Двойная мораль -наша национальная черта? ( к 15-летию гибели Владислава Листьева)

В конце октября 1995 года был убит телевизионный журналист, к тому времени – один из телевизионных начальников Владислав Листьев. Сейчас – пятнадцатилетняя годовщина со дня гибели, и о нём снова заговорили.

Да, если вспомнить те вселенские масштабы, которые приобрела реакция нашего общества на убийство популярного телевизионщика, то это была действительно всероссийская трагедия. Страна погрузилась в ужас, шок и истерику. «Зверски убит!», «Погибла совесть нации!», «Россия скорбит!». Материалы в газетах – на первых полосах. На ТВ – бесконечные ток-шоу. И разговоры, разговоры, разговоры…

И вот прошло полтора десятка лет. Массовый психоз тем и хорош, что проходит быстро и бесследно, до новой его провокации. Скажите, у вас не создалось впечатления, что вся эта скорбь была очень умело срежиссирована, и очень грамотно организованный спектакль, который, отыграв положенное ему время, так же стремительно и «свернулся»? У меня создалось, поэтому и предлагаю сейчас спокойно поговорить о том, а что же, собственно, произошло тогда, 15 лет назад, в одном из московских подъездов? И, поразмышляв, отвечаю: а, в общем-то, ничего. Убили смазливого мальчика-говоруна, который перешёл кому-то дорогу в самом «жирном» - рекламном - телевизионном бизнесе. Как говорится, за что боролся – на то и напоролся. Грустное, конечно, дело, но дело по тем временам (да и по нынешним тоже) довольно обычное среди бизнесменов-коммерсантов. Так почему же тогда, 15 лет назад, вся страна буквально заходилась в рыданиях? Неужели так дорог был ей, стране, этот «вглядовец» и «полечудесник»»? А может быть, он действительно сделал для страны что-то такое, за что на него нужно было молиться, а потом - помнить и чтить? Может, он действительно был «лицом и совестью нации»?

Увы. Никакими «лицом», а уж тем более «совестью» (и для того, и для другого он выглядел слишком р а ф и н и р о в а н н о) он не был и быть не мог. Всё гораздо проще, и опять причина в политике. В эти дни в том, 95-м, наши войска вели кровопролитные бои в Чечне. Гробов уже не считали, о погибших сообщали двумя строчками на последних страницах информационных сводок. Как же они, эти 18-и – 19-илетние мальчики, уже начали надоедать нашим кремлёвским небожителям! Взяли моду, «понимашь»: гибнут и гибнут!

И тут стреляют Листьева. Почему, за что – теперь это уже вопрос, как говорил наш Глеб Егорович, двадцать четвёртый, и не в нём дело. Просто это был великолепный повод, хоть на время перевести стрелки, хоть на время увести народ от этой треклятой войны!

А сделать это было очень просто по той причине, что наш, русский народ – народ удивительный в своей наивности и доверчивости. Стоит ему только так, слегка, «подуть в уши», пустить лёгкую пудру в мозги - и всё, он –твой! Вот и пустили, вот и «подули». А что, нормально получилось! Все скорбели и рыдали: Вадика застрелили! А в это самое время российские мальчишки, которые не были ни популярными телеведущими, ни рекламными барыгами-коммерсантами, ни разу, в отличие от «Вадика», не были женаты (да что женаты? Некоторые даже и не целовались-то ещё никогда! Не успели! «Родина-мать» позвала! Не листьевых же звать, когда ей действительно туго приходится!), простые рабоче-крестьянские мальчики, НЕ «новорусские» дети клали свои головы на совершенно им ненужной войне. И их убийц, в отличие от убийц Листьева, никто не искал и искать не собирается. Хотя, с другой стороны, а чего их искать, они и не скрывались. Один, наш первый Президент, он же - «дирижёр» военных оркестров в Берлине, он же – «хронь», уже давно в сырой земле. Другой, который «Мерседес», слетев с поста «самого лучшего военного министра всех времён и народов», сначала пристроился в «Росвооружение», потом вообще куда-то пропал и, как нашкодивший школьник, затаился. Есть и другие, рангом пониже – весом пожиже, да , повторяю, кто ж их искать-то будет? У прокуратуры и текущих дел выше крыши, да и подумаешь - какая трагедия! Россия -большая, простых баб в ней много. Ещё рабоче-крестьянских мальчишек нарожают. Делов-то!

Вот и вся правда о смазливом мальчике в модных очках, который придумал крутить большой нарядный барабан и задорно кричать «Приз - в студию!». А тему эту я предложил вашему вниманию с единственной целью: сейчас опять проснулись те «хронические» истерики, которые опять попытаются поднять Листьева «на щит» всенародной любви и почитания. Не надо. Не стоит. Он до такого «щита» явно не дотягивает. Дотягивают те мальчишки, что погибли тогда в Чечне да кто ж их на этот «щит» положит-то? Не по рангу, не по рангу…

Да, с тех времён прошло уже пятнадцать лет. И опять: почему мы сегодня вспоминаем именно Листьева, а не тех мальчиков? Да потому, что нам на них НАЧХАТЬ. А начхать потому, что мы - общество лицемеров, страна двойной морали. Мы можем лить крокодиловы слёзы по одной конкретной смазливой мордашке – и в упор не замечать десятки, сотни и тысячи погибших за просто так. И то, что мы сейчас живём непонятно как и непонятно зачем, этого мы своим лицемерием как раз и заслужили.