О нравственно-религиозных основах монархии

Тема о монархии относится к одной из наиболее сложных для постижения. В современных политологической и юридической науках она рассматривается как архаичная форма правления. Долгие годы монархическая форма правления подвергалась и продолжает подвергаться сознательной дискредитации со стороны антихристианских сил. (1) Рассматривая современное определение монархии очень трудно прейти к постижению монархической формы правления. К.В. Арановский предлагает следующую формулировку: "Монархия - это государство, главой которого является суверенное, политически и юридически безответственное лицо, приобретающие свой статус по собственному праву." (2) Вышеприведенное определение - пример юридической казуистики и дискредитации монархии. Полностью игнорируется то, что, по словам Свт. Филарета Московского: "Царская власть (монархия - О.В.) есть Божественное учреждение..., что Бог насаждает на престоле Царевом от плода чрева Царя, то есть, наследственность Царской власти..., что Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу... и что Царская наследственная власть и для народа важный и благотворительный дар Божий..." Можно утверждать, что современные политологи, правоведы и политики отвергают нравственно-религиозные основы монархии - ее суть, а оставляют лишь юридическую форму. Так как им важна форма, а не содержание.

Что же такое монархия? "Напрасно думать, по мнению Б. Башилова, будто "каждому известно" и "всем понятно", что есть монархия ... Если бы "все" знали и понимали, в чем состоит сущность монархии, что значит быть верным подданным своего государя, к чему обязывает это верное подданство, что происходит в душе настоящего монархиста, - то православная монархия не сокрушилась бы в 1917 году." (3).

По мнению Л.А. Тихомирова, в той или иной форме верховной власти (форме правления) выражается дух народа, его верования и идеалы, то, что он внутренне сознает как высший принцип, достойный подчинения ему всей национальной жизни. Демократия выражает доверие к силе количественной. Аристократия выражает преимущественное доверие к авторитету, проверенному опытом; это есть доверие к разумности силы. Монархия выражает доверие, по преимуществу, к силе нравственной. Если в нации жив и силен всеобъемлющий идеал нравственности, всех во всем приводящий к готовности добровольного себе подчинения, то появляется монархия, ибо при этом для верховного господства нравственного идеала не требуется действия силы физической (демократической), не требуется искания и истолкования этого идеала (аристократия), а нужно только наилучшее постоянное выражение его, к чему способнее отдельная личность, как существо нравственно разумное, и эта личность должна лишь быть поставлена в полную независимость от всяких внешних влияний, способных нарушить равновесие ее суждения с чисто идеальной точки зрения. (4)

По нашему глубокому убеждению, познание монархии возможно только с точки зрения Православной веры. Согласно глубокой и справедливой мысли о. Павла Флоренского, суть монархии заключается не в юридическом устроении формы, а относится к вопросам вероучительным, т.е. православную монархию можно (и должно) рассматривать как целостный, в достаточной степени богословски разработанный и сформулированный отцами и учеными мужами Церкви раздел православного учения. Данную мысль можно найти у Свт. Филарета Московского. Мы согласны, что в Россию должно вернуться честное и правдивое Слово о православном Царе и священной монархии и правильным бы было, чтобы оно должно изойти от Церкви Христовой. (5)

Но готовы ли пастыри Церкви к этому, если существует позиция Архиерейского Собора РПЦ 1994 года о "непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя". Может быть, поэтому нет готовности воспринять такое Слово у народа.

Из данной позиции священноначалия можно сделать ошибочный вывод, что Церковь Воинствующая не должна соборно молиться о даровании Господом России священной монархии и православного Царя Земли Русской! Не должна поминать на службах "правоверных Царей и Царицы, благоверныя князи и княгини". Не должна проповедовать о том, что согласно Грамоты Московского Земско-Поместного Собора от 21 февраля 1613 года, наши праотцы-составители Грамоты дали обет за себя и потомков: "верно служить Царю Михаилу Романову - "родоначальнику" правителей на Руси из рода в род и "кто же пойдет против сего Соборного постановления ... да проклянется и в будущем .... не буди на нем благословения от ныне и до века". Участники Собора 1613 года знали, что родительское проклятье ляжет на род безумца, на род его потомков. Что может быть страшнее родительского проклятья! То есть получается не нужно соборного покаяния. Без покаяния и молитвы Господь Бог не дарует богоизбранному русскому народу православного монарха! По меткому выражению И. Ильина: "Царя еще надо заслужить!"

Кстати такая позиция, не молиться о даровании России православного Царя, не поминать и не каяться, озвучена известным диаконом-миссионером на встрече в г. Красноярске в сентябре сего года. Он считает нравственными дебилами людей, призывающих к соборному покаянию и молитве за дарование православного Царя! Однако, прислушаемся к словам архиепископа Серафима (Соболева): "Не будем смущаться и тем мнением, что для православной Церкви будто безразлично, какая государственная форма правления будет в нашей России. Для Церкви не может быть одинаковой власть, покровительствующая ей, и власть богоборческая." (6)

Сущность соборности не во внешней форме собрания, а во внутреннем духовном единении общей мысли и воли. Монархическая власть может признаваться и поддерживаться только той долей нации, или той частью национальной души, в которой живет сознание верховенства нравственного начала над всеми остальными. Поэтому честное и правдивое Слово о православном Царе и священной монархии по нашему мнению, должно исходить и от пастырей-монархистов православной Церкви, и от политических монархических партий и организаций, и от православных ученых, мирян. По мнению Л.А. Тихомирова: "духовные дары в людях различны..., без дара не остается никто..., каждый есть носитель какого-нибудь дара, какой-нибудь силы Христовой, и зачем ни будь нужен для других, хотя бы и более сильных и высокопоставленных". (7)

"Монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога", считал Л.А. Тихомиров. (8) Архиепископ Серафим (Соболев) утверждал: "Царская самодержавная власть в России была основана на словах Св. Писания. А эти слова являются глаголами вечной жизни (Ин. 6, 68)". (9)

При монархии власть является богоданной, вот как объясняет становление царской власти у богоизбранного народа архиепископ Серафим (Соболев): "Господь учредил самодержавную власть Царя для того, чтобы он спасал израильский народ от врагов его (1 Цар.9, 16). Эта власть обеспечивает жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2,1-2), являясь источником временной счастливой и спасительной нашей жизни". (10) То есть Царская власть имеет особую роль - охранительную и оберегающую, причем не только от врагов видимых, но и от самого антихриста. Высшее предназначение Царя - "удерживающий" на земле. Св. прав. Иоанн Кронштадтский поучал: "создав человека на земле - царя всех тварей земных и предназначив его к размножению, многочисленному, как песок морской или как звезды небесные, Царь Творец поставил царей к разным народам, произошедшим после столпотворения и смешения Вавилонского, и почтил их державою Своею и владычеством над народами и пленами - правом управления и суда над ними". "Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет" (Дан. 4,14).

Каким образом один человек может стать верховной властью? По мнению Л.А. Тихомирова, "это может быть произведено только влиянием религиозного начала, - тем фактом или презумпцией, что монарх является представителем какой то высшей силы ... и участие религиозного начала, безусловно необходимо для существования монархии..., без религиозного начала единоличная власть, хотя бы и самого гениального человека, может быть только диктатура." (11). Как метко подметил Б. Башилов: "Основная разница между монархией и республикой в том, что в одном случае фундаментом всего является вера в Бога, в другом случае - вера в могущество человеческого разума... Во главе любой республики может стоять безбожник, во главе монархии никогда не может находиться человек неверующий." (12)

Вследствие различий во влиянии религиозного мировоззрения и социального строя, а также по различному состоянию сознательности, появляется несколько неодинаковых типов монархии. В основе их три: 1) монархия деспотическая, 2) монархия абсолютистская, и 3) монархия самодержавная. Все три типа монархии - суть типы идеальные. В действительности они никогда не являлись в полной чистоте своей, а всегда в некотором смешении черт различных типов, лишь с преобладанием какого либо одного основного.

(13)

Монархия самодержавная имеет свои обязательные для нее начала нравственно-религиозного характера, власть монарха связана с высочайшей силой нравственного содержания, наполняющей веру народа и составляющей его идеал, монархическая власть является представительницей той высшей силы, которая составляет источник народного идеала, желая подчинить свою жизнь нравственному идеалу, богоизбранный русский народ желает подчинить себя Божественному руководству, ищет верховной власти у Бога. Православная религия, связанная с истинным Богопочетанием, открывает людям действительные цели их жизни, открывает природу человека и действие Промысла, указывает несомненные основы социальной жизни и всем этим подготовляет среду, в которой может действовать монархия, подчиненная верховенству нравственного идеала. Власть монарха признается особого рода служением, сродни церковному, монастырскому послушанию. (14).

Монарх не деспот, не самовольная власть, руководствуется не своим произволом и властвует не для себя и даже не по своему желанию, а есть Божий Слуга, всецело подчиненный Богу на своей службе, подобно тому, как и каждый подданный, в своем долге семейном и общественном, исполняет известную малую миссию, Богом назначенную. Отсюда - по словам Cвт. Филарета Московского - отношение к монархии "как к святыне, ибо семья "малая церковь" - получает освящение в таинстве венчания супругов, а государство - "большая семья" - в таинстве венчания Царя на царство, на самодержавную власть "во славу Божию". Народ подчиняется власти монарха безгранично, в пределах его Божия служения, то есть пока он не заставляет подданного нарушать воли Божией, следовательно, перестает сам быть слугой Богу. Государь свободно и добровольно ограничивает себя в намерениях и действиях рамками Заповедей Божиих и истинами Закона Его..." В монархии самодержавной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но как реальное содержание народной души, с которой пребывает Бог. Идеал русского монарха - добрый хозяин Земли Русской!

Как считает И. Солоновеч: "Самодержавие - это не диктатура аристократии, подаваемая под вывеской "просвещенного абсолютизма"; это не диктатура капитала, сервируемая под соусом "демократии"; не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, - это "диктатура совести", в данном случае православной совести." (15). Истоки монархии, по убеждению богоизбранного русского народа, должны вырастать из совести нравственной личности, подчиняющейся Богу, не из параграфа отвлеченного закона, а из живого, милосердного сердца. По мнению народа, "Царь - от Бога пристав", "Суд Царев, а правда Божья", "Всякая власть Богу ответ дает", "Царь земной под Царем Небесным ходит", "У Царя Небесного много Царей".

Монархия выражает доверие по преимуществу к силе нравственной, она по природе своей является представительницей нравственного идеала, как начала всех примиряющего, а это есть действительно высший, наиболее могучий принцип примирения частных интересов. Монархия самодержавная связывает власть с живой нравственно ответственной личностью. Очеловечивает власть. По пониманию русского народа, каждый человек, от крестьянина до царя, должен признавать над собой власть Закона Нравственности - Истины-Бога, который составляет необходимость их бытия. Только при этом возможно наиболее близкое приближение к социальной справедливости и праведной жизни. Только такая власть, связанная с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, но живым повседневным опытом соборного единения - только она может обеспечить ту высшую цель, ради которой существует: управить житие подданных "во всяком благочестии и чистоте". Только там, где"священный закон нравственности неколебимо утвержден в сердцах воспитанием, верою, здравым, неискаженным учением и уважаемыми примерами предков, - говорил Свт. Филарет Московский, - там сохраняют верность Отечеству, жертвуют ему собой без побуждений воздаяния или славы. Там умирают за законы, тогда как не опасаются умереть от законов. Если же закон, живущий в сердцах, изгоняется ложным просвещением и необузданной чувственностью - нет жизни в законах писанных: повеления не имеют уважения, исполнение - доверия. Своеволие идет рядом с угнетением, и оба приближают общество к падению".

Что такое Царь по представлению народа? Царь - это живое олицетворение народа. "Народ думает, а Царь ведает", - говорит народ. "Как весь народ вздохнет - до Царя дойдет"; "Горе Царству, которым владеют многие"; "Без Бога свет не стоит, без Царя земля не правится", "Без Царя земля вдова".

Нам необходимо осознать, что православный монарх не является продуктом политических технологий и идей, он даруется Самим Господом Богом народу! По словам Л.А. Тихомирова, "если народ охладевает к религии вообще или раздроблен на различные религиозные общества, и объединяется только политически..., тогда не может быть монархии." (16) Однако, по данным Н. Сванидзе, приведенным им в телепрограмме "Зеркало" в сентябре сего года, 25% населения России готова поддержать монархию, а в столицах этот процент достигает 31. Лидер ЛДПР В.В. Жириновский говорит о желательности монархической формы правления для России. Только это монархия без нравственно-религиозных основ. Кому она нужна - православные хорошо знают!

В заключении хотелось бы привести малоизвестные слова А.С. Пушкина о Царской власти, которые он говорил в последние годы своей жизни: "Зачем нужно, чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон - дерево, в законе слышит человек что-то жестокое и не братское. С одним буквальным исполнением не далеко уйдешь; нарушить же его или не исполнить никто из нас не должен: для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти. Государство без полномощного монарха - автомат: много, много, если оно достигнет того, чего достигли Соединенные Штаты. А что такое Соединенные Штаты? - Мертвечина. Человек в них выветрился до того, что и выеденного яйца не стоит. Государство без полномощного монарха то же, что оркестр без капельмейстера. Как ни хороши все будут музыканты, но если нет среди них одного, который бы движением палочки всему подавал знак, никуда не пойдет концерт..." и грозное предупреждение Ф.М. Достоевского прозвучавшее в романе "Бесы": "Мы провозгласим разрушение... почему, почему, опять-таки, эта идейка так обаятельна! Но надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Ну-с и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Ну-с, тут-то мы и пустим... Кого?

- Кого?

- Ивана-Царевича.

- Кого-о?

- Иван - Царевича; вас, вас!

Ставрогин подумал с минуту.

- Самозванца?- вдруг спросил он, в глубоком удивлении смотря на исступленного.

- Э! так вот наконец ваш план."

Эти слова великих сынов России, гениальная мудрость которых и их беззаветная любовь к России всем известна, должны быть глубоко положены в сердцах всего богоизбранного русского народа, чтобы в самый важный миг принятия единственно правильного решения, не быть вновь обманутыми силами тьмы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. См. Невярович В. От монархии до совдепии - http: // www.rusprav.org /2004/ 3-4. htm

2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие -М; ИД "ФОРУМ", 2000.-с.173

3. Башилов Б. Монархия. Республика. Диктатура. - http:// www.patriotica.ru / gosudarstvo/bashilov_mrd.htnl

4. См. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность - СПб. Российский Имперский Союз-Орден, 1992. - С.67-69

5. См. Невярович В. Указ. соч., С.4

6. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология -http://www.vernost.ru/ rio.htm

7. Тихомиров Л.А. Указ. соч., С.470-473

8. Тихомиров Л.А. Указ. соч., С.96

9. См. Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология -http:// www.vernost.ru /rio.htm

10.См. Архиепископ Серафим (Соболев) Указ. соч.

11. Тихомиров Л.А. Указ. соч., С.78

12. Башилов Б. Указ.соч., С.13

13. Тихомиров Л.А. Указ соч., С. 94-101

14. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) Самодержавие духа. Очерки русского самосознания - СПб. Из-во "Царское Дело", 1997. - http:// www. rus-sky.org/history/library/samoderj.htm

15. Солоневич И.Л. Народная монархия - М.: «Феникс», 1991.- http: // www. rus-sky. org/ history/library/narmon1. htm.

16. Тихомиров Л.А. Указ. соч. С. 482