала и юриста на дороге (перед трупом шакала есть тормозной путь), – МБХ этот анекдот, кстати, точно знает.

В остальном же речь Михал Борисыча сводилась к двум простым и гениальным мыслям: во-первых, «Отмывания денег, нефти или еще чего «Юкосом» под моим руководством не было, потому что не могло быть никогда» и, во-вторых, «Всех надо оправдать и освободить, поскольку прокуроры – дебилы, за что их, разумеется, надо обязательно наградить» (правильно: адвокатов – посадить, прокуроров – наградить!). В промежутках между произнесением сих мантр МБХ дополнительно подтвердил то, в чем все-таки прокуратура была права, и в чем он, собственно говоря, сам признался. Прочитав же про «голландский суд», я вздрогнул, вспомнив очередной анекдот о том, что голландскими бывают сыр и хер, а суд, он, разумеется, королевства Нидерланды.

Ну да ладно, Михаил Борисович держался просто молодцом: унижал, вытирал ноги, выбивал бубен и опускал прокуратуру «по полной». У наблюдателя создавалось впечатление, что настоящей целью речи МБХ было не защитить себя, а сделать так, чтобы над Лахтиным как можно дольше и обиднее ржали коллеги, а новые «звездочки» за «проявленный дебилизм» он ненавидел и ходил впредь исключительно в «гражданке». Кажется, что, по мнению МБХ, Лахтин даже на конкурсе м...ков занял бы второе место, потому что он… ну, дальше вы, в общем, знаете. Закончил МБХ приблизительно в следующем ключе: «Господин судья, если вы не хотите, чтобы прокуроры держали вас за использованное противозачаточное средство, немедленно оправдайте меня и Лебедева!»
 
После вступительно-последнего слова МБХ речуги адвокатов могут быть интересны только уж совсем глубоким специалистам, пытающимся понять, за что же им МБХ еще и платил, хотя должны они были, судя по объему и глубине участия Ходорковского и Лебедева в процессе, работать только за еду и обучение. Нельзя тут не вспомнить исторический анекдот о Бисмарке, который вычел из гонорара своего преподавателя стоимость сигары, которой он каждый раз его угощал.
 
Позволю себе только остановиться на речи, посвященной политической стороне дела. Несомненно, глубокоуважаемый адвокат, произносивший ее, прав по каждой из упомянутых им позиций, о которых мы уже слышали: и про коррупционно-рейдерскую составляющую, и про Сечина, и про ВВП, и про Читу, и про многое другое. Есть только одна малипусенькая вещь, о которой всегда забывают и которая сильно коробит не только меня, но и 90 процентов моих знакомых и друзей.


МБХ со товарищи реально построил эту самую систему во главе с «черным подполковником», которая пытается его сейчас дожрать. Неважно, семь или пятьдесят олигархов контролировали политику в стране, – главное, что контролировали. Зажиточные хозяева вырастили особо злобного кобелька, чтобы он охранял их имущество, а он потом начал жрать тех, кто пытался его либо приструнить по-своему, либо миску норовил отодвинуть. Да, он стал охранять имущество только у тех, кто миску ему с поклоном пододвигает, но растили-то его вместе. И естественно, что кобелек, когда МБХ решил повторить старый анекдот «все зрители в г...не, а тут выхожу я – в белом смокинге», на него кинулся.

А так, конечно и безусловно, политическая мотивация. Вне всякого сомнения. И что меня еще сильно поразило, так это опять же адвокатская передача на «Эхе Москвы». Тоже по поводу политической мотивации. Было сказано: «…сам Михаил Борисович признает, что был какой-то период в его деятельности, когда он предпочитал действовать в рамках права, несколько забывая о такой категории, как справедливость». Ну вот, исходя из такой логики, на кого может обижаться МБХ – на тех, кто закон сейчас толкует? Так раньше он несправедливо вместе с ними толковал, сейчас несправедливо они толкут. Философия российского бытия. На старых могилах иногда написано: «Сегодня я, а завтра – ты».
 
В остальном, повторюсь, выступления адвокатов были, увы, малоинтересны в свете речи МБХ. Впрочем, все снова, как в анекдоте: «Хлопец, так это же чистый лист бумаги, а не газета. Чего тут читать-то? – А чего читать-то, дяденька, когда и так все ясно…». Хотя основной лейтмотив был один: напугать Данилкина тем, что он всегда будет числиться чудаком, подписавшим туфтовый приговор Ходорковскому, и напугать Российскую Федерацию Европейским и другими международными судами.

Но поскольку над Данилкиным еще ого-го сколько инстанций, которые в случае чего смогут поправить младшего товарища, а прокурорам положено бояться исключительно в пределах должностных обязанностей и зарплаты, то ни первый, ни вторые на это не повелись. Те, кому эти угрозы могли быть адресованы, давно уж все для себя решили. И в самом деле, нельзя представить себе более идиотской картины, чем вышедший на свободу МБХ, мстящий Лахтину с упорством графа Монте-Кристо.
 
Слушая Платона Леонидовича, хочется вспомнить героический анекдот. Например, о бое ста тысяч китайцев с русскими богатырем, когда последний китаец кричал: «Они вас обманывают! Их там двое!» Или же жегловское «я тебя сейчас огорчу до невозможности…» И Платон Леонидович нисколько не подвел своих почитателей. Его речь вообще можно было уложить в одни афоризмы: «Командовать парадом буду я! А вы кто такие? (к следователям) Все – врут! (снова к ним же)». Ну и в заключение практически процитировал анекдот про суд армянина с евреем, в результате которого прокурор должен был получить 10 лет. У меня лично возникло однозначное ощущение, что Платон Леонидович, будь он на месте Лахтина и прочих прокуроров, за те же самые преступления добился бы им как минимум пожизненного – просто энергия у человека такая.
 
Ну, все. Прения фактически кончились, практически полностью повторив то, что о них было сказано еще до того, как они начались. Одни сказали – казнить, другие – казнить, но только тех, кто предложил казнить. Данилкину можно теперь тоже вспомнить старые анекдоты и афоризмы. «Вам-то легко, а мне вот сиди и решай, как дальше жить. Сволочи вы, а не подданные!».
 
Но, в итоге, во всем, как всегда, оказался виноват Чубайс (увы, не анекдот, а реалии жизни). Ему, конечно, не понравилось, что Квачкова отпустили до следующей попытки, вот он про МБХ и ляпнул, не подумавши. Какая же модернизация без МБХ? Правда, может быть, Медведев, учитывая, что русские долго запрягают, ее как раз на 2021 год наметил.