ЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ИСЛАМА
На модерации
Отложенный
Ислам провозгласил целый ряд универсальных фундаментальных прав для всего человечества в целом, которые необходимо соблюдать и уважать при всех обстоятельствах. Для обеспечения этих прав ислам предусматривает не только юридические гарантии, но и весьма эффективную этическую систему. Так, например, всё то, что способствует благополучию отдельного человека и общества в целом считается в исламе нравственным и, наоборот, безнравственным считается всё то, что является вредоносным. Ислам придаёт такое большое значение любви к Богу и к человеку, что он даже предостерегает людей от излишнего формализма. В Коране сказано:
- Не в том благочестие, чтобы вы обращались лицами к востоку и западу; благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в Писание и в пророков, кто, несмотря на свою любовь к имуществу расходовал его на близких, и сирот, и неимущих, и путников, и просящих подаяние и на (освобождение) рабов, и совершал молитву и давал закят; (благочестивы) верные заключённому ими договору и проявляющие терпение в нужде, в беде и во время опасности. Это - те, которые правдивы, и это - богобоязненные. (“Корова”, 177)
В этом аяте нам предалагется прекрасное описание благочестивого и богобоязненного человека. Он должен выполнять полезные предписания, но при этом ему следует концентрировать своё внимание на любви к Богу и любви к другим людям.
В данном аяте выражены четыре основных мысли:
а - Наша вера должна быть истинной и искренней.
б - Мы должны быть готовы проявить её, делая добро нашим братьям.
в - Мы должны быть хорошими гражданами, поддерживающими социальные институты.
г - Душа каждого из нас должна быть твёрдой и непоколебимой в любых обстоятельствах.
Всё это является мерилом, с помощью которого индивидуальную модель поведения можно оценить и определить как хорошую или плохую. Подобный стандарт суждений обеспечивает образование своеобразного ядра, вокруг которого должна вращаться вся система нравственности. Однако прежде чем вводить какие бы то ни было нравственные предписания ислам стремится привести сердце человека к твёрдой уверенности в том, что Бог всегда и везде видит все его дела, что он может спрятаться от целого мира, но только не от Бога, что он может обмануть кого угодно, но только не Бога, и что он может убежать от кого угодно, но только не от Бога.
Объявив целью жизни человека снискание благоволения Бога, ислам установил наивысший из возможных нравственных стандартов, и это непременно обеспечит человечеству безграничные возможности нравственного совершенствования. Отталкиваясь от полученных свыше откровений как от первичного источника знания, ислам обеспечивает постоянство и стабильность нравственных стандартов, которые открывают широкий простор для соответствующих истине видов адаптации и нововведений, но не для ложных толкований, произвольного изменения, атомистического релятивизма или нравственного конформизма. Ислам придаёт нравственный оттенок любви к Богу и страху перед Ним, что будет побуждать человека следовать нравственным приципам безо всякого внешнего давления. С помощью веры в Бога и в День Суда ислам создаёт такую силу, которая помогает человеку искренне придерживаться определённых нравственных установок в своём поведении, вкладывая в это всю свою душу и сердце.
При этом ислам не позволяет ложному чувству оригинальности и стремлению к нововведениям приводить к формированию неких новых нравственных качеств, не стремитсяя принизить значение общепризнанных нравственных норм и без причины не придаёт преувеличенного значения одним нравственным нормам и не отрицает других. Он возвышает все общепризнанные моральные качества и находит для каждого из них подходящее место и дело в общей схеме жизни, соблюдая необходимое равновесие и гармонию. Он расширяет рамки личной и общественной жизни человека: его семейные и социальные связи, а также возможности его применения в политической, экономической, юридической, просветительской и социальной сферах, и это распространяется на всё от дома до общества, от обеденного стола до поля боя и мирных переговоров, другими словами, охватывает собой буквально всё от колыбели до могилы. Короче говоря, нет такой сферы жизни, где не применялись бы универсальные и всеобъемлющие нравственные принципы ислама, который делает нравственность главенствующей и гарантирует, что все жизненные дела будут подчиняться не эгоистичным желаниям и узким интересам, а регулироваться определёнными нравственными нормами.
Ислам обеспечивает для человека такую систему жизни, которая основана на всём хорошем и свободна от всего дурного. Он призывает людей не только самим придерживаться благого, но побуждать к благу других и искоренять зло, побуждать к добру и запрещать дурное. Ислам добивается того, чтобы в основе всего лежало сознательное отношение, а нравственность не играла второстепенной роли при зле.
Люди, которые отвечают на этот призыв, собираются в единую общину и именуются мусульманами. Единственная цель формирования подобной общины (умма) состоит в том, что она должна предпринимать организованные усилия для поддержания благого и искоренения дурного.
Здесь мы приводим некоторые нравственные наставления ислама, предназначенные для различных аспектов жизни мусульманина. Эти наставления касаются широкого спектра как его личных нравственных проявлений, так и социальной ответственности.
БЛАГОЧЕСТИЕ
В Коране это качество отмечено как высшее качество мусульманина:
- Поистине, достойнейшим из вас пред Аллахом является наиболее благочестивый. (“Комнаты”, 13)
Смирение, скромность, способность контролировать свои желания, искренность, прямота, терпеливость, постоянство и выполнение данных обещаний - вот те нравственные ценности, о которых постоянно упоминается в Коране. Так, например, в Коране сказано:
- Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спешите) к раю(, равному) по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных,
которые расходуют в богатстве и бедности, сдерживают свой гнев и прощают людям(, ведь) Аллах любит тех, кто творит добро!
(“Семейство Имрана”, 133 - 134)
В Коране также сказано:
- И не криви лица своего перед людьми и не ходи по земле горделиво, ибо, поистине, не любит Аллах каждого превозносящегося гордеца.
И соразмеряй свою поступь и понижай голос свой, ведь самый неприятный звук - ослиный рёв. (“Лукман”, 18 - 19)
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то нижеследующие его слова являются кратким нравственным кодексом мусульманина:
- Мой Господь велел мне придерживаться девяти вещей: оставаться богобоязненным как наедине с собой, так и на людях, говорить справедливо как в гневе, так и довольстве, быть сдержанным как с богатыми, так и с бедными, восстанавливать дружеские связи с теми, кто порвал их со мной, одаривать того, кто отказывает мне, размышлять, когда я молчу, стараться увещевать людей и велеть им то, что является правильным.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Учение ислама о социальных обязанностях основывается на доброте и уважении к другим. Поскольку общие предписания придерживаться доброты едва ли будут выполняться в конкретных обстоятельствах, ислам делает упор именно на конкретных проявлениях доброты и определяет ответственность и права людей в различных сферах взаимоотношений. Если брать взаимоотношения между людьми в целом, то прежде всего нам следует выполнять свои обязанности по отношению к наиболее близким нам членам наших семей - родителям, супругам и детям, а затем - по отношению к родственникам, соседям, друзьям и знакомым, сиротам, вдовам, нуждающимся членам общины, всем мусульманам, всем людям вообще, а также и к животным.
РОДИТЕЛИ
Необходимость проявления уважения по отношению к родителям и заботы о них очень часто подчёркивается в исламе и является весьма важным средством проявления веры мусульманина. Так, например, в Коране сказано:
- И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!” , - и не кричи на них, а говори им слова достойные.
И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!” (“Ночное путешествие”, 23 - 24)
ПРОЧИЕ РОДСТВЕННИКИ
В Коране сказано:
- И давай то, что положено, родственнику, бедняку и путнику, но не предавайся расточительству. (“Ночное путешествие”, 23 - 24)
СОСЕДИ
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
- Не является верующим тот, кто ест досыта, когда его сосед голодает.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал:
- Не явлется верующим тот человек, соседи которого не находятся в безопасности от его зла.
В соответствии с Кораном и сунной, мусульманин должен нести моральную ответственность не только за своих родителей, родственников и соседей, но также и за всех людей, животных и полезные растения. Так, например, охотиться на птиц и животных ради забавы запрещается. Точно также без крайней необходимости запрещается вырубать фруктовые деревья и прочие плодоносящие растения.
Так на основе нравственных качеств ислам строит высшую систему нравственных ценностей, благодаря которой человечество может понять свои величайшие возможности. Ислам очищает душу от эгоизма, несправедливости, распутства и недисциплинированности. Он способствует воспитанию богобязненного человека, преданного своим идеалам, благочестивого, воздержанного, дисциплинированного и постоянно остающегося искренним. Ислам пробуждает в человеке чувство моральной ответственности и делает его способным к самоконтролю. Ислам воспитывает в людях такие качества как доброта, щедрость, милосердие, доброжелательность, миролюбие, честность и искренность по отношению ко всему сотворённому и в любых обстоятельствах. Иначе говоря, он воспитывает благородные качества, от которых можно ожидать только хорошего.
Комментарии
Великий пророк Мохаммад сказал: "Высшей фазой всех поучений является Ислам(покорность богу). Молитва - это основание, а Джихад - это вершина исламского учения".
Человеческий Джихад (краткое изложение Корана)
Когда рождается ребенок,
покорен он и благодарен,
воспринимая божий мир.
Есть основанье у ребенка
молиться на отца и мать.
Любовью искренней наполнен -
Джихад!
Когда ребенок подрастает?-
Внимает истинно вершине,
с почтеньем смотрит на отца.
Ученье мира принимает
осознавая путь деяний
свершенных обществом для жизни -
Джихад!
Рождая собственных детей,
для жизни человек сбирает
в трудах и думах вехи прежних
и наставляет чад своих:
во славу жизни путь пред богом,
им предрекая блага мира -
Джихад!
Осознавая мир пред богом
встает, по силе, на защиту
всего возданного для жизни.
Жизнь сберегая бъется смело,
упорно, рассудительно и мудро
не ради битвы - ради жизни
Джихад!