
Одному из городских объектов «закрытого» города Лесной (бывший Свердловск-45) Свердловской области предложено присвоить имя Лаврентия Берии. С инициативой увековечить на карте города имя его фактического основателя выступил местный историк и общественный деятель Игорь Гребцов, который утверждает, что ему одинаково чужды однозначные попытки представить Берию как палача и преступника и возвести его на исторический пьедестал. Единственное, чего он добивается, – увековечить имя человека, без которого город Лесной, скорее всего, не появился бы вовсе. Поэтому для своего предложения он выбрал не улицу или проспект, а небольшой сквер.
Свою идею Игорь Гребцов стал продвигать через местные СМИ. В обоснование инициативы уже вышло три статьи, в которых автор предложил землякам подумать о том, что карта Лесного наполнена упоминанием людей, чьи личности и поступки в современной России оцениваются куда более спорно. При этом за редким исключением все эти персоналии не имеют никакого отношения к истории самого города.
В случае же с Лаврентием Берией Игорь Гребцов предлагает помнить о нем как о руководителе советского ядерного проекта. Благодаря ему на Урале после августа 1945 года появилось целая система «закрытых» городов, ставших сосредоточием интеллектуального потенциала и обеспечивших технологическое лидерство страны в ядерной физике и других отраслях...
Гребцов говорит, что он не ставит, например, вопрос о возвращении исторического названия одной из улиц Лесного. Это было бы невозможно не только по идеологическим соображениям: по имеющимся данным, улица, которая носила имя Лаврентия Берии до того, как летом 1953 года он был арестован и объявлен врагом партии и народа, к настоящему времени просто не сохранилась. Поэтому сейчас речь идет о возможности присвоить имя Берии небольшому безымянному скверу, который недавно появился по соседству с выставочным павильоном градообразующего комбината «Электрохимприбор».
«Это не улица, на которой может жить кто-то из тех, для кого такое наименование окажется неприемлемым. Это всего лишь сквер, в который, в конце концов, можно не приходить, если тебя оскорбляет его официальное название», - считает Игорь Гребцов...
Сам поборник исторической справедливости говорит о себе как о человеке, который готов бороться за свои убеждения. В марте 2014 года он принимал участие в событиях «крымской весны», а позже – сражался под знаменами знаменитого Моторолы за контроль над донецким аэропортом. При этом Гребцов называет себя верующим и, более того, причисляет себя к прихожанам храма, который готов перехватить его инициативу.
ОТСЮДА
Комментарии
А разве порядочные люди могут в этом сомневаться или быть против?
Ликует пионерия!
Сегодня в гости к нам пришел
Лаврентий Павлыч Берия!
Подобно быстрой молнии
Он входит в светлый зал,
Не зря Мингрельцем Пламенным
Сам Вождь его назвал!
Как прекрасно наше небо,
Край счастливый расцветает,
Лучезарною звездою
Друг наш Берия сияет.
От каспийских волн до Понта
Дал он знания свет горящий.
Он трудящихся любимец,
Для врагов же — меч разящий.
Всех народов закавказских
Он — учитель, друг любимый,
Дал им счастье, дал им радость
Дружбы братской, нерушимой.
Он связал любовью чистой.
Ярко светит над страною
Гений Сталина лучистый.
Не день сегодня, а феерия,
Ликует публика московская:
Открылся ГУМ, накрылся Берия,
И напечатали Чуковскую.
Цветет в Тбилиси алыча
Не для Лаврентья Палыча!
А для Климент Ефремыча
И Вячеслав Михалыча!
Лаврентий Палыч Берия
Вышел из доверия,
А товарищ Маленков
Надавал ему пинков.
Кто стучит ко мне домой?
Спрашиваю двери я.
Детка! папу позови.
Мы от дяди Берия!
Я уже показывал суду, в чём признаю себя виновным. Я долго скрывал свою службу в мусаватистской контрреволюционной разведке. Однако я заявляю, что, даже находясь на службе там, не совершил ничего вредного. Полностью признаю своё морально-бытовое разложение. Многочисленные связи с женщинами, о которых здесь говорилось, позорят меня как гражданина и бывшего члена партии. … Признавая, что я ответственен за перегибы и извращения социалистической законности в 1937—1938 гг., прошу суд учесть, что корыстных и вражеских целей у меня при этом не было. Причина моих преступлений — обстановка того времени. … Не считаю себя виновным в попытке дезорганизовать оборону Кавказа в период Великой Отечественной войны. Прошу вас при вынесении мне приговора тщательно проанализировать мои действия, не рассматривать меня как контрреволюционера, а применить ко мне только те статьи Уголовного кодекса, которые я действительно заслужил.
Специальное Судебное Присутствие Верховного Суда СССР постановило: приговорить Берию Л. П., Меркулова В. Н., Деканозова В. Г., Кобулова Б. З., Гоглидзе С. А., Мешика П. Я., Влодзимирского Л. Е. к высшей мере уголовного наказания — расстрелу, с конфискацией лично им принадлежащего имущества, с лишением воинских званий и наград.— Сообщение «В Верховном Суде СССР». 24 декабря 1953 г. Вместе с ним обвинялись его ближайшие соратники из органов госбезопасности, сразу после ареста и позже названные в СМИ «банда Берии»:
Меркулов В. Н. — министр государственного контроля СССР
Кобулов Б. З. — первый заместитель министра внутренних дел СССР
Гоглидзе С. А. — начальник 3-го управления МВД СССР
Мешик П. Я. — министр внутренних дел Украинской ССР
Деканозов В. Г. — министр внутренних дел Грузинской ССР
Влодзимирский Л. Е. — начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР.Все обвиняемые были в тот же день расстреляны, причём Л. П. Берию расстреляли за несколько часов до казни прочих осуждённых в бункере штаба Московского военного округа в присутствии генерального прокурора СССР Р. А. Руденко. По собственной инициативе первый выстрел
Абакумов В. С. — председатель коллегии МГБ СССР
Рюмин М. Д. — заместитель министра государственной безопасности СССР
Мильштейн С. Р — заместитель министра внутренних дел УССР
по «делу Багирова»
Багиров М. Д. — 1-й секретарь ЦК КП Азербайджанской ССР
Маркарян Р. А. — министр внутренних дел Дагестанской АССР
Борщев Т. М. — министр внутренних дел Туркменской ССР
Григорян Х. И. — министр внутренних дел Армянской ССР
Атакишиев С. И. — 1-й заместитель министра госбезопасности Азербайджанской ССР
Емельянов С. Ф. — министр внутренних дел Азербайджанской ССР.
Рухадзе Н. М. — министр государственной безопасности Грузинской ССР
Рапава. А. Н. — Министр госконтроля Грузинской ССР
Церетели Ш. О. — министр внутренних дел Грузинской ССР
Савицкий К. С. — помощник первого заместителя министра внутренних дел СССР[78]
Кримян Н. А. — министр государственной безопасности Армянской ССР
Хазан А. С. — в 1937—1938 гг. начальник 1-го отделения СПО НКВД Грузии, а затем помощник начальника СТО НКВД Грузии
Парамонов Г. И. — заместитель начальника следственной части по особо важным делам МВД СССР
Надарая С. Н. — начальник 1-го отдела 9-го управления МВД СССР
и другие.
Кроме этого, не менее 100 полковников и генералов были лишены званий и/или наград и уволены из органов с формулировкой «как дискредитировавший себя за время работы в органах… и недостойный в связи с этим высокого звания…»