Определение лицемерия и его виды
На модерации
Отложенный
1 - Определение лицемерия:
В арабском языке слово "лицемерие" (нифак) является отглагольным именем от глагола "нафака", что означает "проявлять лицемерие, притворяться". Одни считают, что это слово образовано от слова "нафика", что означает "запасной выход из норы тушканчика, через который он убегает, когда его пытаются поймать через основной". Другие считают, что оно образовано от слова "нафак", что означает "подземный ход, в котором можно укрыться" (Ибн ал-Асир, "Предел", 5/98).
Если же говорить о слове "нифак" с точки зрения Шариата, то под ним подразумевается внешнее проявление приверженности к исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого называют потому, что он входит в шариат через одни врата, а выходит через другие, и об этом предупреждал Аллах Всевышний в словах своих:
"Поистине, лицемеры, они - распутники" ("Покаяние", 67).
Это означает, что они находятся вне Шариата.
Аллах отнес лицемеров к числу наихудших из числа неверных, сказав:
"Поистине, лицемеры - в нижнем слое огня" ("Женщины", 145),-
а также:
"Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он обманывает их!" ("Женщины", 142),
- а также:
"Они пытаются обмануть Аллаха и тех, которые уверовали, но обманывают только самих себя и не знают. В сердцах их болезнь. И Аллах усилил болезнь их болезнь! Для них - мучительное наказание за то, что они лгут" ("Корова", 9-10).
2 - Виды лицемерия:
Есть два вида лицемерия:
Первый вид это проявление лицемерия в вере (идейное лицемерие), что является большим лицемерием, когда лицемер выставляет напоказ свою приверженность исламу и скрывает неверие. Такое лицемерие полностью ставит человека вне религии, и он оказывается в нижнем слое адского огня. Подобных лицемеров Аллах характеризует всеми дурными качествами, такими, как неверие, отсутствие веры, издевательства и насмешки над религией и теми, кто придерживается ее установлений, а также абсолютная склонность к врагам религии, выражающаяся в том, что они вместе с ними осуществляют нападки на Ислам. Такие люди существуют всегда, но особенно в тех условиях, когда сила Ислама становится явной и они не могут оказывать сопротивление ему открыто, что вынуждает их присоединяться к Исламу внешне для того, чтобы строить козни против Ислама и мусульман втайне, а также для того, чтобы иметь возможность жить среди мусульман, сохраняя в неприкосновенности свою жизнь и имущество.
Лицемер проявляет внешне свою веру в Аллаха, Его ангелов, Писания, Посланников и в Последний день, но внутренне он отстраняется от всего, упомянутого нами, и считает это ложным. Он не верит в Аллаха и в то, что Коран и другие божественные книги - Его слово, ниспосланное людям, с помощью которого Он выводит их на правильный путь по своему соизволению, предостерегает их своего наказания и внушает им страх перед своим могуществом. Однако Аллах разоблачил подобных лицемеров и сделал явными тайны их в священном Коране, показав рабам своим дела их, чтобы они остерегались как их самих, так и дел их. В начале суры "Корова" Он упомянул о трех существующих в мире группах людей, а именно: о верующих, неверных и лицемерах. При этом о верующих упоминается в четырех аятах, о неверных - в двух, а о лицемерах - в тринадцати, что объясняется их многочисленностью и тем, что они являются источником бед для всех, а также тем, что они являются сильным источником смуты для Ислама и мусульман. Поистине, такие люди причиняют очень много вреда Исламу, ибо их причисляют к этой религии и считают, что они поддерживают ее, в то время как на самом деле они являются врагами Ислама. Они проявляют враждебность к Исламу в разных формах, а невежественные воспринимают это как знание и реформу, в то время как на самом деле оно является крайним невежеством и развращением.
Существует шесть видов подобного лицемерия:
1 - Возводить ложь на Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
2 - Возводить ложь на часть из того, с чем пришел Посланник Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
3 - Ненавидеть Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
4 - Ненавидеть часть из того, что принес с собой Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
5 - Радоваться спаду религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
6 - Не желать победы для религии Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Вторым видом лицемерия является лицемерие действием (деятельное лицемерие), когда человек совершает дела лицемеров, сохраняя в своем сердце веру, что не ставит его вне религии, но может оказаться средством и привести к подобному.
В таком человеке есть и вера, и лицемерие, но если последнее умножится, он может стать из-за этого лицемером в полном смысле этого слова, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Истинным (полным) лицемером является тот, кто объединил в себе четыре качества, а тот, кто содержит в себе хотя бы одно из них, тот содержит в себе одно качество лицемерия, пока не избавится от этого качества: это тот, кто предает, когда ему доверяются, и лжет, когда о чем-либо рассказывает, и поступает вероломно, когда заключает договор с кем-либо, и переходит все границы, когда с кем-либо ссорится" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Тот человек, в котором объединились эти четыре качества, объединил в себе все зло, ибо он обладает всеми свойствами лицемеров. Если же в человеке присутствует одно из этих качеств, это значит, что в нем присутствует одно качество лицемерия, ведь могут в человеке сочетаться и благие качества и дурные качества, качества веры и качества неверия и лицемерия, и заслуживать в виде награды или наказания то, что будет соответствовать его поступкам, причиной которых были те или иные качества, например, отлынивание от совершения групповой молитвы в мечети, что характерно лицемерам. Лицемерие является злом и представляет собой большую опасность, ибо даже сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, опасались впасть в этот грех. Ибн Абу Муляйка сказал: "Я застал в живых тридцать человек из числа сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, каждый из которых опасался оказаться в числе лицемеров".
Различия между большим и малым лицемерием:
1 - Большое лицемерие в отличие от малого ставит человека вне религии.
2 - Большое лицемерие является противоречием между тайным и явным в области веры и убеждения, в то время как малое лицемерие является противоречием между тайным и явным в совершении дел, но не распространяется на область веры.
3 - Большое лицемерие не исходит ни от кого из правоверных, в то время как лицемерие малое может исходить от правоверного.
4 - В большинстве случаев впавшие в большое лицемерие не раскаиваются, а если даже кто-либо и раскается, то многие сомневаются в том, что раскаяние его будет принято Аллахом, в то время как впавший в малое лицемерие может покаяться перед Аллахом и его покаяние будет принято.
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал:
"С верующим часто случается тот или иной вид лицемерия, но потом Аллах приводит его к покаянию. Иногда в сердце его может возникать то, что станет подталкивать его к лицемерию, но Аллах будет отталкивать от него подобное. И правоверный нередко подвергается наущениям дьявола и наущениям неверия, от которых он становится подавленным. Так, передают, что однажды сподвижники обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами:
"О Посланник Аллаха, поистине, иногда кто-нибудь из нас обнаруживает в себе такое, что обрушиться ему с неба на землю было бы приятнее, чем говорить об этом!" В ответ он сказал: "Это есть настоящая вера!" (Этот хадис приводят Ахмад и Муслим).
Это означает, что человек обладает подлинной верой, если подобные искушения он будет встречать с отвращением и удалять их от своего сердца".
О тех, кто впал в большое лицемерие, Аллах сказал так:
"Глухие, немые, слепые - и они не возвращаются" ("Корова", 18),
то есть не возвращаются к Исламу внутренне. Кроме того, Всевышний сказал о них так:
"Разве они не видят, что подвергаются испытанию каждый год раз или два раз? Но и после того они не каются и не образумятся" ("Покаяние", 126).
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал:
"Мусульманские авторитеты разошлись во мнениях относительно возможности того, что внешне приносимое ими покаяние будет принято, и это является неизвестным, так как внешне они постоянно проявляют приверженность к исламу".
см. “Книга веры”, стр. 238 ( ар. яз.)
Комментарии