Кто Вы, товарищ Андропов?
На модерации
Отложенный
Кто вы, товарищ Андропов?
На ГП появилась статья Станислава Ковтуна « Ху из мистер Андропов?»
Я участник войны в Афганистане, служил в Разведывательном отделе штаба 40-й армии, афганские события знаю не понаслышке… В своей статье я хочу коснуться темы, очень близко мне знакомой, а именно: Андропов и Афганистан.
По хрестоматийной версии Андропов, как известно, - марксист до мозга костей, продолжатель дела великого Ленина и т.д. Не зря он столько лет был во главе всемогущего КГБ («святая святых» и партии, и советского государства) - с 1967 по 1982г. Кандидатом в члены Политбюро он стал в 1967, а полноправным в 1973 и оставался им вплоть до своей кончины 9 февраля 1984г., т.е состоял в высшем руководящем органе государства 17 лет. Этакий политический тяжеловес. Но учитывая его прошлое можно смело сказать, что из всех тяжеловесов он был самым могущественным и все остальные его просто напросто боялись. Но вот в последнее время появились публикации с «леденящими душу» историями, которые рассчитаны, скорей всего не на анализ нашего недавнего прошлого, а на некую «жаренность» и разоблачение.
Марк Штейнберг: Все справочные издания согласны лишь в одном, что родился он 15 июня 1914 года в семье железнодорожника на станции Нагутская Ставропольского края. Об имени, происхождении и возрасте отца, о наличии братьев, сестер и других родственников - ничего сколько-нибудь определенного не сказано и в официальных его биографиях, которых опубликовано немало.
И еще одна графа в них осталась так и незаполненной: о его национальности. Даже, когда в "Правде" появилась официальная биография Андропова уже в качестве генсека, то и там о его национальности не сказано было ни слова. Хотя о еврейских корнях Андропова еще в советские времена писали эмигрант А.Авторханов, диссидент Рой Медведев. Но уж после крушения "империи зла" вышло множество публикаций, где об этом говорится вполне откровенно. Это - книги В.Болдина "Крушение пьедестала", Ю.Дроздова и В.Фортычева "Юрий Андропов и Владимир Путин", М.Калашникова "Сломанный меч империи", О.Платонова "Терновый венец России", С.Лихова "Призрак Агасфера", публикации И.Черняка, Н.Петровского, И.Зевцова, Е.Батуевой, А.Игнатьева и многих других. Суммируя генеалогические исследования этих, да и других, неназванных здесь, биографов Андропова, можно вполне достоверно констатировать, что появился он на свет в еврейской семье. Отца его звали Вэлв (Владимир) Либерман, мать - Геня (Евгения) Файнштейн. Личностью отца немало занимался публицист А.Игнатьев. Но и он никаких документов о нем или его фотографий не отыскал. Выяснил лишь, что работал он телеграфистом на станции Нагутской и умер от сыпного тифа в 1919 году. Это подтверждал и единственный, пожалуй, свидетель некоторых фактов биографии Андропова - бывший первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Сергей Федорович Медунов. Вот что пишет Валерий Легостаев: "Медунов в одном из интервью рассказал, что его собственный отец работал на железнодорожной станции вместе с отцом Андропова и хорошо его знал. Медунов-старший говорил, что того звали Вэлв Либерман, и по национальности он был польский еврей, а жену - Геней, и она тоже еврейка". Кстати, судя по всему, именно знание таких деталей родословной шефа КГБ, стоило самому Медунову крушения карьеры и других крупных неприятностей. Евгения Файнштейн, после смерти мужа, перебралась с 6-летним сыном в Моздок, где вскоре вышла замуж за грека Андропуло, который и усыновил Юрия. Впрочем, как утверждает большинство исследователей, отчим вскоре умер, и от него у будущего генсека осталась лишь фамилия, усовершенствованная на русский лад, и сводная сестра Валентина.
Но самыми, пожалуй, полноценными исследованиями этого вопроса являются книги Сергея Семанова. Например, в изданной в 2001 году книге Сергея Семанова «Андропов. 7 тайн генсека с Лубянки» и недавняя обширная публикация Валерия Легостаева «Гебист магический» содержат много информации о том, как….
Мне всё это как-то неинтересно и скучно. Какой бык, какую матку покрыл… Вообще-то антисемитизм у нас в России развит по другой причине и называется она – отсутствие правового государства, гражданского общества и, - как следствие, - пренебрежение всех и вся, начиная от верховных правителей и кончая рядовыми Ванями, к ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ ЗАКОНУ. А раз так, то у нас процветают буйным цветом другие, не менее интересные явления – политические партии, борющиеся за власть вооруженным путем (социал-революционеры – «эсэры», большевики, меньшевики) или же групповщина в самой правящей партии. Сталин не выпестовал бы свою диктатуру, не опирайся он на свою кавказскую группировку. Орджоникидзе, Енукизде. А до того был «легендарный» Камо. Багиров, - «хозяин» Азербайджана. Чего стоит один Берия…. Опять же – Анастас Иванович Микоян… Хрущёв укрепил свою 10-летнюю власть тем, что опирался на свою южную группировку: Брежнев – Патоличев – Семичастный – Игнатов. Из этой группировки вырос Брежнев, который тянул за собой своих, свою группу – Щелокова, Черненко, свояка своего, с которым они были женаты на двух сёстрах. Дальше проводить параллели, - до сегодняшнего дня? Путин – Зубков – Медведев – Грызлов – Миронов - Власов (арбитражный суд), Козак - питерская группа.
И это наблюдается не только на высшем уровне, но и на бытовом. Поэтому мы получаем Кондопогу. А до этого – Сумгаит, Баку, Ош, Фергану…
Но речь не об этом, а об Андропове. И хочу я завести разговор не о виртуальных и сомнительных вещах, а о материях, до боли всем нам знакомых, которым мы посвятили большую часть своей жизни, относительно которых нас на мякине не проведёшь. Речь, конечно же, об Афганистане.
Читаю книгу Александра Михайловича Майорова «Правда об афганской войне», 1996г издания. Генерал армии Майоров был в 1980-81гг главным военным советником (ГВС) в Афганистане. Собственно говоря, это не очевидец, а человек, который и творил афганскую историю тех дней. Всё же главную роль в «афганской» биографии Александр Михайловича сыграло то немаловажное обстоятельство, что он был лично знаком с Брежневым по событиям 1968г в Чехословакии. Генерал-лейтенант Майоров был до этого ГВС на египетском фронте, а в дни чехословацких событий командовал 44 АК (армейским корпусом) и часто встречался тогда с Брежневым, который запомнил его с хорошей стороны. Потом Майоров стал командующим Прибалтийским военным округом (ПрибВО) и среди прочих кандидатур именно с этой должности, после ранения в 1980г. генерал-полковника Магометова Салтан Кеккезовича, заменил последнего на должность ГВС. Его книга написано в очень простом, притягивающем стиле. Но главное – это честная книга. Чтобы раскрыть заявленную тему я и хочу привести несколько мест из данной книги, выделяя курсивом интригующие моменты.
Инструктаж у Устинова, перед поездкой в Афган:
«… Я вышел от Устинова с неловким ощущением: министр находится в постыдной зависимости от Андропова. Кстати сказать, директивы, которые я получал впоследствии в Афганистане, всегда были подписаны сначала Андроповым, а затем уже министром обороны Устиновым. А войну-то ведь вели военные, и было бы нормальным, чтобы подпись министра обороны стояла первой. Однако верховенство КГБ являлось нагло и открыто узаконенным» (с.9).
После первого знакомства с Б.Кармалем:
«…я шепотом спросил у Ахромеева:
-Кто это?
- Товарищ О. Уже на улице Сергей Фёдорович пояснил:
- Полковник КГБ Осадчий, он всегда находится при Бабраке. Будь осторожен с ним. Что бы мы ни делали, не внушали бы, не рекомендовали бы Бабраку, - этот (он произнёс ругательное слово) всё переиначит, всё по своему интерпретирует. И, запомни, пользуется прямым выходом на Ю.В. в качестве его абсолютно доверенного лица.
Странно, на мой взгляд, получалось, что на первой и строго конфиденциальной беседе с главой государства присутствовал человек, который тут же после нашего ухода займётся интерпретацией смысла сказанных слов, даже, может быть, составит на меня характеристику и доложит о всей беседе Андропову» (с.22).
О всех известных вещах Майоров пишет следующее:
«Дауд как-то мирился с наличием движения парчам в стране, его лидер Бабрак Кармаль даже был допущен в афганский декоративный парламент. Хальк же жестко преследовался. Этому помогали «сотоварищи по борьбе» - парчамисты, постоянно предавая деятелей хальк. За всеми революционными порывами хальк и парчам зорко следило око Андропова, его разветвленная агентура в Афганистане, видя в обозримом будущем рождение подлинной революционной, ленинской партии, способной свергнуть Дауда… Великая Апрельская (Саурская) революция в Афганистане свершилась. Андропов и его компания были довольны – теперь Афганистан пойдёт по социалистическому пути развития…»
Об Амине: «Сам же Амин прибирал и прибирал власть в стране к рукам, конечно, строя социализм, опираясь на вооружённые силы, давая им всё необходимое и всякие привилегии высшему командному составу. Особая его забота сводилась к росту партии, конечно же, крыла хальк, особенно в армии. Тараки барствовал во дворце, писал стишки, потешался с девушками. Всевидящее око Андропова за всем этим внимательно следило. В Кремле постоянно делались прогнозы в отношении Афганистана…Чтобы усыпить Андропова и вождей в Кремле, Амин 12 раз просил ввести войска из СССР для защиты Апрельской революции от международного империализма и помочь ему строить социализм в стране. Москва колебалась. Андропов усилил бдительность. Ему, конечно же, помогали Бабрак из Чехословакии, Нур из Англии, Анахита из Чехословакии, которые не без умысла и своей корысти дискредитировали Амина как диктатора-фашиста. А в ДРА Амин действительно стал диктатором, иезуитски и мастерски убрав Тараки сначала из дворца в тюрьму, а затем и отправив его к аллаху. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения кремлёвских вождей….Андропов настоял в Политбюро: чтобы спасти Апрельскую революцию и чтобы Афганистан шёл по социалистическому пути развития, надо устранить фашиста Амина от власти и ввести в Афганистан советские войска. Политбюро колебалось, Генеральный Штаб ВС СССР был против. Но всесильный к тому времени Андропов настоял на своём. Его поддержали Устинов и Громыко… Но надо иметь в виду: к тому времени в рядах НДПА насчитывалось до 14 -15 тысяч членов, из них 13500 – халькисты (в основном в армии, Царандое и СГИ). Об этом Андропов и Ко знали и в своей «работе» всё это учитывали…Знать-то, очевидно, знал, да не сделал должных выводов из этого. А Андропов ох как верил своим агентам за рубежом. Я в этом неоднократно убеждался и в Египте, и в Чехословакии, да и здесь, в Афганистане» (с.35 – 36).
О последующей встрече с Андроповым: «Он внимательно выслушал мой доклад и тихо спросил:
- Каковы, по Вашему мнению, отношения внутри Политбюро ЦК НДПА?
Мне не хотелось вязнуть в политических интригах. Я нёс ответственность не за отношения внутри Политбюро ЦК НДПА, а за войну. Поэтому от прямого ответа уклонился:
- Юрий Владимирович, очевидно, более объективно об этом доложат Табеев, Козлов и Спольников.
- Ну, хорошо, а как крылья?
- Парчам сейчас насчитывает около полутора тысяч человек. Это – элита, верхушка, это главным образом власть в центре, в Кабуле, в министерствах, в ЦК и администрация в провинциальных городах. Но хальк – тринадцать, тринадцать с половиной тысяч – доминирует в армии. И мы должны это учитывать. И очень с этим считаться.
- Надо, однако, форсировать рост парчам.
- Хальк – армия, - говорю я, - и там в подразделениях, частях, даже в соединениях он всесилен.
Андропову, чувствую, это не понравилось» (с.53)
К чему это приводило на практике, мы знаем по собственному опыту, но давайте всё-таки послушаем генерала армии Майорова: «Он (Бабрак) её (афганскую армию) не любил, не доверял ей и боялся её. Боялся её успехов, даже малых побед, радовался её постоянным поражениям – ведь они служили обоснованным предлогом, чтобы просить Москву еще и ещё присылать войска в Афганистан. Тут дело вот в чём….если при установлении и закреплении власти в республике или в отдельных её районах самодовлеющей силой стала бы армия, то это означало бы для парчамистов утрату или ослабление их руководящих позиций. Вот почему Бабрак и стремился устанавливать народно-демократическую власть в стране, главным образом, за счет усилий Советской Армии. При таком раскладе он и его сторонники сохранили бы собой главенство в центре и на местах, оттесняя на второй план халькистов. Бабрак и его сторонники форсировали рост партийного крыла парчам. Учитывая, что Бабрак – протеже Андропова, я делал вывод, что его и парчамистов всеми силами поддерживают и впредь будут поддерживать посол и представитель КГБ в ДРА. А кто же будет воевать с моджахедами? Халкистская армия! Та армия, с которой я постоянно нахожусь в контакте, заботясь о её поддержке, повышении её боеготовности, - даже вопреки желаниям и настроению её Верховного Главнокомандующего. Уму непостижимо! Но это было именно так!» (с.75)
Книга Александра Михайловича Майорова – безусловно, честная, увлекательная, правдивая книга. Содержит много деталей, неизвестных широкой публике. Рекомендую всем её прочитать. Я редко это делаю: ведь большинство высоких начальников, написавших воспоминания по Афгану, - прости Господи, – несли явную ахинею…
Линию Андропова на парчамизацию Афганистана ничто и никто не смог изменить. Ни некоторые доклады «снизу», ни трезвый анализ обстановки, который, якобы был присущ КГБ с его аналитическими службами, ни приезд Андропова в Кабул на пару дней в 1982г, главным итогом которого было то, что будущий генсек там заболел гепатитом…Эта линия продолжалась и после смерти Андропова, при новых хозяинах на Лубянке: при Федорчуке и Чебрикове, а также при бесцветном Крючкове. Эта линия в конце концов и поспособствовала возникновению мятежа халькистского министра обороны Шаз Наваз Таная в 1991г., - своего рода афганского ГКЧП. Мятеж Таная и явился логическим «завершением» парчамизации силовых структур Афганистана и вбил один из последних гвоздей в гроб саурской революции...
В общем, для меня неважно, кто на самом деле был товарищ Андропов: русский еврей, русский татарин или русский узбек. Для меня важно было выяснить, что его исторический расчёт в отношении Афгана оказался ошибочным. Иногда даже необязательно знать все внутренние пружины механизма, - достаточно посмотреть на его работу, на его результат. Важно осознать, что товарищ Андропов во многом приложил руку и к тому, чтобы перетащить в Москву одного комбинатора со Ставрополья. И с его подачи этот Остап, которого на вершине власти совсем понесло, - профуфукал Советский Союз. Это - главное. Остальное всё – малозначащие детали.
Мне же кажется, что расейскую глупость и легковерие ещё никто не победил!
P.S. Читая отзывы на статью С.Ковтуна, возникает больше вопросов, чем ответов. Андропов сажал в психушку мелкую диссидентскую «рыбешку», и одновременно высылал из страны «крупняк», типа Солженицина и иже с ним. Высылал или… спасал? Чтобы сегодня Путин говорил: Александр Исаевич был не только крупным писателем, но и государственным деятелем…
Комментарии
защитники отечества, а кто мама и бабушка, как у Ленина - Бланк?
Vladimir.
Кто же сегодня правит, что опять никого не слушает? И сегодня всё решается на "коллегии" ВЧК. И в каждом советском и российском городе главный в городе, как говорят "смотрящий" за ним -- начальник ФСБ. Как было с 20 декабря 1917-го, так пока и есть. Андропов хотя бы проёл всё ступени власи. А какие супени "прошёл" помощник Собчака перед захватом верховной власти?
"Кстати сказать, директивы, которые я получал впоследствии в Афганистане, всегда были подписаны сначала Андроповым, а затем уже министром обороны Устиновым. А войну-то ведь вели военные.." Андропов - председатель комиссии ПБ по А, Д.Ф. Устинов - член этой же комиссии.
Вам еще что-нибудь не понятно?
"Однако верховенство КГБ являлось нагло и открыто узаконенным.(с.9".
"??
1. О чем и
2. Чего речь?
1. - оффток неуместен.
2. - Смысл истории - в его значении для будущего. Может быть, исходить ТОЛЬКО из этого?
Все остальное - от "лукавого".