Мэром Москвы все-таки стал «Иванов»

На модерации Отложенный

   Всем известен «бородатый» анекдот. Приходит человек в адвокатскую контору под вывеской «Рабинович, Кац и Иванов» и просит: «Хочу, чтобы мое дело непременно вел Иванов». Ему отвечают: «Но почему? Ведь два других сотрудника – тоже очень опытные специалисты». «Этот Иванов даже в такой конторе сумел стать равноправным соучредителем. Значит, к кому угодно найдет подход и на любом уровне решит мою проблему». Этот анекдот – практически про Сергея Собянина. Он сумел стать ключевым членом команды Владимира Путина. А ведь это очень узкий круг лиц. Ее костяк составляют не просто «питерцы», а люди, близкие к администрации Собчака. Сегодня принято считать, что нового мэра будут навязчиво опекать федеральные власти. И все же не верится, что Сергей Семенович окажется в роли простого «технического исполнителя».

За последний год Сергей Собянин не потерпел крупных аппаратных поражений. Правда, в декабре 2009 года было отложено рассмотрение законопроекта о госуслугах и электронном правительстве. В его подготовке вице-премьер принимал активное участие. Однако осенью 2009 года губернатором Свердловской области стал Александр Мишарин. Он считался протеже Собянина. Даже после публичной критики со стороны Дмитрия Медведева удержался на своем посту и министр регионального развития Виктор Басаргин. Его также считают соратником экс-главы Аппарата Правительства. Да и сам Собянин вступал в открытую полемику с Президентом. Например, по поводу сокращения численности чиновников. В данном случае это может говорить о заметном аппаратном весе члена Правительства. Различные экспертные рейтинги неуклонно называли Сергея Собянина в числе самых влиятельных политиков страны и эффективных лоббистов. Таким образом, вряд ли Сергея Семеновича решили бесцеремонно «сбросить с Олимпа».

А если так – вероятно, новому мэру могла быть предложена какая-то компенсация за возможности, которые он утратит после ухода из Правительства.

Прежде всего, остановимся на его уровне самостоятельности в новом качестве. Обычно сторонники версии о подчиненной роли нового хозяина Тверской, 13 ссылаются на недавние высказывания Игоря Шувалова и Владислава Суркова. В их заявлениях часто видят желание Центра держать мэра Москвы под плотной опекой. Тем не менее, трактовать заявления высших чиновников можно по-разному.

Например, Игорь Шувалов сказал, что новый мэр должен будет «вместе с федеральными министрами» разработать план развития города. Это понимают, как намек: Правительство напишет план развития, а Собянин только исполнит. Но «вместе» обычно предполагает совместную работу. Так что содержание отношений Собянина с Правительством может оказаться и иной. Он получит возможность решить с федеральными министрами те вопросы, с которыми не мог разобраться его предшественник.

В заявлении Суркова мэра непосредственно коснется единственное пожелание. Это расширение состава Мосгордумы и круга представленных там партий. Однако ближайшие выборы в столичный парламент – только в 2013 году. Ведь и Сурков заявил, что в пересмотре итогов прошлых столичных выборов нет необходимости. К тому времени пройдут президентские выборы, ситуация серьезно поменяется. Да и Собянин с его опытом регионального управления наверняка возьмет под контроль столичную партийную систему. А для губернаторов, отстроивших региональную «вертикаль власти», уже не важно, сколько партий представлено в парламенте их региона. Как правило, их отделения и так завязаны на региональную администрацию.

Что же может потерять Собянин после ухода из Правительства? Это влияние на медиа-ресурсы. Ведь ныне он возглавляет Совет директоров «Первого канала». Обычно чиновник, уходя из Правительства на новую должность, лишается постов там, где он представлял интересы государства. Правда, теоретически это правило может быть и нарушено.

Кроме того, у Москвы и так есть свой телеканал ТВЦ. По охвату аудитории он уступает «Первому». Зато хозяин Тверской,13 не должен делить контроль над ним с другими группами влияния. То есть, вряд ли этот телеканал новый мэр сочтет «непрофильным активом».

Сергея Собянин сейчас возглавляет Совет директоров ОАО «ТВЭЛ» и Наблюдательный Совет «Росатома». Но потеря этих постов, в принципе, может быть компенсирована контролем над бюджетными потоками, связанными со столицей.

С влиянием в сфере региональной политики все сложнее. Ведь в Правительстве Собянин курировал оценку работы глав регионов. Но и тут может быть найден выход. На своем месте пока остается глава Минрегиона Виктор Басаргин. Как было сказано выше, он считается близким к Собянину. Кроме того, еще в апреле 2010 года появились слухи о возможном расширении возможностей Сергея Семеновича в рамках «Единой России». Сообщалось, что при Владимире Путине появится новая структура с широкими полномочиями по управлению партией. В перспективе она может стать основой для предвыборного штаба «единороссов». Руководство ею, по слухам, могло быть передано именно Собянину. В этом случае он мог бы, например, по-прежнему участвовать в консультациях по новым кандидатам в губернаторы. Ведь формально эти кандидатуры предлагает «Единая Россия».

В качестве мэра Москвы у Собянина появятся и новые рычаги влияния на регионы, которыми всегда активно пользовался Юрий Лужков. Через влиятельных членов московских диаспор и землячеств. Через экономические связи с регионами, заинтересованными в поставках своей продукции в столицу. Через интересы регионального бизнеса на московском рынке недвижимости.

В новой роли у Собянина появятся и новые сферы влияния. Прежде всего, это международная политика. Любая столица – это окно во внешний мир. Ее руководитель волей-неволей оказывается втянутым во внешнеполитическую деятельность. Юрий Лужков был известен громкими публичными заявлениями о ситуации в странах СНГ. Сергей Собянин до сих пор считался человеком непубличным и к внешней политике явного интереса не проявлял. Впрочем, это не значит – не проявлял совсем. Он сопровождал Владимира Путина в ряде зарубежных поездок. В сентябре этого года выступал на церемонии открытия Российско-сингапурского делового форума. И в этом, и в прошлом году участвовал в работе Форума в Ярославле. А ведь последний фактически стал площадкой для диалога с Европой. Летом прошлого года Собянин комментировал развитие российско-белорусских отношений. В качестве главы Совета «Росатома» и ОАО «ТВЭЛ» он не мог не касаться международного ядерного сотрудничества. Так что опыт, как видим, имеется. А возможности для такого влияния у нового столичного мэра будут. И через проходящие в столице публичные международные мероприятия. И через влиятельных членов московских национальных диаспор.

Другое направление – влияние на религиозные организации. Руководство ведущих из них базируется в Москве, чем в свое время также пользовался Юрий Лужков. И конечно не стоит забывать о столичной недвижимости, которая представляет серьезный интерес для всех федеральных групп влияния.

Собянину в Москве пригодится опыт работы в Тюменской области. Ведь и там он, «северянин», был фактически «варягом» на Юге области. Там же ему пришлось лавировать между крупными корпорациями, имеющими свои интересы в регионе.

Вспомним, что как минимум трижды новые назначения Сергея Собянина сопровождались комментариями о «послушном техническом исполнителе», который априори будет «менее влиятелен, чем его предшественник». А в итоге Собянин наращивал свой аппаратный вес едва ли не с нуля. До сих пор переход федерального чиновника на региональный уровень говорил едва не о начале заката его карьеры. Но из любого правила есть исключения. Возможно, таким исключением будет и Сергей Собянин.