<ins class="adsbygoogle" style="width: 336px; height: 280px; display: inline-block;" data-ad-client="ca-pub-3581109223546999" data-adsbygoogle-status="done" data-ad-slot="4969364748"><ins id="aswift_0_expand" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: inline-table; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><ins id="aswift_0_anchor" style="margin: 0px; padding: 0px; border: currentColor; border-image: none; width: 336px; height: 280px; display: block; visibility: visible; position: relative; background-color: transparent;"><iframe frameborder="0" height="280" id="aswift_0" name="aswift_0" style="" width="336"></iframe></ins></ins></ins>
Многие из главных ценностей и идей, выдвигаемых Торой и еврейской традицией, кажутся банальными для современного человека, но давайте-ка вернемся на несколько тысяч лет назад. Вот перечень некоторых идей, которые являются неотъемлемой частью древней еврейской мудрости и которые мы считаем само собой разумеющимися сегодня.
1. Единобожие (Монотеизм)
Иудаизм ввел очень мощное и новаторское понятие – Единство Б-га. Это подразумевает, что Б-г один создал и управляет всей Вселенной. Это был глубокий разрыв с идолопоклоннической моделью, господствовавшей в то время в мире; согласно этой модели, сердитый и/или капризный божок управлял событиями, происходящими в случайном порядке. Для того чтобы божок был милостив, он должен быть задобрен – часто в ужасающих формах, таких, например, как человеческие жертвоприношения, в том числе – принесением в жертву детей.
Тора открыла человечеству радикально иную модель Вселенной, ее создания и управления – модель, которая возвышает, а не принижает человечество. Иудаизм учит, что нет ничего случайного: человек, как и весь мир, был создан, и создан для определенной цели. У каждого из нас есть цель жизни, определенная нам Богом, и в каждом из нас есть духовный потенциал для ее достижения.
Это была революционная идея. Тора рассматривает каждого человека как самое важное в сотворенном мире, наделяет человека святостью, а его жизнь согласно иудаизму – дар Б-жий, который никто не в праве отнять. Тора говорит о любом человеке, что он сотворен бе-целем Элоким, по образу и подобию Б-га.
2. Выходные
«Шесть дней работай и делай всякое ремесло твое. А седьмой день – суббота – Господу, Богу твоему. Не делай никакого ремесла…» (Шмот, 20: 8).
Нет ничего логичного в разделении последовательности дней нашей жизни на будни и выходные: концепции семидневной недели нет нигде в естественном мире. Тем не менее, сегодня, четыре тысячи лет спустя после того, как иудаизм ввел понятие шабата, концепция семидневной недели является универсальной.
Понятие шабат, – прекращение работы каждый седьмой день, – введенное Торой, помогло человечеству принять идею недели, семидневного цикла, заканчивающегося днем отдыха. Более того, этот цикл совпадает с тем счетом дней, который ведут евреи с момента получения Торы, и еврейский шабат является субботой для всего мира.
3. Перепись
В Англии «Книга страшного суда» 1086 года упоминается в качестве первой национальной переписи, но за 2400 лет до этого Тора рассказывает о первой переписи, которую проводит Моше (Шмот, 30). Согласно этой переписи еврейский народ на момент выхода из Египта насчитывал 603,550 взрослых мужчин. Эта информация записана в Торе.
4. Право убежища
В древнем Израиле евреям предписывалось построить "шесть городов-убежищ" по обе стороны реки Иордан, куда могли бы бежать и укрываться там от кровной мести люди, виновные в непредумышленном убийстве (Шмот, 35: 6).
5. Равенство перед законом
Еврейский народ единственный в древнем мире провозгласил достоинство каждого человека: мужчины и женщины, богатого и бедного. Древние кодексы справедливости обычно содержат разные законы для людей разного социального статуса.
Даже в наши дни, когда права человека зафиксированы всеми Конституциями всех стран мира, нарушения этих самых прав столь очевидны, что не позволяют говорить о реальном равноправии. И тут Тора остается маяком, провозглашая, что все люди, независимо от их положения, будут судиться одинаково: «Не творите кривды в суде. Не лицеприятствуй убогому и не угождай великому; по правде суди ближнего твоего» (Ваикра, 19:15).
6. Судебная система
Тора дает указание установить суды и приводит самую раннюю и самую совершенную судебную систему. После исхода из Египта лидеру народа, Моше, приходилось целыми днями решать вопросы, возникающие в ежедневной жизни евреев, в соответствии с духом и буквой еврейского закона, данного в Торе. Тесть Моше, Итро, подсказал ему уникальное решение: создать первую в мире разветвленную судебно-правовую систему. По его совету Моше установил четыре уровня судов, от самого нижнего уровня, куда люди приходили для решения мелких, бытовых вопросов и тяжб, до Верховного суда, Санѓедрина, который курировал суды нижестоящих инстанций и решал наиболее сложные случаи, в том числе, выносил решения о смертной казни (Дварим 1: 11-15). До появления первого царя все вопросы внутренней и внешней жизни народа решались судьями.
7. Права животных
Движение в защиту животных многим кажется достижением современности – законы о правах животных стали появляться в западных странах в середине 19-го века, – но у них есть свои предшественники в еврейском законе. Тора и Талмуд содержат подробные инструкции, как человек должен обращаться с животными: нам запрещено надевать намордник быку во время сбора урожая (намордник не давал бы быку съесть зрелые плоды) или запрягать сильное животное вместе со слабым (потому что это может привести к чрезмерной нагрузке на слабое животное) (Дварим, 25: 4). Когда мы забираем яйца из гнезда, Тора нас учит сначала отогнать мать, чтобы не травмировать ее (известно, что птицы «забывают» о яйце, если его нет в гнезде, т.е. не страдают) (Дварим, 22: 7). Талмуд повелевает нам прежде накормить домашних животных и только потом накормить себя. Талмуд утверждает, что запрет мучать животных является запретом Торы.
8. Севооборот
В настоящее время фермеры знают, что для поддержания питательных веществ в почве надо оставлять поля периодически не вспаханными.
В Израиле эта практика имеет мощный духовный корень. «Шесть лет засевай твою землю и собирай ее урожай, а в седьмой год оставляй ее покоиться, чтобы питались нищие народа твоего, а оставшееся после них будет есть зверь полевой; так же поступай с твоим виноградником и с оливой твоей» (Шмот, 23: 10-11). Эта практика, возрожденная многими израильскими фермерами сегодня, напоминает нам о том, что Бог создал землю, дал нам ее и ее урожаи, т.е. напоминает нам о том, что все сотворено Им и происходит по Его воле.
9. Денежные штрафы
Тора ввела закон, который постановляет компенсировать ущербы, нанесенные другому человеку, в соответствии с их стоимостью. До этого в древнем мире была установлена смертная казнь за многие виды ущербов; даже самый прогрессивный Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи (1795-1750 до н.э.) давал полномочия наказывать смертной казнью некоторые виды преступлений; драконовский кодекс Афин 7-го века до н.э. ввел смертную казнь за любое преступление. Даже в настоящее время некоторые страны практикуют жестокие физические наказания: законодательства некоторых других мусульманских стран разрешают ослепление и отсечение руки или ноги за ряд даже несерьезных, с общечеловеческой точки зрения, преступлений.
Еврейский закон, который многие называют «око за око, зуб за зуб» и совершенно ошибочно его трактуют, напротив, кодифицировал различные категории денежного ущерба для целого ряда преступлений, в том числе, за увечья, нанесенные другим людям. Денежные штрафы позволяет лицам, осужденным за кражи или неуплату долгов, погасить свои долги и возобновить обычную жизнь.
10. Доступное образование
Йеѓошуа бен Гамла, первосвященник эпохи Второго храма, постановил, что каждый еврейский ребенок начиная с шестилетнего возраста обязан посещать школу, независимо от того, могут ли его родители оплачивать учебу. Он также определил максимальный размер класса – не более 25 детей на одного учителя. Еврейские общины успешно осуществляли идеи рабби Йеѓошуа, создавая субсидируемые или бесплатные школы в еврейских общинах во всем мире.
Как отметил образовательный филантроп из Чикаго Джордж Ханус: «это первый случай в истории человечества финансирования обязательного всеобщего образования в обществе .... Многие ученые считают, что модель Гамлы послужила примером для современного мира при создании системы образования».
Комментарии