Китай подготовил для Алексиевич королевский прием. Почему?
На прошлой неделе белорусская нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич приехала в Китай. Программа 10-дневного визита писательницы предусматривает получение трех литературных премий: премии Шанхайской книжной ярмарки, премии Пекинской книжной ярмарки и почетной премии Вэньцзинь, которая считается важнейшей литературной наградой Китая. 20 августа состоялась встреча Светланы Алексиевич с китайским писателем Мо Янем, лауреатом Нобелевской премии 2012 года.

В чем причины такого внимания, такой чести со стороны китайцев к писательнице с далекой от их страны? Можно предложить простой ответ — понравились ее книги, вот и ценят, награждают. Наверняка и это присутствует. Но не только. Китай при всех переменах — однопартийная диктатура, и компартия такие решения на самотек не пускает. К тому же три премии вместе наводят на мысль, что руководящая и направляющая роль КПК в этих решениях была далеко не последней. Ну и встреча с Мо Янем, этаким китайским Шолоховым, также свидетельствует о том, что визиту белорусской лауреатки уделяется государственное внимание.
С какой целью? Наверное, для китайских властей не секрет, что отношение к писательнице со стороны властей ее родины, мягко говоря, прохладное, а в России, к литературе которой творчество Алексиевич иногда относят — чуть ли не враждебное.
Так что китайские власти не могли надеяться, что искренний прием и премии лауреатке будут приняты в Минске и Москве как знак почтения.
Скорее наоборот, это вызовет раздражение в обеих столицах. Однако Пекин демонстрирует, что готов не брать эту отрицательную реакцию во внимание ради каких-то других, более значимых целей. Каких?
Китай уже давно реализует масштабную программу продвижения своей культуры в мире. КНР имеет мощную экономику, огромные деньги, ну и военные возможности у неё не последние. Но в современном мире большое значение имеет и «мягкая сила», авторитет, привлекательность той или иной страны. В том числе и привлекательность культуры.
Китайцы — мастера стратегии непрямых действий. Никто не будет подкупать Алексиевич. Но человеку свойственна благодарность. Особенно если о ней не просят. К тому же Китай — действительно интересная и важная страна с великой культурой. Не в том замысел, чтобы Алексиевич Китай хвалила, а в том, чтобы о нем говорила. О его роли, о «ветре с Востока», прежде всего интеллектуальном, духовном, чтобы вспоминала тему Китая в своих выступлениях и рассуждениях о вызовах времени и ответах на них.
А большего и не надо. И это стоит искреннего приема и премий. А Путин и Лукашенко проглотят, потерпят.
Если Лукашенко хватит ума, он во время визита в Китай в сентябре может даже использовать новую китайскую линию относительно Алексиевич. Все же официальный Минск войну ей не объявлял, МИД даже поздравил.
Юрий Дракохруст, драматург, писатель
Комментарии
Тогда бы и Фредерик Мистраль, Рабиндранат Тагор, Томас Элиот, Хуан Хименес, Пабло Неруда не могли бы стать НЛпЛ. Они тоже, не написали ни одной художественной книжки.