По следам князя Голицына. Часть 3

На модерации Отложенный

Окончание, первые части здесь и здесь

Отправляемся в Судак, поглазеть на его главную фишку - генуэзскую крепость, дозорную башню которой на 150-метровой вершине Крепостной горы (Дженевез-Кая), если приглядеться, видно из Нового Света. Выходя, на фиговом дереве, в смысле, на инжире, замечаем закамуфлированного зверя:

Езды минут 15 и рублей 300, и вы – у древней цитадели, которую за какую-то сотню лет пересменки между Ордой и османами, с 1371 по 1469 годы, умудрились возвести генуэзцы в месте, которое они называли Солдайя.

Исторические постройки той эпохи здесь сохранились получше, чем, к примеру, балаклавская Чембало, кроме того, с 60-х годов в крепости велись реставрационные работы, так что сегодня уже непросто заметить разницу между восстановленными стенами и башнями, и средневековой фортификацией.

Тут с нас, беспечных туристов, лёгким движением руки сняли тонкий слой шоколада: дело в том, что в этот день проводился так называемый фестиваль "Генуэзский шлем", или что-то в этом роде, мало того, что в итоге крепость открылась для посещения на час позже заявленного в интернет-анонсе, и поэтому пришлось послоняться по окрестным сувенирным лавкам и кофейням, плюс двукратно выросла цена билета за анимационные услуги реконструкторов, ряженых в шкуры и муляжи доспехов молодых людей, и при этом, что самое печальное, экскурсии не проводились. Хотя, будь мы детьми, нам бы, наверное, понравилось. Но делать нечего, будем сами разглядывать, поползли наверх, к Консульскому замку. Что, по доброй традиции, запрещено.

Цистерны:

Как вам эта мода обматывать деревья какими-то несвежими портянками? Мне их, в смысле, деревья, до слёз жалко: в таком обличии они напоминают наспех мумифицированных.

И ещё. Парни, мне бы не хотелось выглядеть назойливым ворчуном, но, сколько можно уже про сандалии плюс носки?

В торговых рядах с сувенирами и поделками прикупил шедевр китайских кустарей – значок с председателем Мао и булавкой, тупой и кривой, словно бы сделанной во времена культурной революции. Прихунвэйбинюсь как-нибудь для забавы на работу, хотя надежд на сколько-нибудь оживлённую реакцию коллег маловато: девчонке-секретарше, например, лишь смутно знакомы имена Троцкого и Берии, куда уж ей про Мао-то знать, позор средней школе!

Что не увидели в крепости – разглядим на забавном макете

...а пока – перегрев детектед, нужно срочно окунуться, спускаемся к набережной Судака.

Море в Судаке неплохое, правда, ни в какое сравнение не идёт с Зелёной бухтой, с другой стороны, принимать морские и воздушные ванны, наблюдая на берегу доминанту горы с 600-летней крепостью, опоясывающей её вершину – это очень круто.

Пройдёмся по городской набережной – немного скученный мелкоторгово-общепитательный кластер в западной части сменяется новым чистым просторным променадом. Замечу, что сувенирной продукции с тематикой, связанной с событиями крымской весны 2014 года, стало на порядок меньше, и это легко объяснимо. Увы, но огромное число людей склонны путать патриотические проявления со спинальными рефлексами умственно отсталых представителей социума, футбольных фанатов. На примитивные кричалки, незамысловатые эмблемы и дешёвый трикотаж клубных расцветок. Но русские – народ неглупый, и в большинстве своём быстро осознали, что в футболке с патриотическим принтом ты будешь выглядеть несуразно, немногим менее комично, чем современный горожанин, напяливающий на себя псевдофольклорную деревенскую рубаху с петухами, вышитых крестиком. Хотя в том, что торговцы держат руку на пульсе времени, можете не сомневаться:

...или вот, например:

 

Военный санаторий с огромным, и, судя по всему, ухоженным приморским парком, отгородился от набережной забором, к сожалению, попасть на его территорию не получится.

Одна из городских построек конца XIX века, вилла барона Функа – второй этаж заново отстроен после пожара в конце 90-х, сегодня – краеведческий музей. Рядом с входом – надгробная плита на немецком: в Судаке до августа 1941 года обитала заметная немецкая диаспора.

Поднимаемся на Курортное шоссе: в прибрежных крымских городах с тротуарами, как правило, напряжёнка, оцените рационализаторство дорожников – столбики из пластика отделяют пешеходов от авто.

Прыгаем в минивэн для индивидуальной экскурсии – небольшой тур по окрестным достопримечательностям. По дороге в Коктебель заглянём за мыс Меганом, на винзавод "Солнечная долина", история которого тесно связана с нашим главным героем, о котором мы несправедливо позабыли.

***

В 1888 году Голицын заинтересовал наследника последнего российского канцлера, Александра Михайловича Горчакова, светлейшего князя Константина Александровича, приобрести неподалёку от Судака Токлукское имение, которому новый хозяин, заплативший за него 100 тысяч рублей, присвоил название "Архадерессе". Используя рельеф местности, Голицын углубил овраги и заложил в них тоннели для выдержки вина, а также построил первую в России винодельню для выпуска креплёных и десертных вин (знаменитые Массандровские подвалы начнут работать только с 1898 года). Назначенный управляющим имением, Голицын, разбил около 100 десятин виноградников на каменистых песчаных почвах, которые он считал идеальными для сортов, склонных в условиях жаркого климата с минимумом осадков к накапливанию избыточного сахара; от ветров плантации были защищены посадками дикого миндаля. Второй, третий и четвёртый подвалы были отстроены соответственно в 1895, 1898 и 1899 годах. Когда 11 лет спустя Горчаков, исправно высылавший Голицыну деньги на развитие имения (всего около 1.5 миллионов рублей), вдруг объявился в нём, то к своему удивлению обнаружил вместо дворца и паркового ансамбля лишь пустынную местность да винзавод, выпускающий продукцию, в соответствии с авторским правом промаркированную гербом Горчакова с подписью "Крым, имение "Архадерессе" светлейшего князя К.А. Горчакова". При этом "Мускат № II" и "Портвейн белый" имели по четыре золотых медали международных выставок. Горчаков серьёзно поссорился со Львом Сергеевичем и отстранил того от управления, дав указания новому управляющему не пускать Голицына на территорию его бывших владений. 

***

Где находится сам завод, поначалу понять невозможно: вывески с логотипом - и в Солнечной долине, и в Богатовке, и в Миндальном, и в Прибрежном; позже выясняется, что заводоуправление, дегустационный зал, цеха первичного брожения и завод выдержки и розлива территориально разделены.

С технологией производства креплёных вин мы ещё в прошлом году на "Массандре" ознакомились, поэтому останавливаться на ней не буду. В общем, мы посетили экспресс-дегустацию, попробовали с десяток сухих и креплёных вин, в том числе гордость предприятия – "Чёрный доктор" (производится из чудом сохранившихся после эпидемии филлоксеры и антиалкогольной вырубки середины 80-х аборигенных сортов Эким-кара, Джеват-кара и Кефессия; считается, что способствует очищению организма от радионуклидов и укрепляет сердечную мышцу; из-за названия между СД и Массандрой чуть ли не до судебных тяжб доходит), прикупили винца на подарки ("Доктор" каких-то безумных - для российского вина - денег стоит: маленькая бутылочка 0.25 л – 550 рублей при том, что массандровские 0.75 л - чуть меньше 1000), и умотали в Коктебель.

Не знаю, как обстоят дела в исторической, западной части посёлка, там вроде какая-то зелень с моря заметна, но восточная часть Коктебеля – донельзя унылая: пыльная, без травы и деревьев, с какими-то жуткими на вид гаражами, проросшими в разномастные "коттеджи", с аквапарком, в котором, судя по шуму, людей было больше, чем на пляже, дельфинарием с зазывалами, и вхолостую ползущим колесом обозрения, в общем, взял себе на заметку на будущее, что курортные сезоны в Коктебеле (и вообще в восточном Крыму) легко обойдутся и без меня. Зато морская прогулка в компании быстрых, как ртуть, афалин, к бывшему вулкану Кара-Даг, к "дырявой" скале Золотые ворота, с купанием в открытом море – незабываемо и mus thave!

Подумалось, что отправиться в морскую поездку по всему крымскому побережью было бы ещё более увлекательно, ведь, по эмоциям это несравнимо с тупым вылёживанием на пляже. Морской экотуризм в Крыму, кто подскажет, почему его нет? Куда подевались каботажные пассажиро-перевозки, кораблику ведь не требуется асфальтированная многополоска, почему нет регулярных рейсов, где все эти "Метеоры" и "Кометы", отчего пирсы по всему побережью в аварийном состоянии и не используются?

  

***

По воспоминаниям главного бухгалтера "Массандры" Андрея Корлякова, во время службы в Удельном ведомстве жалование Голицына в соответствии  с контрактом увязывалось с оборотом от продажи вина, выработанного в удельных винодельнях, и составляло 5 копеек с каждой реализованной бутылки. Основную часть средств, полученных от продажи вин, Лев Сергеевич пускал на строительство подвалов, закупку нового оборудования, словом – на развитие. Находясь под покровительством Александра III, Голицын проводил реформы в виноделии всей империи, но после назначения по указу Николая II министром двора барона Фредерикса, потерял поддержку ведомства. Кроме того, его годовое вознаграждение в 100 тысяч рублей не могло не вызывать понятных чувств у  чиновников, и в конце 1897 года Лев Сергеевич, поссорившись с начальником Главного управления Уделов князем Леонидом Вяземским (Вяземский: "…Сделанные затем по моему распоряжению указания князю Голицыну на допускаемые им в деле ошибки и промахи вызвали переписку, в которой князь позволил целый ряд выражений, представляющих собой серьёзные нарушения служебной дисциплины... Отдавая должное техническим познаниям князя Голицына, необходимо однако признать, что князь Голицын совершенно не умеет, в виду особого склада своего ума и характера, приложить эти знания и общие идеи на практике, что такое крупное дело, как удельное, в виду тех же особенностей ему не по силам..."), уходит со службы, и в пику "придворной накипи" всё своё жалование за последний год перечисляет в Министерство земледелия, с тем условием, чтобы с процентов от этой суммы раз в четыре или пять лет выдавалось несколько премий за лучшие вина, столовый виноград и научные работы в области виноделия.

***

Теперь – в Феодосию. Немного прошлись по центральной части, полюбовались дорогими/богатыми солдатами-матросами, оглядели индустриально-железнодорожный пейзаж с феодосийского пляжа, и - в галерею Айвазовского.

А что? Попробуйте сходу назвать имя хотя бы ещё одного великого мариниста, помимо Айвазовского, Тёрнера и ван де Вельде. Человек жил долго, широко и красиво, работал легко и много, построил для горожан Феодосии водопровод, пролоббировал строительство железки, был знаком и дружен со многими своими выдающимися современниками. Вторично женился в 65 (!) лет, дочки, внуки. Красиво жил, красиво писал.

Возвращаемся в Новый Свет, и спустя 10 часов на том же месте наблюдаем нашего утреннего охотника. Ого, засада удалась: кто-то оказался не слишком осторожен:

Наконец, вплотную приступаем к шампанскому. О нём каждому въезжающему в посёлок недвусмысленно намекает установленное на его центральной площади мозаичное панно советских времён.

Неподалёку – архитектурно-исторический центр тяжести, украшение и визитная карточка Нового Света, гостевой дом Голицына, выстроенный в средиземноморско-мавританском стиле, с четырьмя зубчатыми башнями и двумя стилизованными под минареты колоннами перед входом в прохладный внутренний дворик.

К сожалению, историческое здание, которое по неподтверждённой легенде проектировал сам Фёдор Шехтель, пребывает  далеко не в лучшей форме. Сегодня в нём разместились органы местной власти, продуктовый магазин, почта, и, по слухам, гостиница, а наверху одной из башен кто-то умудрился возвести стеклопакетного уродца, то ли солярий, то ли оранжерею.

Несколькими сотнями метров выше – сохранившаяся до наших дней княжеская усадьба, которую с 1978 года занимает музей виноделия. С открытой верандой с аркадой по периметру и с видом на бухту, впечатляющим подвалом для хранения бочек с вином, а сегодня – дегустационным залом. Усадьба повидала множество именитых гостей, среди которых были Николай II, Айвазовский, Волошин, и, в отличие от гостевого дома, содержится в весьма и весьма приличном состоянии.

Ниже по улице Шаляпина – завод шампанских вин "Новый Свет".

Честно скажу, что шипучее вино никогда не занимало высоких мест среди моих персональных алкогольных приоритетов, хотя доводилось чокаться на Новый год и Боланже и Клико, пригубишь из бокала чисто символически, ну и достаточно. Так вот, с шампанским в Новом Свете у меня произошло то же, что и прошлым крымским летом с десертными винами: я пересмотрел, вернее, продифференцировал, своё прежде скептическое отношение к этому напитку. Теперь вот хмыкаю про себя, мол, не хватает мне ещё угодить на какой-нибудь ликёро-водочный завод, чтобы внезапно проникнуться вкусовыми достоинствами 40-процентного водного раствора этанола, но, очень хочу надеяться, что подобного сюрприза судьба мне не преподнесёт.

Экскурсии на завод проводятся в строго фиксированное время, и в зависимости от программы, стоят от 500 до 1000 рублей. Обязательно нужно отметить, что новосветский завод – один из четырёх на европейской территории бывшего Союза, выпускающий игристые вина классическим бутылочным методом, остальные три – Абрау-Дюрсо (с 1898 года), Артёмовск-Бахмут в Донецкой области (с 1954 года) и Крикова в Молдавии (с 1957 года). Так вот, вино, выработанное традиционным методом шампанизации (шампенуаз, сhampenoise) в бутылках, считается во всём мире непререкаемым знаком качества продукта, поскольку подавляющая часть современных игристых вин изготавливается намного более дешёвым и ускоренным резервуарным, или акратофорным методом, разработанным в начале ХХ века Фредериком Маринотти и Эженом Шармá, который заключается в контролируемом вторичном брожении в автоклавах. Что вам пить, выбирайте сами – трёхлетняя бутылочная выдержка или трёхнедельное барботирование нескольких тысяч литров, но помните, что любимые девчонками Асти и Просеко, не говоря уже о более дешёвом "шампусике" – автоклавный бурдомицин.

***

Голицын был озабочен проблемой распространения пьянства, и полагал, что главное средство борьбы с ним - популяризировать и делать доступными для простого народа высококачественные виноградные вина, которые должны были постепенно вытеснить низкосортную водку.

Гиляровский в очерке "Львы на воротах": "Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чём не отказывая, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка (сегодня – Вознесенский переулок – М.К.), рядом с генерал-губернаторским домом (сегодня – здание правительства Москвы), магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников "Hовый Свет" и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку…. В конце девяностых годов была какая-то политическая демонстрация, во время которой от дома генерал-губернатора расстреливали и разгоняли шашками жандармы толпу студентов и рабочих. При появлении демонстрации все магазины, конечно, на запор.

Я видел, как упало несколько человек, видел, как толпа бросилась к Страстному и как в это время в открывшихся дверях голицынского магазина появилась в одном сюртуке, с развевающейся седой гривой огромная фигура владельца. Он кричал на полицию и требовал, чтобы раненых несли к нему на перевязку. Через минуту его магазин был полон спасавшимися. Раненым делали перевязку в задней комнате дочь и жена Голицына, а сам он откупоривал бутылку за бутылкой дорогие вина и всех угощал.

Когда полиция стала стучать в двери, он запер магазин на ключ и крикнул:

— Я именинник, это — мои гости!

Через чёрный ход он выпустил затем всех, кому опасно было попадаться в руки полиции, и на другой день в "говорильне" клуба возмущался действиями властей.

Конечно, такой член Английского клуба был не по нутру тайным советникам, но в "говорильне" его слушали. Однажды в "говорильне" Лев Голицын громовым голосом, размахивая руками и поминутно поправляя пенсне, так же горячо доказывал необходимость запрещения водки, чтобы народ пил только чистые виноградные вина.

— Мы богаты, наш юг создан для виноградарства!

Ему пробовал возражать красивый высокий блондин с закрученными усами — В. Н. Мартынов, видный чиновник удельного ведомства, Мартынов — сын убийцы Лермонтова…"

***

Немного отвлечёмся, а то забуду кое-что важное. Заводу, довольно крупному предприятию, естественно требуется вода для технических нужд, ну хотя бы те же бутылки мыть. И он получает её по водоводу из села Весёлое, в то время как в самóм посёлке водопровод отсутствует, вся вода – привозная, вот в таких цистернах старенькие ЗИЛ-130 везут воду для бытовых нужд из Судака:

Пить эту воду нельзя даже в кипячёном виде, а пятилитровыми канистрами с питьевой водой следует запасаться в магазинах. Каждый дом в Новом Свете имеет свой резервуар для воды, у частных владений они относительно небольшие, у гостиниц – побольше.

Воду в посёлке призывают всячески экономить, хотя за время отпуска я ни разу перебоев с ней не наблюдал. Вот поэтому-то на пляже нет душевых и моек для ног.

Голицын, обосновавшись в Новом Свете, провёл к своему дому акведук протяжённостью 3 км от источника, который находится на склоне горы Сокол, и который сегодня почему-то называют источником Св. Анастасии. После революции этот акведук был разрушен, а его останки, говорят, ещё можно отыскать. Итак, что у нас получается: то, что смог сделать в конце XIX века один энтузиаст, то есть решить проблему независимого водоснабжения посёлка, ни за 70 лет советской, ни за 23 года украинской, ни за 2 года российской власти повторить так и не удалось, просто уму непостижимо!  

***

В феврале 1903 года в Одессе открылся третий съезд виноградарей и виноделов, который во многом предопределил ту плачевную участь, которая ожидала отечественную винодельческую отрасль, и то жалкое состояние на мировых задворках, из которого наше виноделие не может выбраться и по сей день. На съезде обсуждался принципиальный вопрос "шаптализации" – процесса добавления сахара в виноградное сусло во время брожения. (Процесс получил название по имени наполеоновского министра  Жана-Антуана Шапталя, который в 1801 году издал руководство для виноделов с описанием технологии консервации вина. Позже использование дешёвого тростникового сахара из Вест-Индии позволяло скомпенсировать недостаток природного сахара в винограде, которому из-за погодных условий не удалось достичь необходимого уровня зрелости. Споры по поводу целесообразности шаптализации во Франции не утихали почти сто лет, пока из академической полемики специалистов они не вылились в 1907 году в лангедокское восстание виноградарей, парализовавшее юг страны.

Не сразу, но французские чиновники прислушались к виноградарям, запретили шаптализацию на юге Франции и строго ограничили её на остальной территории страны.)

Члены Комитета виноградарства Императорского общества сельского хозяйства во главе с Голицыным настаивали на полном запрете использования этого продукта в виноделии; сам Голицын, отказываясь покупать для своих нужд виноматериалы, полученные с использованием сахара, вызывал раздражение крупных собственников имений в Бессарабии и Херсонской губернии. Их лидером был племянник крупного ереванского виноторговца, чиновник министерства земледелия Василий Егорович (Геворкович) Таиров. Человек крайне честолюбивый, он открыто лоббировал интересы помещиков края, таких, как например, бессарабского дворянина (и на тот момент главу Московской губернии) Григория Кристи, владевшего огромными территориями на  берегах Днестра. Поскольку из 400 делегатов съезда более 200 представляли Бессарабию и Аккерман, то, естественно, председательствующим выбрали Таирова. Чувствуя поддержку Кристи, который поручил Таирову разработку закона о вине, Василий Егорович не побоялся бросить вызов самому Голицыну: "С точки зрения науки понятие "натуральное вино" не существует. Вино является продуктом рук человеческих и подвергается различным манипуляциям…. Нигде нет указаний, чтобы подсахаривание сусла во время брожения и на местах производства в точно установленных размерах было фальсификацией. Нужно строго придерживаться одного термина "виноградное вино". Тогда мы создадим напиток, полезный для потребителя".

Голицын бросился на Таирова и, чуть не стащив того с трибуны, обвинил съезд в измене винодельческим принципам. Этот поступок расколол сообщество на немногочисленную группу сторонников Голицына и таировское большинство. Съезд принял специальную резолюцию, осуждающую поведение Голицына, а те, кто не поддержал её – под свист покинули зал. 

24 апреля 1914 года Николай IIутвердил Закон о виноградном вине, в котором запрещалось прибавление к виноградному вину сахарина и других искусственных сладких веществ, но не регламентировалось повышение алкогольной крепости вина путём добавления свекловичного сахара в отжатый виноградный сок или муст.

В СССР только 27 июля 1940 года наркомом пищевой промышленности Василием Зотовым были утверждены новые стандарты для виноделия, которые полностью запрещали прибавление к виноградному вину свекловичного сахара, дульцина, глюкозного сахара и глицерина, но разрешали крепить вина как коньячным, так и зерновым спиртом. Но вскоре после войны эту норму изменили, и свекловичный сахар и ректификат навсегда получили зелёный свет в виноделии СССР, оставив страну с "Агдамом", "777", "Біле міцне" и "Солнцедаром", и в стороне от мировой винодельческой культуры.  

***

Территория винзавода – аккуратная, чистая, с множеством любопытных инсталляций в соответствии с профилем предприятия. Разумеется, присутствует мраморный бюст Голицына.

Заходим внутрь исторических цехов. 24 пробитых в монолите горы штольни, 7 километров тоннелей, вмещающих до 5 миллионов бутылок шампанского для выдержки. Ага, вот и схема.

Полюбуйтесь, жёлтым цветом выделены штольни, созданные при жизни Голицына, а про единственный тоннель, пробитый после его смерти, харьковскими метростроевцами (выделен бордовым цветом), экскурсовод рассказывала с непонятной для меня гордостью.

Герб и девиз Голицына VirEstVis - "Муж есть сила":

Родоначальником классического шампанского считается монах-бенедектинец Дом Периньон, что вообще говоря, не совсем верно: рецепт шипучего вина был известен задолго до него: надо было просто смешать молодое белое вино с сахаром, закупорить его в бутылки и оставить бродить на зиму. По некоторым сведениям, перед Периньоном вообще была поставлена задача избавиться от углекислоты в напитке, но как бы там ни было, именно он начал разливать игристые вина в бутылки из толстого "английского стекла" (его изобрёл британский адмирал Роберт Мэнселл) для предотвращения неконтролируемых взрывов, и первым придумал обвязывать пробки веревкой, пропитанной для прочности маслом. В начале XIX века винодел компании мадам Клико Антуан Миллер разработал технологию удаления осадка из бутылок после выдержки, шампанское вино стало прозрачным, и с этого времени начинается победоносное шествие по миру шипучего напитка из ягоды, выросшей на северной границе своего ареала.

На завод доставляют сырьё, молодое ординарное сухое вино из сока первого отжима, сегодня в основном из предгорий западной части Крыма, из Севастопольского и Бахчисарайского районов, вот оно, хранится в этих массивных резервуарах и по винопроводу подаётся в цеха.

Винопровод!

Тиражная смесь, как её называют технологи, разливается в бутылки: в отфильтрованный виноматериал в необходимых количествах добавляется тиражный ликёр и дрожжевая культура Saccharomyces cerevisiaeдля вторичного брожения, плюс суспензия бентонита, адсорбента для осветления сусла, бутылки укупориваются специальными техническими пластиковыми кронен-пробками, которые закрепляются на бутылках металлической скобой, и штабеля этих бутылок отправляются на трёхлетнюю выдержку в тоннели, где естественным путём поддерживается необходимая для медленного брожения температура 8-12 градусов. В течение примерно месяца протекает вторичное брожение, после чего дрожжи, потребив весь сахар и выделив значительное количество углекислоты, угнетаются и начинают выделять в вино ферменты, и в бутылке формируется не только вкус, но и осадок. В дальнейшем за три года выдержки каждая бутылка четырежды взбалтывается и перекладывается, дважды в первый год, и по разу в последующие два, эти операции выполняются вручную.

***

Многие вспоминали Льва Голицына как человека крайне противоречивого. Талантливый ученый-практик, разносторонне образованный, известный во всём мире, он слишком мало дорожил мнением аристократического общества, к которому принадлежал по праву рождения, и позволял себе различные экстравагантные выходки, далёкие от хорошего тона.

Князь Феликс Юсупов (участник убийства Распутина) близко знал Голицына - тот часто бывал в имении Юсуповых в Кореизе. В своих воспоминаниях он описал впечатление, которое производил князь Голицын на него и членов его семьи: "Несмотря на своё общеизвестное благородство, он был всеобщей угрозой. Пребывая в состоянии полуопьянения, он изыскивал любую возможность учинить скандал и, не довольствуясь, что пил сам, стремился напоить своё окружение вином из собственных давилен. Он всегда приезжал с ящиком вина и шампанского. Едва коляска въезжала во двор, как слышался его звучный голос: "Приглашённые прибывают!" Вылезши, он начинал жонглировать бутылями, запевая застольную песню: "Пей до дна, пей до дна..." Я прибегал, рассчитывая первым попробовать великолепные вина, которые он привозил. Даже не поздоровавшись ни с кем, он звал слуг, чтобы разгрузить и открыть ящики. Наконец, он собирал весь дом, хозяев и слуг, и заставлял пить до пьяна. Однажды он так преследовал бабушку, которой было больше 70 лет (графиня Е.С. Сумарокова-Эльстон), что она выплеснула ему в лицо содержимое стакана. Он её схватил и понёс в диком танце, так что бедная женщина потом много дней пролежала в постели... Мать (княгиня З.Н. Юсупова) очень боялась визитов Голицына. Однажды она провела сутки, запершись в своих комнатах из-за его яростных неистовств, которые никто не мог усмирить".

***

По истечении трёх лет выдержки бутылки моются, и отправляются на очередную процедуру – сведение осадка на пробку, этот этап называется ремюаж (remuage). Бутылки устанавливают горлышком вниз в дубовые пюпитры, в которых прорезаны ячейки, поддерживающие угол наклона, равный 45 градусам.

Ежедневно каждую бутылку слегка ударяют о стенки пюпитра и поворачивают, увеличивая угол наклона так, чтобы осадок перемещался на пробку, не оставаясь ни на стенках бутылки, ни в самом вине. На донышке делается специальная метка, чтобы не запутаться.

Эта операция занимает примерно 2 месяца. Осадок собрался в горлышке, и теперь пришло время самой ответственной и требующей большого опыта операции, которая называется дегоржаж (dеgorgement), выброс осадка, её также выполняют вручную, в специальных защитных костюмах, причём, мастера-дегоржёры - исключительно женщины: мужчинам явно чего-то не хватает, то ли внимания и аккуратности, то ли ловкости рук.

Перед операцией горлышки бутылок замораживают в рассольной камере до -16 градусов, мастер быстро откупоривает бутылку,  обращенную горлышком вниз, при этом осадок с пробкой выбрасывается давлением углекислого газа. После дегоржажа в шампанское на дозировочных машинах добавляют экспедиционный ликёр в количестве, зависящем от сорта шампанского, производится контроль качества, бутылки укупориваются корковыми пробками и проволочками-мюзле. Далее – мойка, этикетка, отгрузка.

***

8 сентября 1903 года, во время торжественного празднования 25-летия деятельности князя Л. С. Голицына в области виноградарства и виноделия, в Новый Свет пришла телеграмма императора Николая II: "Приветствую Вас в день двадцатипятилетия плодотворной деятельности Вашей на пользу русского виноделия. Шлю пожелания дальнейших успехов в трудах по этой важной отрасти сельского хозяйства. Николай". 16 сентября 1903 года князь отправил письмо императору Николаю II, в котором благодарил за поздравительную телеграмму:

"8-ое сентября был знаменательнейший для меня день, не потому что меня приветствовали, но потому что ко мне собрались русские виноделы со всех углов России. Представитель Уделов Виктор Николаевич Мартынов сказал такую тёплую речь, так захватил всё существо мое, что я, несмотря на всю силу характера и энергию, – не удержался и заплакал как ребенок. Видя это, и другие заплакали, плакали даже доктора, так спокойно отправляющие больных на тот свет. С этим подъёмом духа все мы отправились в замечательную пещеру, которую я недавно открыл в Новом Свете, и только что мы сошлись за трапезным столом, как вдруг открылась дверь и принесли Ваше Слово.

Что тут было Ваше Императорское Величество – ни я, и никто описать не может. При последнем слове: "Николай" вся пещера запылала бенгальским огнем и никогда "Боже, Царя храни" так ярко не выливалось как идея единения Вас и России.

Все мы были рады быть Вашими подданными; мы этим гордились. Это был настоящий гимн торжествующей любви к своему Государю. Кто был – никогда не забудет этих минут. Вот, что я позволяю себе писать Вам. Я знаю Вашу доброту, знаю, что Вы не обидитесь на меня, но я тоже знаю, что если бы я не написал Вам, то праздник Русских виноделов для меня остался бы незаконченным.

Теперь же душа вылилась; я доволен и могу сказать: "Снова за работу".

Верноподданный Лев Голицын. 16 сентября 1903 год. Новый Свет".

***

Непосредственно в подвалы экскурсантов не водят, а жаль, дают лишь поглазеть на одну из штолен непосредственно у центрального входа, и проводят в тоннель-энотеку.

Она откровенно не впечатляет, и тому есть причина: дело в том, что вся уникальная голицынская коллекция европейских вин, которую князь долгие годы тщательно и с любовью собирал, была в 1923 году вывезена из Нового Света в Массандру, и сегодня на некоторые её экспонаты можно полюбоваться в главном массандровском подвале.

К тому же, нужно учитывать, что завод специализируется на игристых винах, которые, в отличие от  хересов, мадер и портвейнов, довольно быстро теряют свои вкусовые достоинства, и не являются продуктом длительного хранения, поэтому шампанское правильнее не хранить, а "уничтожать" сразу после покупки. Вот – самое старое вино новосветской энотеки – ликёрное вино "Мускат белый Красного камня" 1948  года.

Завод выпускает около полутора миллионов бутылок двух десятков наименований в год, на первый взгляд – цифра внушительная, но стоит только прикинуть, что в год производится лишь одна бутылка настоящего (ключевое слово на этикетке – "выдержанное") шампанского торговой марки "Новый Свѣтъ" на сотню жителей нашей страны, как становится очевидным, что шансы понаслаждаться им у большинства моих соотечественников невелики. А понаслаждаться есть чем, отправляемся на дегустацию.

***

В 1905 году был выпущен последний дореволюционный тираж новосветского шампанского: князь Голицын был, мягко говоря,  неважным экономистом, и постоянно испытывал нужду в деньгах для своих масштабных проектов, а когда его финансовое положение пошатнулось, "штат французов – специальных рабочих, был рассчитан, и оставлен один "мастер на все руки", который, впрочем, больше занимался приёмом гостей и многочисленных экскурсантов, приезжавших почти ежедневно пробовать "Коронационное". Шампанское было заложено в банках и у частных лиц, ещё при жизни Голицына часть его была закладчиками распродана по рублю за бутылку". Чтобы спасти своё винодельческое хозяйство, Голицын, воспользовавшись приездом Николая II в Ливадию, принял решение передать императору часть новосветского имения, с целью создать под его покровительством "академию русского виноделия".

Друг Льва Сергеевича, граф Павел Шереметев, вспоминал: "Расскажу, как дарил он свой Новый Свет. При свидании с Государем он сказал: "Ваше Императорское Величество, у меня к Вам большая просьба, но я не могу, не смею её передать". Государь сказал, пусть говорит. "Ваше Императорское Величество, я не могу, у меня нет сил". "Да говорите же, прошу Вас". "Ваше Величество, у меня две дочери, так, ничего особенного, но о них я не прошу. Ваше Величество, у меня есть сын... незаконный, Ваше Величество! ...усыновите его". Можно себе представить удивление царя. Голицыну же и нужно оно. Он немного обождал и продолжил: "Этот сын - Новый Свет!"

В декабре 1911 года, Голицын обратился к Николаю II с официальным письмом, в котором "всеподданнейше просил" принять в дар винподвалы Нового Света, находившуюся в них уникальную коллекцию вин из всех стран мира, а также прилегающий к главному подвалу большой земельный участок в 113 десятин.

***

Дегустации проводятся и на заводе, но мой вам совет, для пущего усугубления эстетических чувств, выбрать дегустацию в музее виноделия, в каменном подвале голицынской усадьбы, с зажжёнными свечами и камином, под классическую музыку.

Предлагаются три марки белых игристых вин: брют, полусухое, полусладкое, две марки розовых полусухих и красное полусладкое. Позже в магазине для основательного изучения вопроса были приобретены белые: экстра брют кюве (в него вообще не добавляют экспедиционный ликёр), коллекционный брют, сухое, розовый брют Пино-Фран и красный игристый брют. Что можно сказать? Первенство за явным преимуществом получил совершенно гениальный (с точки зрения непрофессионального дегустатора) белый коллекционный брют (580 руб), в котором, кажется, просто нет недостатков, и откровенно разочаровал брют красный: при умопомрачительном рубиновом цвете вина, в его вкусе – плотные, легко узнаваемые сортовые танины Каберне, сводящие на нет всю игру углекислоты.

Раз уж мы с вами про вино поговорили, то давайте немного про еду, хотя шампанское, как и другие высококлассные напитки вполне себе самодостаточны. Желание готовить во время отпуска, когда вокруг столько неплохих едален, можно объяснить только прихотью, и она имела место: хотелось местной, черноморской камбалы, калкана. Три попытки, три заказа камбалы в кафе НС и Судака, оставили ощущение недосказанности, и мы отправились на местный рынок. Рынок в Новом Свете - маленький, но толковый: несмотря на то, что рыбного ряда как такового здесь нет, у нас легко приняли заказ на камбалу, мы попросили кило на 2 с половиной. На следующий день, заявившись забрать заказ, мы обнаружили, что он перевыполнен: продавщица стеснительно объявила, что "рыба немножко крупнее, килограмма 4, будете брать?". Мы переглянулись, но давать обратный ход было поздно, притащили вот такую зверюгу.

Хозяин апартаментов любезно предложил воспользоваться его камином в саду, и мы, набрав для розжига сухих можевеловых веточек, забабахали немыслимую вкуснятину, которая "вживую" смотрелась, конечно, намного эффектнее, чем на фотке.

***

Прибыв весной 1912 года в Крым, 18 апреля Николай IIс семьёй и свитой отправился на яхте "Штандарт" из Ялты в Новый Свет осматривать необычный подарок. "После завтрака съехали всем обществом на берег и пошли береговою дорожкою к знаменитым погребам Голицына. Осмотрели два грота, которые освещались бенгальскими огнями. Пробовали много вин и даже вторично позавтракали в одном из подвалов. Л. С. Голицын водил и угощал нас, как он умеет это делать, показал нам дом для гостей с великолепным старым хрусталём, серебром и чудными вещами".

Во время ужина князь торжественно передал царю ключ от винных подвалов, где находились лучшие образцы заграничных вин в количестве около 40 000 бутылок, которые Голицын коллекционировал 30 лет. Кроме того, Николаю II передавались и антикварная хрустальная посуда с вензелями русских императриц XVIII века, люстра времен Анны Иоанновны, старинные статуи, монеты, которыми князь, большой знаток и ценитель искусства, украсил стены "дегустационного подвала крепких вин". Для приёмки вин в 1912 году по распоряжению министра двора барона Фредерикса была назначена особая комиссия. Работа по приёмке проходила в сложной обстановке, требовалось осторожное изъятие старых бутылок, определение сорта вина, часто истлевшие этикетки на бутылках затрудняли определение. При разборке в четырёх самых верхних нишах оказалось вино без этикеток в светлых портвейновских бутылках. При пробе виноделы не могли определить сорт вина - оно по вкусу напоминало токайское. Пришел князь, и когда ему сообщили об этой пробе, он, схватившись за голову, воскликнул: "Это мои "Алтайские луга", которые я искал три года, - но, так как они обнаружены в этом подвале, то приходится сдать и их". В июле того же года был подписан указ на принятие императором Николаем II в дар от князя Голицына части имения "Новый Свет", которая перешла в ведение Главного Управления Уделов.

***

В честь этого события в новосветском парке и в подвале усадьбы установлены скульптуры работы Бориса Чака, которым на мой неискушённый взгляд, несколько недостаёт живости и пропорций:

...а в доме-музее - такой забавный барельеф:  

В качестве маленького бонуса для тех, кто нашёл в себе силы не заснуть, и дочитать текст до этого места: рядом с фирменным магазином завода "Новый Свет" (их в посёлке три, но имеется в виду тот, что расположен "внизу", в западной части набережной), с правой стороны от входа, растёт крупная сосна, под которой на подпорной стене размещается рекламная вывеска.

Полотно пришпилено к деревянным рейкам, и в центральной части конструкция крепится к контрфорсу (или пилястру, всегда путался в этих терминах) подпорной стены. В районе крепежа, слева в нижней части, для самых отчаянных кладоискателей мною был запрятан сувенир – ящичек шампанского.

***

В имении Новый Свет предполагалось построить дворец для царской семьи и свитский дом на 20 комнат. В последнем, в случаях отсутствия в Крыму Высочайшего Двора, могли бы проживать учёные и специалисты-практики, съезжавшиеся сюда для обучения и обсуждения проблемы виноделия. Но история распорядилась иначе, началась Первая мировая, а летом 1915 года состояние здоровья Льва Сергеевича резко ухудшилось, он стал постоянно болеть и 26 декабря 1915 года скончался от пневмонии в Феодосии. Тело его было перевезено в Новый Свет, где князя похоронили в склепе рядом с умершей несколько лет назад супругой. Во время революции усадьба была разграблена, склеп осквернён, а тело князя было выброшено в балку, где его подобрали для тайного перезахоронения местные татары, глубоко уважавшие Дели Арслана, Сумасшедшего Льва.

***

На этом можно было бы и закончить, но сегодня (вернее, уже вчера) мне случилось по делам быть в районе Нового Арбата и Новинского бульвара. Проезжая мимо памятника Бродскому, я уныло подумал, что возможно поэт был не так уж не прав, когда говорил, что "если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря": погоды в наших палестинах для сентября стоят на редкость отвратительные. И тут меня будто током шибануло, и я, отклонившись от маршрута, с трудом протиснулся в небольшой переулок. Трубниковский, дом 19, вот это здание, где до революции располагался доходный дом Главного управления Удельного ведомства.

На фасаде дома рядом со входом в какой-то департамент Минэкономразвития висит мемориальная табличка:

Круг замкнулся.

 

В тексте, выделенном курсивом, использовались открытые источники интернета.