Украине грозит международная изоляция

На модерации Отложенный

Пока президент решает, как стабилизировать Раду и не допустить перевыборов, простые люди ждут рост цен и обвал гривны.

Международный фронт

Киев стремительно выпадает из международной повестки. США заняты своими выборами, саммит ЕС в Братиславе 16 сентября нас не касается (там рассматривают концепцию реформирования ЕС), а на саммит G20 в Китае нас не позвали. «Петра Порошенко могли бы пригласить Ангела Меркель или Франсуа Олланд, но в их глазах он сейчас «штрафная рота», не справился со своими обязательствами», — отметил эксперт-международник Павел Рудяков.

Украина пока не оказалась в международной изоляции, но контуры ее мира стремительно сдвигаются. Об этом свидетельствуют последние визиты президента — не в страны ЕС, а на Дальний Восток (Индонезия и Малайзия) и ближнее зарубежье (Болгария, Польша, Азербайджан). А источники в АП не смогли раскрыть график визитов. «Но президент точно имеет план по поездкам», — сказал наш собеседник. «США и ЕС дали Киеву понять: нужно перестать ездить по Западу и раздавать обещания, которые невозможно реализовать, — пояснил политолог Кость Бондаренко. — Пока не начнется выполнение «Минска», не может быть и шагов навстречу нам».

Минск и грабли

Принятие закона о выборах на неподконтрольных территориях, правок в Конституцию о статусе Донбасса или амнистии для боевиков нынешним парламентом невозможно. Но в публичной плоскости появились два плана по Донбассу, артикулированные разными сферами влияния.

Первый озвучила нардеп от НФ Виктория Сюмар (считается «правой рукой» секретаря Совбеза Александра Турчинова): это проведение референдума по отторжению (принятию) неподконтрольных территорий.

Второй план — усадить Петра Порошенко и Владимира Путина лицом к лицу для проведения прямых переговоров — огласил первый президент Леонид Кравчук. «Идея референдума адекватна, и она развязала бы руки политикам. Даже, возможно, позволила бы прекратить войну. Но одновременно она обязала бы президента выполнять результаты референдума, а президенту это не нужно, — считает политолог Руслан Бортник. — Идея Кравчука — ситуативная пиар-инициатива: Киев и Москва и без того ведут переговоры. Результата по ним нет». В целом эксперты сходятся во мнении: без перевыборов Рады (и, вероятно, президента) реализация «Минска» будет затруднена.

Подкоп под Авакова

Но власть на перевыборы идти не хочет. Сохранение стабильной коалиции «БПП, «Народный фронт» и примкнувшие к ним» — залог выживания нынешней Рады. На этот счет есть несколько задумок. Первая: усилить коалицию за счет консолидации депутатских групп «Видродження», «Воля народа» и внефракционных депутатов в единую фракцию с условным названием «Наш край». Это стало возможным за счет нормализации отношений между президентом и Игорем Коломойским, который так или иначе влияет на 30–40 депутатов, не входящих в коалицию.

«Мы ждем, что новая фракция может получить 50–60 штыков к середине сентября. Присутствие в ней бывших регионалов можно объяснить сплоченностью депутатского корпуса перед лицом опасности», — поясняет нардеп от БПП Сергей Лещенко. Вторая задумка: перезагрузка существующей коалиции за счет подключения тех же внефракционных депутатов и, возможно, переговоры с партией «Самопомич». Дестабилизация потенциально возможна, если продолжится противостояние команды президента и главы МВД Арсена Авакова. Он сосредоточил существенный ресурс в виде МВД, добробатов и влияния на НФ.

«Держит в заложниках всю конструкцию управления страной, он — последний баланс БПП в правительстве, — говорит нардеп Сергей Лещенко. — Его отставка спровоцирует развал коалиции. Другая не соберется, и страну ждут досрочные выборы: сначала парламентские, а затем, возможно, и президентские». Вбивать клинья между президентом и министром, по данным «Вестей», продолжает «группа Кононенко» в БПП: им интересны должности Минюста (сейчас на ней Павел Петренко), Минэкологии (Остап Семерак) и Минобразования (Лилия Гриневич).

«Претензии таковы: не может партия с рейтингом 0,5% занимать четыре министерские должности. А сам президент, по моим данным, уже решил с Аваковым спорные, в т. ч. финансовые, вопросы», — пояснил Бондаренко.

Что будет осенью с долларом в Украине

Хранить доходы в гривне строго не рекомендуется: МВФ и США затормозили Украине макроэкономическую помощь, чем поставили под вопрос дефицит платежного баланса.

«Резервы НБУ будут таять без особого пополнения. Плюс во всех аграрных странах начался сезон сбора урожая — и цены упадут (на зерно они уже просели до самого низкого уровня за последние 10 лет. — Авт.), что снизит экспортную выручку от агропродукции — значит, гривна продолжит девальвировать», — сказал аналитик Андрей Вигиринский.

Оптимистичные ожидания: курс закрепится на 26 грн/$, а к концу года девальвирует до 28 грн/$. Пессимистичные: дна падения гривны нет и в случае полного разрыва отношений с МВФ доллар легко перешагнет 30 грн. Для простых украинцев это чревато активизацией черного рынка с очень активно меняющимся курсом, но самое главное — ростом цен на все, что имеет валютную составляющую, и на бензин.

Неподъемные платежки

С сегодняшнего дня вырастут тарифы на электроэнергию: платить за свет придется в среднем на 25% больше. Те, кто расходует до 100 кВт·ч в месяц, заплатят 71,4 коп./кВт (раньше платили 57 коп.). Те, кто тратит от 100 до 600 кВт·ч — 1,29 грн (раньше 99 коп., и таких потребителей большинство). Объем свыше 600 кВт·ч будет стоить 1,63 грн/кВт (ранее — 1,56 грн).

А с июля почти вдвое выросли тарифы на тепловую энергию и услуги центрального отопления — на 75–90%. Это «привет» от Кабмина, который, рассчитывая на сотрудничество с МВФ, досрочно довел цены на газ до уровня якобы рыночных. С 1 мая отменен льготный тариф, использовавшийся в течение отопительного сезона, а население и предприятия, обеспечивающие отопление и горячую воду, теперь будут платить за газ по единому тарифу — 6879 грн за тысячу кубометров. «Страну накроет вал неплатежей — уже сегодня есть 4 млрд долгов по коммуналке у населения, и задолженность растет, — сказал экономист Александр Охрименко. — Исходом могут быть проблемы с инфраструктурой, вплоть до отключений света».

Социальные бунты

Первые звоночки недовольства — протесты в Кривом Озере (против произвола полиции) и Лощиновке (против этнических групп).

«Эти случаи показывают, что напряжение в обществе чрезмерно велико. Но в обоих случаях люди самоорганизовались локально. А вот новые меры власти по отмене стипендий могут вызвать более глобальные протесты — студенты максимально мобильны, — сказала кандидат социологических наук, доцент кафедры Харьковского университета им. Каразина Надежда Корытникова. — Может «выстрелить» волна подорожания товаров (на днях вступило в силу решение Кабмина, которым он запретил дорожать социальным продуктам — хлебу, молоку, сахару. — Авт.), пенсионеры возмущаются тем, что финансируют АТО, когда платят 15% военного сбора».

По ее мнению, наиболее сильную турбулентность могут вызвать те самые платежки, которые люди получат в ноябре-декабре: «Уже сейчас многие не идут оформлять субсидии, потому что не верят, что государство может им помочь. И когда поймут, что оплатить услуги не в состоянии, ситуация станет взрывоопасной».

Базой для протестов могут стать профсоюзы (они находятся под контролем заинтересованных в перевыборах Дмитрия Фирташа и отчасти Юлии Тимошенко). «Но у власти остаются и защитные механизмы — снижение тарифов и наказание больших чиновников, уличенных в коррупции», — считает Руслан Бортник.