АЭРОГРАФИЯ
На модерации
Отложенный
Путь аэрографии от изобретения первого аппарата до всеобщего признания в качестве искусства живописи был долгим и нелегким. Тем не менее, аэрография стала той изобразительной техникой, которую оценили абсолютно все специалисты современности, поскольку ее преимущества как изобразительного искусства в красочности и "оживленности" образов. Безусловно, иллюстрация, выполненная аэрографом, не получала известности, как великие картины прошлого, но требовала высочайшего профессионализма от художника, особого таланта, не зацикленного только на технологии изображения.
Так, 70-е годы ХХ столетия становятся той отправной точкой, с которой начинается современный постсюрреализм, гармонично объединяющий научную фантастику и искусство. Особенное развитие получает способ передачи тайного и подсознательного в человеке, ознаменованного сменой времен и приближением третьего тысячелетия.
В 1970 году выходит Оксфордский справочник по искусству (издательство "Оксфорд Юниверсити пресс"), получивший высокую оценку специалистов за широту информации. Он содержит 3 000 статей и 1200 страниц. Кисти в этом справочнике посвящено 80 строк и только 4,5 строчки об аэрографе. Словарь был переиздан в 1984 году, однако информации об аэрографии в нем, к сожалению, не прибавилось.
Такие художники-авангардисты как звезда андеграунда 60-70х годов Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Вархола, Словакия), создатель виньеток Лихтенштейн, Аллан Джоунс, Питер Филипс и другие стали представителями поп-арта, которые использовали в своей работе аэрограф. Аэрография в исполнении художников 70-х стала неким дуалистическим направлением, которое слилось в едином порыве с фотореализмом. Проявлением данного слияния стала выставка музея Гугенхейма в Нью-Йорке под названием "Фотографический образ". Экспозиция, представленная на выставке, являла собой коллекцию картин, написанных в технике "абсолютного реализма".
Далее последовали другие выставки. В 1972 году была проведена выставка Биеннале в Париже, на которой были представлены новые формы художественного выражения: так называемый гипер-реализм или "реализм, доведенный до совершенства". Именно здесь сформировались абсолютные образы, прекрасные в своей завершенности, где неотъемлемой частью стали аэрограф и аэрографическая техника. Пришло то время, когда аэрография прочно заняла свое место в мировом изобразительном искусстве.
Историю аэрографии в свое время активно исследовал доктор Энди Пеналуна (Andy Penaluna). Как признанный в профессиональных кругах специалист, он был приглашен в компанию "Esselte Letraset" в качестве консультанта по аэрографу. Доступ к историческим архивам Энди получил только тогда, когда компания "Devilbiss Aerograph" наняла его на работу. В то время архив компании "Девилбис" представлял собой всего лишь пыльную комнату с множеством шкафов.
В Европе аэрография появляется только в 80-е годы ХХ века. Ее появлению предшествует полоса событий, связанная с компаниями-изготовителями аэрографов в США. Так, в 1980 году компания Уолда выходит из бизнеса, а в 1998 году закрывается "Тайдер и Чандлер". Это дает простор для развития других, новых фирм и производителей с мировым именем, таких, как компания Паше, которая в 2004 году отпраздновала свой 100-летний юбилей.
В России аэрография как вид искусства появилась лишь в 90-е годы ХХ столетия. Изначально данная техника имитировалась наклейками с изображениями орлов, змей или стремительных животных.
Иногда в жертву приносились частные автомобили, которые раскрашивались под зебру или черепаху, жирафа. Однако это была просто кисть. Немногим позже появились умельцы, которые с помощью краскопульта и трафарета стали изображать драконов, орлов, фантастических персонажей. Параллельно с развитием автомобильной аэрографии стало развиваться граффити.
К сожалению, цветовой баланс в изображениях, созданных аэрографом, был достигнут не сразу. Безусловно, российская аэрография прошла весь путь совершенствования в довольно короткие сроки. Немногим позже мастера-аэрографики стали большое внимание уделять поверхности, на которую планировалось наносить изображение. Признаком высокого искусства всегда было и остается создание единого гармоничного образа. Это возможно только при условии, что учтены форма, линии и изгибы поверхности.
Ни у кого не вызовет сомнения, что известнейшим и авторитетнейшим в России мастером автомобильной "гжели" является Ильнур Мансуров. Из почти 16-ти летнего стажа работы с аэрографом (1994 год) художник последние 7 лет работает именно с различной техникой, в том числе и автомобилями. Ильнур Мансуров уверен, что талантливый мастер может превратить в произведение искусства что угодно: мобильный телефон, сноуборд, шлем, мотоцикл и даже самолет. Большое внимание мастер уделяет реальности отображения объема и светотени. Будучи по образованию дизайнером-конструктором, Ильнур гармонично сочетает саму идею индивидуальности с дизайном и формой авто.
Известными российскими художниками-аэрографиками являются также Айдар Валеев и Борис Кудряшов. Айдар Валеев - член Союза художников России с 1998 года, активный представитель творческого объединения "Чингизхан". Как современный художник-аэрографик, он сотрудничал с дизайнерскими фирмами: "АМ-Стиль", "Оптимус", "Мозер моторс" и другими. Кроме того, Айдар Валеев является членом "Объединения российских художников аэрографии".
Кудряшов Борис Борисович - один из первых основателей аэрографии в России. До 1977 года Борис прошел путь от художественного дизайна до частной мастерской по созданию художественной керамики и фарфора. Борис Кудряшов стал создателем первой в России школы аэрографии уже в 2000 году. Им была разработана авторская техника в рамках аэрографического искусства.
В России с 2007 года при поддержке "Объединения российских художников аэрографии" проводится ежегодный конкурс "Мастер аэрографии", на котором выбираются самые искусные, самые неординарные работы. Пройдут годы, и эти работы, равно как и их творцы, впишутся нестираемыми строками в историю аэрографии.
Комментарии