Перебирая века главные страницы
На модерации
Отложенный
«Дорога поэта» — политическая сатира на современный русский мир
Елена Пустовойтова
Поэт Валентин Сорокин, 1996 год (Фото: Владимир Мусаэльян/ТАСС)
Не знаю, хотела ли того автор «Дороги поэта» (М.: КДУ; Университетская книга, 2016. — 348 с.), но она «взломала» классический набор литературных жанров, соединив под одной книжной обложкой и литературный портрет моего поколения, и рецензию на поэтическое творчествоВалентина Сорокина, и политическую сатиру на русский мир, такой, каким мы сложили его в последние два десятка лет.
На первый взгляд, ее обещание поразмышлять о творчестве современного поэта предполагало литературоведческое по тону и эстетике исследование, раскрывающее оригинальность формы поэтического высказывания автора и то, как эта форма позволяет ему осмыслить череду событий. Многие из них носят характер трагический и надличностный — мы еще слишком помним и нервно оглядываемся в наше «вчера». Думаю, именно поэтому и обнаружился буквально с первых страниц у автора книги эффект двоякий, смысл далеко не только литературоведческий и вкус отнюдь не академический. Литературный критик — разумеется, хороший — всегда эстет, всегда дотошный аналитик формы, заковывающей содержание в рифму и ритм. А что сделала Лидия Сычева? Мучаясь философией бытия — последние четверть века дали нам мало радости и покоя, - она, а вместе с ней и ее герой, вновь провели меня этой горькой дорогой утрат, которыми оплатили мои современники наше «сегодня». Вот так и получилось: шли по жизни трое — поэт, литературный критик и читатель. Получилась книга про нас троих…
Но если бы только так! С нами прошли этой дорогой миллионы моих современников. Потому и повторяюсь: эта книга про наш век.
Не тот арифметический, что в сотню лет. А тот, который выпал тебе с момента рождения…
Я Валентина Сорокина читала. Его очень хорошо понимает мое поколение. Но вот в чем я убеждена вместе с автором «Дороги поэта»: год за годом к чистому роднику поэзии Сорокина придут и иные, нынешние. Те, к кому прививка отторжения души, сделанная в эти минувшие годы, не привьется вовсе. Такие есть. Их много. Их просто плохо видно сейчас — сквозь грохот торжествующей пошлости и нравственного разврата, наполняющие газетные страницы, экраны телевизоров и полки книжных магазинов их голоса почти неслышны. Но, как это бывает во все времена, и самый порок поставит на службу благому Господь, и стоит только внимательнее пошарить все в том же интернете, чтобы увидеть молодую поросль возрождения нравственного начала.
Я говорю не только о той молодежи, которая торит сегодня дорожку к храму. Есть и стремление молодых бежать из Москвы, из других городов на свой кусок земли, чтоб жить там не по законам городских джунглей, где безнравственная реклама воспитывает безнравственных детей, а жить по совести, в добром согласии с прошлым, с нашими народными песнями, сказками и костюмами, с нашим мужским началом в мужчинах и женским — в женщинах. Жить с гордостью за то, что мы, русские, есть — в семье, в доме, в стране.
Раскрывая перед читателем «кулисы» творчества Валентина Сорокина, Лидия Сычева напрочь «забыла» о жанрах и литературоведении. Главным, мне кажется, было для нее поверить себя — а через это и нас с вами, читателей — судьбой, поступком, словом этого поэта.
Задача не самая простая. Но в том то и сила книги, что унисон понимания беды и счастья, радости и печали у них — у поэта и его рецензента — звучит. И я с радостью почувствовала, что — тоже отзываюсь.
Думаю — в лад.
Видимо, созвучие душ всегда необходимо, чтобы состоялось это радостное открытие, то, что Лев Выготский называл катарсисом в искусстве.
Философское осмысление пережитого, выраженное в поэтической строфе, взрывоопасно — прав был Лев Семенович. Но для Валентина Сорокина поиск этой «гремучей смеси» составлял жизнь, был его денно-нощной необходимостью, человеческим долгом. И автору «Дороги поэта» очень удалось, сплетая свои воспоминания с дневниковыми записями Валентина Сорокина, свои пути-дороги с дорогой жизни, по которой идет поэт, провести читателя по главным событиям последних десятилетий «русского мира». Без патетики, но с отточенной публицистичностью фразы, «окартинить» характер своего героя, сделать его близким. Понятным. И дорогим.
«Дорогу поэта» не прочитаешь вскользь или по диагонали. Ее надо пережить, как жизнь близкого тебе человека. И это несложно не только мне. Ведь мы все на родной земле шли и идем той же дорогой, что и поэт Сорокин, прозаик Сычева, читатель Пустовойтоваи сонмы русских людей, живущих судьбой России. Наверное, именно по таким книгам проще и быстрее будет тем, кто пойдет по нашей дороге после нас, понять нас и простить.
Можно долго спорить о том, нужно ли было автору так усложнять себе задачу и вместо красивого литературного эссе, посвященного красивому современному поэту, задаваться вопросами о природе нашей власти и размышлять, почему она стала антинародной. Поднимать ворох гнусностей, под которым в несколько лет выпрела наша финансовая «элита». Трясти до перхоти с плеч так называемую «оппозицию», кормящуюся с властной руки… Но надо знать Лидию Сычеву, чтобы даже не задаваться этим вопросом.
И в жизни, и в творчестве, и — о, ужас! — даже на работе она говорит, что думает. А думает о многом. У нашего поколения есть к тому немало причин.
Возвращаясь к «Дороге поэта», хочу добавить, что даже и само название её, сермяжно-простоватое, на первый взгляд, гораздо точнее и правильней определяет то широкое полотно русской действительности, которое создал в своем творчестве герой этой книги. Дорога — тяжкий труд, поскольку легких дорог в России отродясь не было. Она — и ухабы зависти, и колдобины молодой глупости, проистекающей от нерастраченного еще доверия к людям. Она, русская дорога, подвиг, если ты идешь по ее ухабам, а не по головам. Так, как идет по жизни герой «Дороги поэта». А ты? Как ты, читатель, идешь по ней?
Среди множества вопросов — о смысле жизни, о литературе, о верности призванию, о любви — мой вопрос даже не значится. Потому что сама книга Лидии Сычевой и есть этот самый вопрос.
Я прочитала книгу не в день. Даже не в неделю. Книга требует работы над собой. Не нарочито, не пафосно, а как откровение. И только осмыслив его, ты можешь шагнуть дальше.
Конечно, философия увлекательная штука, и переворачивая страницы книги — и своей собственной жизни заодно, — никак не избежишь искушения вроде «вот если бы… то я бы…» У той дороги, по которой идут поэт и его критик, дороги назад нет. Вот почему в жизни каждого из нас так важен выбор: поступка и дороги…
ТЕГИ
Россия, Русская литература, Русская поэзия, Литературная критика
Комментарии
Впрочем, как это ни о чём - о себе, любимой, пишет "читательница ПустоБолтова".
Да, ещё о "прозаике Сычёвой", которой лучше писать про Заек...
Остальной текст - псевдонаучная ахинея на основе упоминания (всего лишь упоминания! - хотя бы одно стихо привели, раз пишут о поэте...) В. Сорокина.
Заявлена тема "Политическая сатира на современный русский мир" - не раскрыта.
Ну, нельзя же считать раскрытием темы эти подленькие либероидные укусы - "...последние четверть века дали нам мало радости и покоя...", "... и политическую сатиру на русский мир, такой, каким мы сложили его в последние два десятка лет..."
Ну, да - 25 лет, два десятка лет... Именно так бабуины от пера смешивают навоз с жемчугом - 10 страшных лет Эльцынизма, убийства России и последующие 15 лет возрождения Страны!
Так, в казалось бы окололитературной статейке обливается дерьмом современная Россия, а заодно и её власть.
А этот пассаж вообще вызывает недоумение - "...как это бывает во все времена, и самый порок поставит на службу благому Господь..."
Н-да... Пытаюсь представить, как служат благому те же педерасты - не получается!..
;-{(
И место, определённое читателю - ЗА литературным критиком, да чоужтам - нафик вам вообще сдались читатели?!
Накропал такого вот словоблудия - Глядишь, хамончика на ужин появилось!
"Прозаик" и "поэт" в этом концентрате банальностей и нагромождений были попросту использованы ради одной фразы: "...задаваться вопросами о природе нашей власти и размышлять, почему она стала антинародной." - вот тебе и надёжа быть замеченной кем надо :)
Когда "она стала"-то?! :)))
Его никогда по сути не интересовала судьба России, главная цель всегда была прогнуться перед хозяевами.
Семена Липкина славь.
А мы будем читать Валентина Сорокина:
Главный киллер
Этот пьяный, жестокий урод
В межусобной слепой заварушке
Расстрелял православный народ,
Дом Советов подставил под пушки.
Но душа у него не поет,
Главный киллер кровавой шумихи,
По неделям сидит он и пьет,
Запершись от знакомых, в Барвихе.
Демократы одели прогресс
В нищету городов и окраин, -
Мать грозит ему ночью с небес:
«Не отмолишь прощения, Каин!»
Но у Каина совести нет:
Поднимает стакан, опускает,
И ручей золотистых монет
Он обрубком ладони ласкает…
Будь ты проклят в сердцах и в умах,
Ты, предавший страну оголтело:
Миллионы крестов на холмах
И на взгорьях России взлетело!
Вымирает великий народ,
Обворованный подлым законом,
Чтобы ты,
опохмельный урод,
Низко кланялся грозным иконам!
Но, с данной либероидной статьей никоим образом не коррелирует.
Статейка глупая, напыщенная и пустая.
Об этом я выше уже сказал, а Оля Самойлова добавила...
А репостер лезет на рожон, хамя напропалую. Рискует получить берцем по яйцам...
;-})
КОГДА В ЛЕСУ
Когда в лесу засеребрится вечер,
Ночным теплом к себе поманит дом,
Я мысленно твои целую плечи
На самом том изгибе золотом.
В окно луна глядит - и звёздно, звёздно,
И вот опять я повторю себе:
А ничего действительно не поздно
В моем пути да и в моей судьбе.
Но разве ты не мучима бедою
И разве я не мучим?..
И куда
Мне поклониться головой седою,
Вся жизнь - одна великая беда!
Мы тосковали долго друг о друге,
В холмах невзгод потерян счастья след,
И кроме вьюги, кроме сизой вьюги,
Иных чудес перед глазами нет.
Страшнее смерти белой вьюга-птица,
Колдуя вдоль селений вековых,
Она летит - и ветер серебрится
И тонет дом в туманах роковых.
1996
Будь со мной, как синева с волной,
В чувствах и в движениях красива,
В миг тоски почти невыносима,
Будь всегда, пожалуйста, со мной.
Ты моя – призванием моим,
Мужеством, терпением и нежностью,
Ревностью,
безумием,
мятежностью,
Словно стон – дыханием одним.
Ты – моя любимая страна,
С ливнями, полями и лесами,
С реющими в море парусами,
Только мной навек покорена.
Ты – моя весёлая весна,
Где ручьи звенят и птицы кружатся,
Над землёю облака упружатся,
Травы пробудились ото сна.
Будь со мною, лёгкая, как лист,
Будь со мною, добрая, как мама,
Я один искал тебя упрямо,
Храбрым сердцем
совестлив и чист.
Не забыла, не переболела
Той любовью и не зря лицо
Словно бы чуть-чуть прооробело,
Лишь ступил на прежнее крыльцо.
«Проходи, сюда иди!» - едва ли
Нас приметят – многие года
Твой корабль другие овевали
Грёзы и баюкала вода.
Ну а я желаньями святыми
Не врастая в кинутой судьбе,
Каждый день одолевал пустыни
И дорогу мёртвую к себе.
Не качалась лилия над илом.
Усталью не сдобривало злость.
Если речка – свежестью томила,
Озеро – в глаза мои лилось.
Я пройду, наверно, сяду, сяду,
И внезапно мы отметим вдруг,
Как летят по сердцу и по взгляду
Вспышки задыхающихся вьюг.
Не видя звёздную луну,
Весь вечер, а не пять минут,
Я целовал тебя одну,
Я мял тебя, как травы мнут.
Окно зашторено, и ты
Лежала золотей огня,
И груди – круглые цветы
Под сердцем рдели у меня.
Я пил твое лицо и пил,
И тьма летела кувырком,
Я никого так не любил,
Не тосковал так ни о ком.
Ты словно бы ребенок мой
И словно бы сестра моя,
И словно бы тебя домой
Привел, а не к знакомым я…
Мы перешли хмельной порог,
Луга цветов, стога травы,
И, может, сохранит нас Бог
От пули и дурной молвы.
Не отрезвиться нам и впредь,
Костер страстей не затушить, -
Кто согласится умереть,
Когда, ликуя, хочет жить?