"Кто вы, составители билетов..."

«Кто вы, составители билетов, если, пряча столькое в тени, о деяньях просите ответов, а о злодеяниях ни-ни?»

Не так давно тут вспоминали суд над членами Еврейского антифашистского комитета и их расстрел в августе 1952 года, в «ночь казнённых поэтов». Их довольно часто вспоминают. Реже – поминают главного фальсификатора этого дела - начальника следственной части МГБ по особо важным делам полковника Михаила Рюмина. И почти никогда – его помощника и активного участника «расследования» - подполковника Павла Гришаева.

Представьте, Павел Иванович Гришаев преподавал у нас на втором курсе, я прекрасно помню седовласого профессора с академической внешностью. Однажды на семинаре студент-вечерник, днем работавший милицейским дознавателем, сослался на приказы начальства, квалифицирующего какое-то преступление не так, как следовало по учебнику. Профессор неожиданно раскипятился и сказал: «начальники иной раз такие приказы дают, что потом ночами не спишь, думая о том, как их исполнял, по себе знаю, я был военным, не мог приказа ослушаться».

Не зная биографию профессора, мы сразу догадались, что речь шла о его собственном участии в сталинских репрессиях.

По счастью для Гришаева, после расстрела начальника Рюмина над ним было доброе институтское начальство, бравшее профессора под защиту при первом же приближении бывших подследственных. Он дожил в почете и уважении до девяностых годов.

Погуглив, можно найти его имя на сайте «Видные ученые-юристы России»  и там же - упоминание его монографий, в том числе изданной в 1970 году - "Репрессии в странах капитала". Еще профессор писал о преступлениях чилийской хунты.

Репрессии в нашей стране остались без внимания видного ученого. А ведь ему было что вспомнить и помимо дела ЕАК. Например, о том, как допрашивал Лидию Русланову, допытываясь, с кем та вела антисоветские разговоры.

На Западе о фальсификаторах судебных дел (тамошних) издана обширная литература, читать – не перечитать.

О сталинских следователях мое поколение узнало в конце восьмидесятых со страниц издания, заклейменного ныне как «проект Коротича «Огонек». Их наследников и последователей в погонах из более поздних времен разоблачения не коснулись вовсе. Эти - могут спать спокойно.