Ещё раз об одиночестве, а так же о циниках и идеалистах.
Одиночество. Всем известно, что это такое? Известно, видимо, всем. По крайней мере, большинство об этом слышали, а кто-то знаком с этим состоянием не понаслышке. Как понимаете это вы? Как понимаю это я?
Давай попробуем проанализировать это состояние вместе.
Начнём с самого начала.
Кто оказывается абсолютно одиноким в этой жизни? Тот ли, кто в силу каких-либо обстоятельств вынужден жить один? Тот, у кого нет семьи? Родных? Друзей?
Или тот, кто этими всеми благами окружён и задавлен, но в силу объективных причин оказывается в толпе, в эпицентре людей и событий – но сам по себе? Сам с собой наедине?
…Как это ни странно, но самыми одинокими в нашем мире оказываются люди, готовые любить и быть любимыми.
Ты скажешь: «Это парадокс! Так не бывает, это неправильно…» , - и ошибёшься.
Ты скажешь: «Причём здесь любовь, если мы говорим об одиночестве?», - и ошибёшься снова.
Ибо корни самого оглушающего, самого страшного и беспросветного одиночества кроются именно в желании и потребности любить, разделить свою душу и своё сердце с кем-то, быть понятым и понимать…. И реальной невозможности реализации этого по сути своей, вполне честного и чистого желания. Желания честного обмена: Часть моей души- на часть твоей; часть моего сердца- на часть твоего…
Одинокие люди лишены этого – по разным причинам.
Давай попробуем восстановить «хронику пикирующего бомбардировщика»:
Каждый человек приходит на этот свет с самым сильным и острым желанием, которое выражает в своём самом первом крике каждый новорожденный младенец: «Любите меня, люди!», и совсем немногое количество приходящих в этот мир готово продолжить эту фразу: «…и я тоже готов и жажду полюбить вас всей душой своей и всем своим сердцем». Так приходят в этот мир мечтатели и идеалисты.
Вот этим-то бедолагам и приходится тяжелее всего! И именно они обязательно и всенепременно полной чашей хлебнут того напитка, что называют «Одиночеством».
«Почему?»- спросишь ты, искренне недоумевая,- « Как может оказаться одиноким человек, готовый и жаждущий брать и отдавать любовь?»… Да очень просто.
Попробую объяснить.
Эти люди изначально лишены корысти и здорового эгоизма в отношениях. Они – романтичны и наивны, склонны верить в добро и в упор не замечать очевидного. Их сердце голо и беззащитно, они его носят на ладони и готовы вручить тому, кто готов его принять. По сути, в начале своего жизненного пути,- практически первому встречному. Вероятность того, что «первым» встретится именно тот, кто сумеет этот жест оценить, а также беречь и защищать их хрупкое, горячее и такое незащищённое сердечко, крайне мал. Можно даже сказать, ничтожен.
… Вот так на их сердце появляются первые синяки, ссадины и трещины. Со временем раны залечиваются, травмы рубцуются. Внешние ткани этого органа становятся более крепкими и травмоустойчивыми : начинает потихоньку-полегоньку образовываться защитный слой - у тех, кто выживает. Выживают, даже после первых «неудачных опытов», далеко не все. Мечтатели и идеалисты вырождаются как вид, вымирают, как вымерли в своё время динозавры.
Помнишь глупую сказку про идиота по имени Данко, который вывел толпу народа (к слову сказать, того совсем не стоящего!) из лесной чащи, используя вместо прибора освещения своё пылающее сердце? Вывел- и пал бездыханным, т.к. жить совсем без сердца особи рода Home Sapiens пока (к счастью? или к сожалению?) не научились. А эта толпа спасённого наивным мечтателем быдла рванула, завидев «свет в конце тоннеля», да так, что додавила и растоптала, смешав с грязью и тленом, и самого испускающего дух Данко, и его практически выгоревшее до тла от такой вот жертвенной любви к окружающим, сердечко.
Некоторым «везёт»: первый неудачный опыт их не останавливает, но и не заканчивается «летальным исходом», и они продолжают дальше мечтать о «большой и чистой, бескорыстной и яркой» взаимной любви. Наивные!
И продолжают упорно наступать на одни и те же грабли, принимая желаемое - за действительность, ухитряясь не замечать очевидного, идеализируя далёкое от идеала и постоянно пытаясь всучить своё и так уже травмированное сердце в очередные «добрые руки».
Ясное дело, что ничего из этой затеи у них не выходит, шрамов и рубцов на поверхности органа прибавляется, оболочка утолщается и уплотняется, ибо всем известно, что «всё то, что не убивает нас сразу,- делает нас сильнее». Ага. Сильнее. И толстокожее. А ещё - недоверчивее, равнодушнее… злее, в конце концов!
На каком-то этапе нежное и трепетное, готовое гореть и сгорать ради кого-то сердце такого вот карася-идеалиста становится похожим на… грецкий орех, например. Или – на моллюска в раковине. Да, пожалуй, сравнение с моллюском более подходит.
Он (моллюск-сердце) сидит в своей раковине, и методично наращивает защитный слой – во избежание «повторения пройденного», т.к. на уровне усвоенных и приобретённых на личном болезненном опыте рефлексов, при всей своей мечтательности и самом махровом идеализме, на определённом этапе уже начинает чётко понимать и ясно осознавать, что дальше так жить нельзя. Что сердце его (со всем к нему в комплекте прилагающимся прочим «ливером» и эфирными оболочками) на фиг никому не нужно, и никто не собирается обеспечивать его органу надлежащие хранение, уход и соответствующее обращение. А вот наоборот: задеть, травмировать, ударить побольнее,– желающих найдётся масса, хоть в очередь их выстраивай.
И до самого тупого идеалиста на определённом этапе доходит, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих», и что самое ценное своё имущество нужно беречь, холить и лелеять самому, не рассчитывая ни на кого другого в этом мире.
Вот он, момент истины, момент осознания! В этот момент умирает мечтатель, и рождается циник. И с ним – его ОДИНОЧЕСТВО.
Человек живёт и дышит, общается с людьми, даже типа дружит с кем-то, а кому-то и вовсе говорит о любви. Он может прослыть «душой компании», находиться всегда на виду, среди людей. Быть человеком общительным и внешне открытым, обаятельным и дружелюбным. Быть «любимцем публики». Иметь образцово-показательную семью, табун друзей,… много ещё чего у него может быть.
Да вот только при всём этом имеет место быть одна крохотная неувязочка: никогда и никого он уже не пустит за плотно сомкнутые створки своей защитной раковины, в которой заперто шрамированное сердце и остатки его полуистлевшей души.
А соответственно, при всех признаках, вроде бы приличествующих ситуации, на самом деле не полюбит никого и сам. И не позволит полюбить себя. Или – именно позволит, сделав одолжение. Без малейшей надежды на взаимность с его стороны. Просто потому, что ему - всё равно. Просто потому, что та часть его души и сердца, которая «отвечала за любовь», вхолостую выгорела раньше - понапрасну, глупо и наивно. В ту пору, когда циник ещё не был циником, а был идеалистом и мечтателем. И готов был любить весь мир, и верил, что мир тоже готов принять и полюбить его – такого замечательного, открытого, честного, доверчиво-восторженного и так жаждущего любви!
Кому в этой ситуации страшнее и больнее? Ему - тому, кто сам (правда, следует признать, не без активной помощи «доброжелателей») замуровал и заточил в темницу своё горячее сердце и трепетно-ранимую душу; оставшись только внешне человеком,- ибо можно ли считать человеком дышащее, мыслящее, выполняющее ряд необходимых действий (в т.ч. размножающееся и создающее семью- потому, что так положено!) по сути своей бездушное и бессердечное существо;
или им - тем, кто верит, что имеет дело с нормальным живым человеком (со всеми присущими живому человеку достоинствами и недостатками)?
Самое душераздирающее и трагичное действо разворачивается тогда, когда судьба сводит вместе «бывшего» и пока ещё «действующего» (не разочаровавшегося и не разучившегося ещё верить и доверять) мечтателей-идеалистов ….
«Так при чём же здесь одиночество?» - спросишь ты, - «Разговор вроде бы начинался именно с этого».
Да при всём. Они оба: и мечтатель, и циник,- безумно и безнадёжно одиноки здесь: среди людей, в толпе, в изоляции, в праздниках и буднях, с ближними и среди чужих.
Всегда - каждый миг, каждую минуту, каждую секунду. Будучи среди людей, или находясь на необитаемом острове в единственном экземпляре.
И одиночеству их нет конца и нет начала, и боли их нет названия и описания.
Сердце на ладони и сердце в толстом панцире… Душа, глядящая на мир широко распахнутыми доверчивыми глазами, и жалкие останки того, что некогда было душой… Единство противоположностей. Противоположности, так и не ставшие единым, но обречённые на одиночество.
Одиночество в квадрате…
можно добавить ещё многое к сказанному. А как одиночество понимаете вы?
Комментарии
Вам - помноженное ещё на столько же.
А вы действительно добрый, угадала?
А ведь их Стёпе неземной герой предложил... И - со знанием!
):
Ох, не люблю пиктограммы!
Насчет пиктограмм не знаю, а от про многоугольники в своё время под настроение написалось:
Кто придумал многоугольники?
Изобрёл кто фигуры сложные?
Толи дело - простая линия,
Хоть кривая - да всё же выведет.
А все эти многогольники...
Очень сложные, лживо ложные.
:))
А душа - очень сложно и непонятно, особенно атеисту... Может быть, упрощение? Духовность или культура взамен души?
Но, ведь, Стёпа Лиходеев - симпатичен...
а "духовность без души" - для меня это что-то совсем непонятное.
У Булгакова в "Мастере и Маргарите" нет несимпатичных героев. Даже отрицательные персонажи у него ухитряются быть "умилительными обаяшками"
Может Вы знаете адреса общин для
совместного проживания
таких вот добрых
и одиноких
людей?
http://ruchkin5.narod.ru/slovo.html
А одиночество - это участь гениев - людей, способных выходить за рамки создаваемых толпой стереотипов.
Так - не цветок, а росток.
Но между праздничных ног
Он просочиться смог.
Тебе. Кто-то минуснул, а я - нейтрализовал.
.кто-то меня не любит..ходит и минусуeт..но не может настроение испортить.
Да, кривые... Как в небе радуга.
Разложить их пусть попытаются
По цветам, но - в душе и надолго.
Нет у него несимпатичных героев... Его Иешуа - авторский персонаж. "Добрый человек" среди "добрых людей". Единственная успешная попытка.
Сознание Христа можно познать только через понимание учения Христа, а учение Христа основано на законе диалектики - законе единства и борьбы противоположностей. (без шуток)
...ну а уж если совсем без шуток, так не кощунствуйте! Не дано человеку постичь сознание Бога и промысел Божий (это не я говорю, это так христинское учение гласит). а я - человек маленький, божьи промыслы мне неведомы, обсуждать их - не моё дело. Извините. О человеческом я ещё могу поговорить - порассуждать, а вот уж о божьем - это не со мной.
все остальное относительно правильно :)
именно поэтому их считают крейзанутыми, ищущими недостижимое, несуществующее
И ни друзей, и ни подруг.
Чем я живу, к чему стремлюсь
Не интересно никому. И я молюсь,
Чтобы душе моей больной
Хоть на день даден был покой.
Но беспардонностью ума
Моя не зыблема тюрьма,
Которую я сам воздвиг -
Душой дитя, умом старик.
(1981 г.)
Латать и штопать больше не пытаюсь.
Стежок к стежку - по швам трещит оно,
И рвётся нить - недолго ей осталось.
Какие разные здесь подобрались лоскутки:
Парча и бархат, ситчик и рогожа...
В причудливый орнамент сплетены -
На жизнь мою беспутную похожи...
Но нить трещит, и путает узор -
Не полотно, а ворох рваных тряпок.
У девочки-судьбы в глазах укор -
В сухих глазах, что разучились плакать.
Ни слёз, ни стона. Каменно молчит.
Навеки замерев, едва живая,
До углей, до золы, до пепла выгорая.
Не проклиная, не моля - благословляя
За то, что всё же остается жить.
Пусть - без души. Пускай - совсем слепая.
И пальцы те, что нити раздирают
В попытке тщетной эту боль убить.
Сначала исчезают дворцы, потом пальмы и остается один верблюд...
Улыбнитесь...)))
Я и пыталась донести мысль, что неудачно у народа получается порой:
"мы выбираем, нас выбирают,
как это часто не совпадает"
- помните? отсюда - разочарования, отсюда - боль. травмы всякие душевные, отсюда в итоге - одиночество, замкнутость и прочие "прелести"... А стоит-не стоит...Праздный вопрос. Разве любят всегда - лучших? достойных? тех, кто способен понять, оценить, принять? увы, нет.
И ты забудешь ее в конце концов,
И только душа другою станется,
Закрывая сердце бронёю рубцов!
Ночь над миром плывёт,
И мелодия блюза
Вдалеке затихает.
Мою душу беспутную
За собою зовёт,
И за синей горою
В дымном мареве тает.
Дремлет город усталый
Под ночным покрывалом,
В лёгком шорохе моря,
В шали с звёздною кистью.
...Я, наверно, устала
В этом городе спящем
От себя настоящей,
От надуманных истин...
С этим я не согласен, как был мечтателем, так им и останется:) Это надолго, это от Бога. А вот идеалиста в себе надо уничтожить (приобретенное).
Как раз мечтатели - романтики одиноки среди циников. Вот они то, циники, и травмируют их открытую душу, от того и наступает одиночество. Нет никакого перевоплощения. Есть осторожность и недоверие. Я не знаю примеров перевоплощения, тот же Данко.
Это моё личное мнение:)
Где человеки дозревшие до Любви наполнятся друг другом, до такой степени, что все остальные обстоятельста бытия вместе взятые, останутся на 10 месте.
А если не злее).Ведь человек умеющий искренно любить, умеет и искренне прощать. Прощать и при этом не оставлять на сердце зла. Ведь обстоятельства в нашей жизни являются нам такими, какими мы их сами себе представляем. Выставлять свое сердце на блюдечке для всеобщего пользования также неестественно, как и прятать его в скорлупу. Как то в одном из старых фильмов слышала такое выражение:"Она так торопилась любить, что не давала времени успеть полюбить ее". Ведь только лишь за "открытое сердце " не всегда любят, как бы это ни печально звучало. Не надо превращать свое сердце в футбольный мячик.
А периодическое одиночество бывает даже очень полезным. Можно навести порядок в своих собственных мыслях и планах, заняться какой-либо самореализацией и найти себе занятие по душе. Повысить собственную самооценку. И, как говорила героиня Вивьен Ли Скарлет О`Хара:" А о своих проблемах я подумаю завтра":)
На беспросветное же одиночество люди обрекают себя сами.
Но оставаясь в своей скорлупе, можно пропустить самое интересное:)
Самое интересное:)
Галина! Это ссылка на мою статью об одиночестве. Если будет интересно мое понимание и отношение, посмотрите.
"Как это ни странно, но самыми одинокими в нашем мире оказываются люди, готовые любить и быть любимыми". Эта Ваша мысь зацепила. Она мне совершенно не кажется странной. ГОТОВЫЕ, это совсем не обязательно УМЕЮЩИЕ любить, поэтому, как мне кажется, и становятся одинокими.
Не умеющие любить СЕБЯ, других, жизнь, да и вообще все...
Да, в своей статье я раскрывала другую грань. Но главным для меня было понять и найти выход из физического, как Вы определили, одиночества. А еще понять, почему в какой-то момент ощутила себя одинокой, хотя были родственники, друзья, сын, коллеги...
И поняла так - я просто не умела любить. Точнее - забыла, что такое любить. Потому что все мы, рождаясь, получаем два дара - свободу и умение любить. Почему все дети радостны, счастливы? Потому что они умеют любить. Но тут встает вопрос еще более сложный: А что же такое "ЛЮБИТЬ"?
так вот, став одинокой и получив свободу, я постаралась вспомнить и понять, что такое любить. У меня получилось научиться быть счастливой в одиночестве. А после этого получилось практически все изменить в своей жизни. жаль, что после 45 лет... Но, как замечательно, что все же получилось.
Главное захотеть и начать действовать. Только очень захотеть. Но это мое мнение, основанное на моем опыте.
А сейчас прочитаю что Вы написали об одиночестве)
В довесок приведу изречение Антисфена, основателя школы киников, из которой и вырос уродливый мутант — цинизм:
"Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным; научить добродетели человека возможно."
На самом деле ВТО, ВМФ, БМР и т.д. это одна и та же подстава. А российский народ увяз в различных междусобойчиках, а когда его подведут к краю, уже будет поздно. Посмотрите что они сделали со своими американцами, это то, что ждет весь мир в будущем. Спасйтесь. Экхарт Толле " Сила момента сейчас" Это выход из тюрьмы, но убежать можно только внутрь себя.
Вобщем, все сложные мысли надо начинать со строгого определения слов. А определение слов - это вообще самая сложная задача всех наук. Даже религии возникали пачками именно из-за неопределённости человеческих слов.
Т.о., понять тему одиночества невозможно в рамках фривольной словесности без док-ва физич. смысла жизни.
Кто - то был на необитаемом острове. Он это понял.
Оказывается, что одиноким можно оказаться и в большом городе.
Если ничего не делаешь, а только размышляешь, то в эту яму и попадёшь.
Когда тебя вдруг перестают понимать, то возникает одиночество.
Это непосильная ситуация!
А люди? Ну на что мне люди?
Идет мужик, ведет быка.
Сидит торговка: ноги, груди,
Платочек, круглые бока.
Природа? Вот она природа -
То дождь и холод, то жара.
Тоска в любое время года,
Как дребезжанье комара.
Конечно, есть и развлеченья:
Страх бедности, любви мученья,
Искусства сладкий леденец,
Самоубийство, наконец.
... вот так бы мне ещё самой со своими бы "кобылками" разобраться :))
Сегодня стало "стыдно и неприлично" быть добрым, честным, доверчивым, поступаться не то, что сердцем, а и даже какой-то малостью для других.
и ещё осторожнее нужно творить добро тогда, когда тебя об этом просят, даже если просят настойчиво. Ибо тут уже точно не будет никаких сомнений, кто останется крайним и виноватым :))
но и наступая на одни и те же грабли неоднократно, люди добрые всё равно остаются добрыми людьми. И это хорошо.