Gazeta Polska. Польша: 35% польского общества очутилось за чертой крайней бедности

На модерации Отложенный

«В Польше менее всего защищены от бедности семьи с детьми, но в самой критической ситуации находятся домохозяйства, в которых живет несколько поколений»

Gazeta: проблема бедности в Польше имеет тенденцию к усугублению

 До 35% польских домохозяйств не могут себе позволить посещение кино или театра один раз в 6 месяцев или покупку месячного проездного билета, сообщает Gazeta. Эту впечатляющую цифру приводит в беседе с изданием один из авторов рапорта о бедности в Польше. Согласно ему, одной из групп, наиболее подверженных риску бедности, являются семьи с детьми.

Каролина Хытрек—Просецкая (Karolina Hytrek—Prosiecka)

Пособия, по всей видимости, не работают. В Польше имеется два типа инструментов социальной политики: либо прямые выплаты определенным группам, либо создание условий, которые помогут людям самостоятельно выбраться из бедности. До сих пор, независимо от того, какие политические силы находились у власти, использовались оба эти инструмента, но, к сожалению, никакая проверка их действенности не осуществляется, — говорит эксперт Института GRAPE, соавтор рапорта о бедности в Польше Катажина Бех—Высоцкая (Katarzyna Bech—Wysocka).

Gazeta: Являются ли поляки бедным народом?

 Катажина Бех—Высоцкая:Все зависит от того, что мы понимаем под словом "бедный", поскольку единого определения нет, есть много разных показателей. Возьмем экстремальный показатель — прожиточный минимум. Это порог, установленный Институтом труда и социальных работ, который для единоличных домохозяйств составляет 671 злотых в месяц, а для семей с одним ребенком — 1663 злотых. Такая сумма должна — по крайней мере, теоретически — обеспечить удовлетворение самых основных потребностей, таких как еда, одежда, доступ к питьевой воде и достойные жилищные условия. И даже это минимум не могут себе этого позволить 5% польских домохозяйств, то есть почти 2 миллиона человек.

 — Это очень много.

— Да. А если мы возьмем другой показатель — бедность на уровне социального минимума, где, помимо потребностей прожиточного минимума, также учитываются расходы, например, на посещение кино или театра один раз в 6 месяцев или покупку месячного проездного билета — получается, что этого не могут себе этого позволить до 35% домохозяйств. Эта цифра впечатляет.

— Учитывая, что мы считаем себя развитым государством и стремимся к европейскому уровню жизни, наверное, второй показатель все-таки лучше определяет черту бедности в XXI веке в крупной стране в центре Европы. Пожалуйста, поправьте меня, если я ошибаюсь.

— Вы не ошибаетесь. Большинство специалистов, изучающих бедность, первый показатель практически не рассматривают. Они очень удивляются, когда мы сообщаем о крайней бедности на уровне 5%. В странах региона эти цифры выше, потому что там как крайняя бедность понимается именно как уровень, который мы называем социальным минимумом — то есть речь идет о 35% общества.

 Видите ли, в чем тут дело. Данные о бедности в Польше приблизительны. У Главного статистического управления (ГСУ) на этот счет нет точных данных, как они есть, например, о ВВП или инфляции за 90-е и нулевые годы. Эти данные стали собирать только в течение последних нескольких лет, при этом определений бедности у нас как минимум шесть, социальные группы также изменились. Эти данные нам, авторам рапорта, нужно было гармонизировать.

 — Итак, снизился ли за последние 30 лет уровень бедности в Польше?

— Если брать прожиточный минимум, то исторически самого высокого уровня бедности, который составил 9%, мы достигли до вступления в Европейский Союз и запуска программ ЕС — в первую очередь, прямых субсидий фермерам. Согласно нашему рапорту, именно фермерские семьи являются одной из групп, наиболее подверженных риску бедности.

Что касается социальной бедности, то цифры свидетельствуют о снижении ее уровня, однако это, вероятно, происходит оттого, что для целей статистических корзина товаров в 2007 году была изменена на более современную.

 — Но следует признать, что вступление Польши в Евросоюз изменило уровень жизни.

 — Без сомнения. Но давайте вспомним, что мы говорим здесь о статистике и абсолютных цифрах.

При этом, если анализировать так называемую относительную бедность, здесь ничего не меняется, уровень остается таким же на протяжении уже 30 лет. Относительная бедность— это показатель, демонстрирующий, как выглядит потребление или доход конкретного домохозяйства на фоне ситуации в обществе в целом. За относительную бедность ГСУ принимает порог в 50% от среднего потребления населения. Если у нас средние расходы составляют, например, 5 тысяч злотых в месяц, то человек, тратящий менее 2,5 тысяч, будет считаться бедным. А это уже 12–13% общества. Каждый десятый поляк является относительно бедным.

— Кто больше всего подвержен угрозе бедности? В Польше есть очень много дополнительных выплат, например, 13-я и 14-я пенсии, пособие "500+" и так далее. Как это влияет на цифры, о которых мы говорим?

— Мы не ставили себе цель дискутировать на тему адресации социальных выплат, о которых вы говорите. Но мы можем с уверенностью сказать, что группой, наиболее подверженной риску бедности, являются не пенсионеры. Хотя, если судить по общественным дискуссиям, может создаться именно такое впечатление. Если мы посмотрим на зону относительной бедности, то пенсионеров в ней столько же, что и работающих — те же 13 процентов.

— Я так понимаю, что это статистика. Потому что в это сложно поверить.

 — Гораздо больше рискуют попасть в категорию бедных семьи с детьми, а в самой сложной ситуации находятся семьи, состоящие из представителей нескольких поколений, то есть, когда родители, бабушки, дедушки и дети живут вместе. В бедности живут до 25% таких семей. Каждая четвертая такая семья может считаться бедной по относительным показателям, потому что они лучше всего отражают эту ситуацию.

Вторая группа — это фермеры. До 30% из них живет в бедности. Распределение доходов среди фермеров крайне неравномерно. Есть фермеры с очень высоким доходом, но их мало, большинство зарабатывают гораздо меньше среднего.

 — Изменились ли эти группы за 30 лет? Если можно так выразиться, мигрировала ли бедность между этими группами?

— Нет, и это как раз показатель того, что социальные выплаты, о которых мы говорили, по всей видимости, не работают. В Польше имеется два типа инструментов социальной политики: либо прямые выплаты определенным группам, либо создание условий, которые помогут людям самостоятельно выбраться из бедности. И до сих пор, независимо от того, какие политические силы находились у власти, использовались оба эти инструмента, но, к сожалению, никакая проверка их действенности не осуществляется. Никто не проверял, действительно ли это сработало. В такой ситуации сложно всерьез рассуждать о том, что делать, чтобы улучшить положение беднейших слоев.

— Может ли, по Вашему мнению, польское общество откатиться на несколько лет назад по уровню благосостояния, или, лучше сказать, по уровню этой самой бедности? У нас высокая инфляция, высокие цены на энергоносители, высокая стоимость кредита, растущая задолженность системы здравоохранения. Все это ограничивает возможности заработка.

— Последние данные, которыми мы располагаем, относятся к 2020 году. Данные, касающиеся наихудшего периода кризиса, то есть пандемии, а затем войны на Украине, нам еще только предстоит увидеть. По моему мнению, проблема усугубится. Цифры, о которых мы говорим, могут быть уже неактуальными. Кроме того, увеличение продолжительности жизни и одновременное снижение пенсионного возраста в перспективе 20–30 лет приведет к тому, что до 50% пенсионеров грозит относительная бедность. При этом доходы 80% пенсионеров будут настолько низкими, что они смогут претендовать на социальную помощь. Таким образом, в будущем пенсионеры станут группой, наиболее подверженной риску бедности. Теперь стаж работы становится короче, пенсию приходится распределять на более длительный период, поэтому она обязательно будет меньше. Единственная возможность — дополнить эти выплаты собственными сбережениями.

— Но поляки часто не могут позволить себе иметь накопления. К тому же мы являемся обществом потребления.

 — Это правда, у 22% поляков нет сбережений, при этом те, кто все-таки делает сбережения, редко получают рыночную норму прибыли. Они выбирают довольно простые способы накопления. Мы подсчитали, что было бы, если бы все получили доступ к инструментам, позволяющим получать рыночную норму прибыли в сочетании с пожизненной рентой. Оказалось, что в этом случае уровень бедности был бы ниже на 10%. Это означает, что нам удалось бы практически свести на нет рост бедности, вызванный увеличением продолжительности жизни.

 С этой проблемой нам рано или поздно придется что-то делать, впрочем, как и другим странам Центральной и Восточной Европы. Все они реформировали свои пенсионные системы по принципу "сколько накопите, столько и получите". В Польше мы снизили пенсионный возраст, поэтому выплаты еще ниже. Нам есть над чем работать.

Комментарии

fruqo3

То же мне новость. Идет уничтожение среднего класса, то есть нормально работающих людей с детьми. А на украденные у них деньги Качиньский и Моравецкий покупают голоса пенсионеров и маргиналов.

andy_1

Какая-то сомнительная статистика. За 671 злотый в месяц можно сдохнуть, а не жить.

teresa lee

Пенсионер не получает пособия "500+", ему приходится жить на пенсию, которой хватает на хлеб, лекарства и какую-то одежку из секонд-хенда.

piotrww

Да здравствует "Право и справедливость"! Лучше всего пусть делает это в тюрьме. Передо мной счет за квартиру 50 кв. м в 2015 году и сейчас. Тогда 360 злотых, сейчас 790. Вроцлав, если кому-то интересно.

shark_ik

На 671 злотых можно, наверное, прожить где-то в глухой деревне при условии, что есть свое жилье. В нормальном месте вся эта сумма уйдет на коммуналку.

robta_se_tak_dali

Разбаловался народ, у всех автомобили, бензин дешевый, да еще требуют, чтобы государство им помогало. С удовольствием посмотрю, как они запоют, когда наступит настоящая бедность. Она собьет с них спесь.

giordano81

Семью с детьми получают пособия, так что пусть не жалуются. А если нет средств на содержание детей, то не надо размножаться.

Gandalph

То же мне открытие! Конечно, хуже всего не пенсионерам. У них есть постоянный доход в виде пенсии, у них нет таких расходов, как оплата аренды или ипотеки, потому что они в свое время купили квартиры за гроши. Хуже всего молодым, которые только начинают работать, а также людям 50+, которым приходится помогать детям и заниматься престарелыми родителями.

Gtpress

Начатый Бальцеровичем процесс ликвидации пролетариата идет по плану. Средний класс исчезает, богачи богатеют еще больше, а бедняки верят, что очередные выборы изменят ситуацию.

el coto

Совершенно оторванные от реальности суммы "прожиточного минимума". На хлеб и воду хватит, но на оплату жилья, одежду и отопление — нереально.

hipis3308

Если все такие бедные, то откуда столько автомобилей? У нас к дому, случись пожар, спасателям не подъехать.

joseph83

671 злотых достаточно для жизни? Это шутка? Больше половины поляков — бедняки, а благодаря усилиям "Права и справедливости" их становится все больше.

joseph83

Помощь бандеровцам усугубляет кризис.

bogdan.hirschmann

Европе уже не нужны свои дети, они приедут из других стран. Не делайте детей, и не нужно будет писать такие статьи.