«Подводный камень» демократии в Украине
Перманентная конфликтность в украинском обществе обусловлена противоречием, заложенным в самой Конституции Украины, – именно оно позволяет тем, кто больше всего мнит себя демократами, поддерживать одновременно и позицию национализма. Столь нелепое «стояние в двух лодках» характерно для представителей оранжевых сил, а потому не удивительно, что во времена их правления развитие страны было застопорено, да и на сегодня их уже оппозиционная деятельность активно мешает новой власти вывести страну из состояния стагнации.
Для прояснения ситуации сопоставим характеристики демократии и национализма, ведь это и позволит нам выявить причину их несовместимости. Интересно то, что и греческое слово «демос» и латинское слово «нацио» обозначают вроде бы одно и то же – «народ», однако с весьма существенным различием. А именно, если «демос» обозначает всё народонаселение, вне зависимости от каких-либо различий, то «нацио» указывает на одноязычный народ.
Однако путаницу в различении этих понятий привнесло вторичное значение слова «нация» – страна, государство. Вследствие этого вместо однозначных прилагательных «государственный» или «народный» в политике иногда используется двусмысленное: «национальный».*
Между тем для Конституции как Основного Закона требуется высочайшая степень точности в формулировании её положений. И чтобы не искушать народ к её вольной интерпретации, в тексте не должны быть использованы слова, имеющие двойное значение.
С этой точки зрения практически безупречными являются Конституции США, России и даже Польши (несмотря на характерную для польской нации высокую самооценку). Так, например, в Конституции Польши её народонаселение называется не иначе, как «народ Польши» или «польский народ», при этом нигде и никоим образом не упоминается слово «нация», и даже единичное упоминание прилагательного «национальный» использовано исключительно в его основном значении.
Что же наблюдаем мы в Конституции Украины? Уже в преамбуле четко выделены два понятия – «украинская нация» и «украинский народ», при этом в ключевом абзаце определение «украинская нация» недвусмысленно поставлена перед определением «украинский народ». – Вот он, казалось бы небольшой, однако существенно определяющий шаг, на корню уничтожающий основу демократии, причем одним махом (подобно маленькой запятой, определяющей участь подсудимого в фразе «судить не надо помиловать»).
Несомненно, после такого, без преувеличения, судьбоносного хода все остальные сентенции вводной части – «о демократичной, социальной и правовой стране», «об укреплении общественного согласия», «об ответственности перед Богом, совестью и всеми поколениями», – яйца выеденного не стоят! (Кстати, не потому ли оранжевые силы в политических баталиях бьют яйца, да ещё не выеденные, а самые что ни на есть целые?)
Однако продолжим экскурс в анналы украинской Конституции. Итак, после преамбулы в первом разделе «Общие положения» первые восемь статей продолжают «вешать лапшу» о демократическом выборе страны, тем самым плотно «запудривая» сомнительного свойства «прыщ», выскочивший во вступительном слове.
Между тем семя национализма уже посеяно и вследствие этого в статье № 9 оно естественным образом проклюнулось в виде выражения «национальное законодательство», лихо подменившее соответствующее демократическим меркам «государственное законодательство».
А уже в статье №11 росток национализма подрос и распустил свои листья: «Государство помогает консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры», и только в конце нехотя добавлено: «а также развитию национальных меньшинств». При этом следующая статья №12, как бы извиняясь за вынужденное добавление, твёрдо выражает «заботу страны об удовлетворении национально-культурных и языковых потребностей украинцев, живущих за границей», тем самым окончательно оформив кодекс националиста, начатый в статье №11.
Ну а дальше, ничтоже сумняшеся, в статье №14 земля Украины уже уверенно названа «национальным богатством» вместо демократического определения «народное богатство». Зато в статье №17 четко обозначено (обратите внимание!), что «защита суверенитета и территориальной целостности Украины – дело всего украинского народа». – Лихо сказано! Значит, страна будет развивать украинскую нацию, а защищать её будет – украинский народ!
Дальше рассматривать Конституцию Украины не стоит, поскольку то, что заложено в разделе «Основные положения» является базисом для её дальнейших разделов, где ничего, кроме формальной, а потому лживой декларации демократического устройства страны найти невозможно.
Вот уж воистину: ложь – ломает жизнь, причем, не только отдельного человека, но и на примере Украины – всей страны. А это означает, если не убрать в Основном Законе патологические наросты национализма, страна, фактически, не имеет будущего, – за примерами далеко ходить не надо и недаром победа над фашизмом считается самой значительной победой в истории человечества…
Предупреждая возмущения националистически настроенных читателей, рассмотрим демократию и национализм сквозь призму Закона Божьего – по которому, собственно, и осуществляется над нами Высший Суд.
Итак, в одном из последних выступлений ярого националиста Олега Тягнибока** было сказано: «Национализм – это любовь!», с пояснением: «Любовь к матери, роду и родной земле», и после чего задан вопрос: «И что тут плохого?»
Для ответа обратимся к заповедям Христа, первая из которых, как известно, утверждает незыблемый приоритет любви к Богу – всеобщему Первородителю, благодаря которой мы познаём равенство всех людей перед Богом и друг перед другом.
Не трудно догадаться, что именно демократические ценности помогают нам соблюсти и главную заповедь Закона Божьего, и вторую: «Возлюби ближнего как самого себя».
Таким образом, ответ на заданный Тягнибоком вопрос один: «Любовь к матери, роду и родной земле хороша тогда, когда она не превышает любовь к Богу и естественный итог этой любви – любовь ко всему человечеству. Иначе противостояний не избежать и об этом стоит подумать…
Комментарии