Работа над ошибками. Первая мировая закончилась

Октябрь 2010 года войдёт в историю ФРГ как время, когда была поставлена точка на проблемах, которыми она тяготилась на протяжении последних 90 лет. Речь идёт о выплате последнего транша репараций, назначенных ей державами-победительницами после окончания Первой мировой войны. Сумма выплат не слишком велика. Она составляет около 70 млн евро. В основном эти деньги будут направлены частным лицам, в специальные фонды и компаниям — держателям специальных облигаций.

Примечательно, что окончание выплат совпало по дате с 20-й годовщиной объединения Германии, разделённой после Второй мировой войны. Как ни парадоксально это может сегодня показаться, но эти два события между собой тесно связаны. Дело в том, что в те годы, когда страна была разделена, репарации выплачивала лишь более экономически развитая ФРГ. Социалистическая ГДР в этом процессе никакого участия не принимала. Ситуация изменилась лишь после объединения. Но обо всём по порядку.

Прежде чем понять, как могло получиться, что одно из самых развитых государств мира в течение почти века было вынуждено расплачиваться по долгам, которых оно не делало, необходимо обратиться к 28 июня 1919 года. В тот день был подписан Версальский мирный договор, официально завершивший Первую мировую войну. Его 231-я статья гласила, что Германия и её союзники несут ответственность за все потери и ущерб, которые победители понесли во время войны, поэтому они обязаны выплачивать репарации. Германии, как наиболее крупной из побеждённых держав, была установлена гигантская по тем временем сумма. Она составляла 269 млрд золотых марок. В ценах того времени — почти 96,5 тонн золота.

Поскольку обескровленная изнурительной войной страна выплатить эти деньги не могла, уже в 1921 году сумма выплат была уменьшена до 132 млрд золотых марок. Спустя ещё несколько лет долг был сокращён до 112 млрд золотых марок, а время выплат продлено до 1988 года.

Примечательно, что по Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако ещё в 1922 году Москва отказалась от немецких денег в обмен на признание правомерности национализации собственности Германской империи в России.

В 1929 году случился мировой финансовый кризис и Веймарской Германии, сильно зависящей от оказавшихся на гране краха США, стало не до выплат. Её экономика пришла в упадок, тем более что страны-победительницы стали требовать от Берлина не денег, как прежде, а уже готовую продукцию. Это ещё больше ударило по государству. В конце концов всеобщее недовольство привело во власть лидера НСДАП Адольфа Гитлера, удачно использовавшего тему «унизительных и бесчеловечных грабежей». На месте республики возникло новое государство — Третий рейх, объявленный фюрером тысячелетним. Правда, просуществовал он всего 12 лет. Что произошло в эти годы — все помнят. Ни о каких репарациях не могло быть и речи. Пол-Европы находилось под властью фашистов.

Весна 1945 года принесла окончание войны в Европе и полную оккупацию Германии. На этот раз победители не стали налагать на побеждённого врага непомерные контрибуции, а воспользовались тем, что сумели захватить в качестве трофеев — станками, оборудованием, учёными и т.д. Некоторое время после этого вопрос о невыплаченных репарациях за Первую мировую войну не поднимался. В очередной раз на повестке дня он возник в начале 1950-х годов, когда СССР окончательно включил Восточную Германию в социалистическую систему, а в западной части страны возникла ФРГ. На конференции в Лондоне в 1953 году она признала долги и согласилась их выплачивать. За сам факт признания их общий объём был снижен примерно до 63% от прежних сумм. В ходе конференции было также решено, что окончательно государство рассчитается только после окончательного объединения.

Свою часть долга ФРГ закончила платить в 1980 году. Это позволило ей начать процесс вступления во Всемирную торговую организацию. Через 10 лет после этого, когда Германия вновь объединилась в одно государство, выплаты по процентам пришлось продолжить. Они возобновились в 1995 году и длились последние 15 лет. Но прежде стране пришлось начать преобразования, которые позволили ей занять одно из ключевых мест в мировой экономической и политической системе, претендовать на право постоянного члена СБ ООН.

Сейчас объединённая Германия развивается стремительными темпами, даже мировой финансовый кризис не слишком сильно сказался на её экономике. Тем не менее в восточных немецких землях, на которых и висел долг за мировую войну, до сих пор нет однозначной оценки того, а стоило ли вообще объединяться. Был этот процесс благом или трагедией?

Согласно опросу немецкого телеканала ZDF, 84% населения страны довольны объединением, 14% — нет. 1 октября этого года в СМИ попал текст обращения, подписанный премьер-министрами пяти восточногерманских земель (Берлина, Бранденбурга, Мекленбурга — Передней Померании, Саксонии и Тюрингии). В нём они отметили, что немцы могут «гордиться успехами, достигнутыми солидарными усилиями в восстановлении Восточной Германии». Вместе с тем в конце августа нынешний премьер-министр Бранденбурга Матиас Платцек во всеуслышание заявлял, что объединение попросту стало аншлюсом ГДР. По его словам, восточных немцев заставили пойти на этот шаг, следствием которого стала деиндустриализация Восточной Германии. Она оказалась в положении государства, потерпевшего военное поражение.

И действительно, проблем в отношениях запада и востока страны до сих пор существует довольно много. С разной скоростью они решаются. Но для того чтобы окончательно их преодолеть, необходимо, чтобы в стране сменилось если не два, то хотя бы одно поколение — четвёртая часть того срока, который Веймарская Германия, ФРГ, а затем и объединённое государство выплачивали репарации.

Сейчас наиболее сложным вопросом в бывшей ГДР является проблема с демографией. В конце 1980-х в поисках лучшей жизни на запад бежали сотни тысячи восточных немцев, как их презрительно до сих пор называют в ФРГ, «осси». После объединения уехало ещё 2,7 млн человек, а вернулось лишь 1,6 млн. Ежегодно на запад продолжают уезжать десятки тысяч жителей восточных земель. В Западной Германии их число год от года только возрастает. Кроме того, запад и восток до сих пор ещё довольно сильно продолжают различаться по уровню доходов. В прошлом году заработок восточных немцев составлял лишь 76,5% от заработка западных немцев. Велика на востоке и доля безработных, получающих специальную социальную помощь, — 17% против 8% на западе. Продолжают западные земли и платить отчисления в пользу востока — так называемый пакт солидарности, действие которого недавно было продлено до 2019 года, что вызвало недовольство у многих живущих на западе немцев.

После окончания войны СССР, как и в других странах Восточной Европы, делал ставку на развитие тяжёлой промышленности, которая, естественно, себя не оправдала. После краха социализма в условиях рынка многие предприятия быстро обанкротились, породив большое число безработных. Тем не менее уже вскоре, не имея возможности конкурировать с западными землями в традиционных областях производства, восток, по примеру ряда стран Азии, сделал ставку на развитие новых высокотехнологичных производств. Ныне они приносят их владельцам весьма солидные доходы.

Покончив с выплатами по репарациям, Германия окончательно закрыла, пожалуй, одну из самых неприглядных страниц своей истории. Если до 3 октября этого года, хотя она и считалась одной из ведущих держав мира, всякий мог обратить её внимание на то, что она проигравшая сторона и до сих пор за это расплачивается, сейчас об этом говорить просто бессмысленно. Страна подтвердила свою состоятельность и взяла на себя ответственность за то, что было сделано прадедушками нынешних немцев. Германия в очередной раз продемонстрировала, что не является политическим карликом, всё ещё зависящим от держав-победительниц. Она играет всё большую роль на мировой арене, заставляя считаться со своими интересами. Правда, на сей раз данный процесс происходит не посредством оружия, а с помощью экономики. Объединённая Германия научилась анализировать свои неудачи и успешно проводить работу над ошибками.