Слезайте, граждане!

Собянин предлагает москвичам сделку: вы не выступайте, а мы вам – модернизацию в отдельно взятом городе

Неожиданные вещи происходят в столице. Жильцы дома в Малом Козихинском переулке протестовали против строительства гостиницы для киностудии Михалкова «Тритэ». Вышли на улицу, блокировали работу стройтехники. И что же? Через два дня, 26 октября, строители начали вывозить бытовки и бурильные установки. Жителям обещали встречу с инвесторами и застройщиками.

А вот москвич Александр Артемьев показывает начальнику УВД в ЦАО Виктору Паукову зажившую руку (ее сломали на «марше несогласных»). Артемьеву приносят извинения. Отчего-то милиционеры решили это сделать именно вчера.

Кстати, Артемьев пойдет 31 октября на митинг в защиту 31-й статьи Конституции без страха за здоровье: активистам разрешили протестовать. Он даже маму обещал взять с собой. Тоже странно: правозащитник Людмила Алексеева целый год пыталась договариваться с властями, но митинг разрешили опять же только позавчера.

А вот совсем дикое, вопиющее зрелище. На Кутузовском проспекте ГИБДД проверяет машины, которые едут по спецполосе с мигалками и гиканьем. Блоггеры рассказывали, что гаишники стояли едва ли не через двести метров и изучали мигалки на предмет законности: «Трясут даже тех, кто с предписаниями и корочками прокурора».

В чем смысл этого всплеска чиновничьей лояльности к гражданам? Чтобы понять это, достаточно посмотреть на список претензий москвичей к власти.

По октябрьскому опросу ВЦИОМа, в числе самых вопиющих – транспортные проблемы, потеря архитектурных памятников и коррупция. То есть власть просто-напросто пробует умаслить тех граждан, кто возмущен мигалками и уничтожением исторической застройки, а также тех, в ком проснулось желание выражать протест на митингах. (Пенсионеров, дорожащих надбавкой, Собянин сразу успокоил.)

Что все это значит? Если сейчас Москва по сравнению с «замкадьем» напоминает другую планету, то в скором будущем разрыв увеличится до галактических масштабов. Москвичам, по сути, предлагают обмен: вы «прикрутите» гражданские выступления, а мы проведем модернизацию в отдельно взятом городе. Блатные мигалки изловим, усадьбы и старые дома оставим в покое, митинги разрешим (Лимонов сегодня объяснил, какой плод сладок, а какой пресен). А вы нам – амнистию за лужковский беспредел; это же ведь он протестовать запрещал, а мы и не знали. Только не вспоминайте, что вокруг – нищая и злая провинция, чьи доходы и уровень жизни растут гораздо медленнее ваших.

В этом и заключается сделка, которая предложена жителям Москвы. Артемьев не удовлетворился извинениями и отказался забирать иск против сотрудников ОВД «Тверское». А многие, возможно, удовольствуются решением своих проблем; а старое ворошить хлопотно, да и зачем?.. Так Кремль одним ударом пытается «снять напряженность» не только в политической игре с Лужковым, но и в партии против активных москвичей.