Скифы - Сарматы - Аланы-Осетины

На модерации Отложенный

Скифы - Сарматы - Аланы предки Осетин, Аланы-АСетины




Oсетины - последний осколок обширной группы племен которые античные авторы называли скифами, сарматами и аланами.
Жорж Дюмезиль (один из крупнейших ученых)

Мы были единодушны (с Ж. Дюмезилем — прим. Ц. X.) признавая важность для европейской науки народа осетин, последних потомков скифов.
Эмиль Бенвенист


Уже в середине XIX века русский учёный В. Ф. Миллер писал:
“Можно теперь считать доказанной и общепринятой истиной, что маленькая народность осетин представляет собою последних потомков большого иранского племени, которое в средние века известно было как аланы, в древние - как сарматы и понтийские скифы".

Особое внимание мировой науки давно привлекает осетинский язык, как уникальный остаток языка древних иранцев – скифов, сарматов и алан.
И. М. ДЬЯКОНОВ

На Кавказе, где в целом преобладает переднеазиатская раса, сталкиваются европейские и азиатские группы. Рыцарский народ осетин, потомки алан, отличается более высоким ростом, среди них 30% блондинов со светлыми глазами.
Ганс Ф. К. Гюнтер (1891-1968). Краткая расология Европы.

(Hans Friedrich Karl Günther (16. Februar 1891 in Freiburg im Breisgau; War ein Deutscher Eugeniker, der in der Weimarer Republik Rasseforscher. Zahlreichen Forschern gilt er neben Houston Stewart Chamberlain).

Atlantis Encyclopedia. London, 1858. “The Iron or Osseti of the Caucasus are descendents of the Alani, one of the Sarmatian tribes.”
Что в переводе означает:

Ироны, они же Оссети, на Кавказе являются потомками Аланов, одного из Cарматских племен.


Аланы - покорили запад своей блестящей военной культурой, выдающейся военной организацией, принесли в Европу нравственный кодекс рыцаря, идеологию военной знати. Они представляли собой многочисленные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н.э. в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию. Под натиском гуннов начинается “продвижение” алан на запад, в результате чего вся Западная Европа (в том числе и Рим) и даже часть Северо-Западной Африки узнают о них..

 

Кроме того, уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан кавказцы-осетины.
Жорж Дюмезиль



Ала́ны предки Осетин (др. -греч. Ἀλανοί, лат. Alani) — ИРАНОЯЗЫЧНЫЕ кочевые племена СКИФО-САРМАТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ относящиеся к индоевропейской группе языков, в письменных источниках упоминаются с I века н. э. — времени их появления в Приазовье и Предкавказье. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских (известного под названием Алания) и местных кавказских племён, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до похода монголов.

Летопись занятий Археографической комиссии, 1882-1884:


А.Я. Гаркави – О происхождении названий некоторых крепостей на Таврическом полуострове. 1875 г.:


С точки зрения Всеволода Миллера, чья этимология была поддержана Я. Харматтой (англ.)русск., Г. Бейли (англ.)русск., Р. Шмиттом (нем.)русск. и А. Кристолем, этноним «Ирон» восходит к др. иран. «arya» (*aryāna- — «арий», «благородный»)

Не считаю я также нужным останавливаться на вопросе о доказательствах принадлежности алан к арийской расе и притом иранской ее ветви, считая этот вопрос окончательно порешенным в трудах языковедов и между ними - проф. Всев. Миллера в его "Осетинских этюдах."
(Кулаковский Ю.А.)

Принадлежность тех племен, которые носили у древних название сарматов, к иранской ветви арийской расы возведено в современной науке на степень прочно установленного факта.
(Кулаковский Ю.А.)

Впервые, гипотеза иранского происхождения осетин была выдвинута Яном Потоцким в XVIII в. и развита в первой половине XIX века Юлиусом Клапротом и вскоре подтверждена языковыми исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.




Аланы и асы - это этнонимы. AC – так обозначали себя Аланы-ас в древности. На осетинском Я – АЗ/АС. Асы - совр.название осетин (АСетин).

Аланов авторы древности называли Асами. уАСдан культурный, благородный итд
Перевод с осетинского: Я – есть АС- я дан – являюсь. Я являюсь Благородным; перевод с алано-осетинского: уАСдан - АС - Я, Дан - являюсь;
САРмат – точный перевод с осетинского - мыслящая, переживающая голова; Не редко военачальник;
Английская форма обращения СЭР, это привнесённый САРматами термин. К такому выводу пришли не только некоторые британские исследователи.

АЛАНЫ ДОРОГА на ЗАПАД
В средневековых хрониках запада есть народ, упоминаемый под именем “аланы”. Народ этот был хорошо известен в древности, отличался бесстрашием на военном поприще, поиском достойного противника и славной смерти в бою. Аланы - народ, часто упоминаемый во время Великого переселения народов - исторического переворота, резко изменившего размеренную жизнь стран света. Образ аланского всадника - яркий символ той исторической эпохи..



Фильм посвящен Аланскому феномену в Европейской истории, теме единства исторических судеб и неразрывности культурных связей народов Европы и России.
Древний Индоевропейский народ с Кавказской родиной, Аланы одни из немногих участников Великого переселения народов сохранили до наших дней свою идентичность, родной язык и культуру. В тоже время бесспорен их вклад в раннесредневековую Европейскую историю, в формирование военно-технических, идеологических, ономастических особенностей Европейской культуры.

Аланы. Дорога на запад. Фильм
https://www.youtube.com/watch?v=wb71iafe-dw

 

Аланы - покорили запад своей блестящей военной культурой, выдающейся военной организацией, принесли в Европу нравственный кодекс рыцаря, идеологию военной знати. Они представляли собой многочисленные племена, которые выделились в последнем веке до н.э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в I в. н.э. в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Приазовье и Предкавказье, Малую Азию, Мидию. Под натиском гуннов начинается “продвижение” алан на запад, в результате чего вся Западная Европа (в том числе и Рим) и даже часть Северо-Западной Африки узнают о них..





Венгерская Алания
https://www.youtube.com/watch?v=fvaTXXhYL9E

Изучение истории и культуры сарматов, особенно первых веков нашей эры,
неразрывно связано с аланской проблематикой. Судя по письменным источникам,
аланы являлись активной политической силой, участвуя в различных событиях от
Кавказа до Западной Европы, зачастую оказывая существенное влияние на них. Кроме того, аланы-осетины расселившись на огромной территории, приняли участие в формировании ряда современных народов, что во многом предопределило интерес к ним исcедователей. Основы изучения истории аланов были заложены еще в XIX в. такими учеными как К. Мюлленхоф, В. де Сент-Мартин, В.Ф. Миллер, Ю.А. Кулаковский.

Впоследующее время эта тема стала привлекать к себе все большее внимание
специалистов различных областей знания: истории, этнографии, археологии,
лингвистики, и к настоящему времени мы имеем практически необозримое количество
литературы по различным проблемам истории и культуры аланов. Все это привело к
формированию научного направления, получившего название «аланистика»,
объединяющего все отрасли знания об аланах.

АЛАНЫ (осетины) - союз кочевых сарматских ираноязычных племен, оказавшийся в поле зрения античных авторов в середине I в. н. э. Термин "алан" ( Viking Rune OSSViking Rune SOI АS-Alan ) происходит от древнеиранского слова "ариана" aryna- — «арийский», «благородный», популярного в этнонимике скифо-сарматского населения (Сарматы, Роксолане — родственное скифам кочевое племя).
Аланы – II–IX вв. н.э. Во II в. н.э. К востоку от Дона сложился племенной союз, возглавленный одним из сарматских племён – аланами, древний термин «алан» имеет прямое отношение к древнеиранскому «ариана», и связь между терминами «ир» Ирон iron - железо (название осетин) и «алан»

Из всез народов Кавказа только осетины привлекли внимание ученого мира (как прямые потомки Скифов, Cармат и Алонов), заинтересовавшегося ими как единственным на Кавказе туземным народом, принадлежащим к Индо-Европейской (арийской) семье народов. Сами осетины называют себя Ир, ирон адаем - Иры, иронский народ,- а страну свою, занимающую Центральный Кавказ, Ирыстон - Осетия; как это наименование, так и их язык, древнеиранский, близкий к языку Зенд-Авесты, заставляют отнести их к иранской группе арийских народов. У греческих, римских, византийских и армянских писателей они известны под именем Алан; их исторические соседи с юга, грузины, назвали их оси, а страну Овсети, Оссети; в русских летописях они известны под именем то Алан, но главным образом Ясов. Осетины-Туальцы (те же Аланы) по грузински их произношение - Двалы ( осет. Туалтæ ), так же как и Асов-алан-асетин грузины называли оси, овси; рус. ясы;

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины — потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на нижнем Дону и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Именно у осетин и, конечно, отчасти уже у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои... В основе своей нартовский эпос – осетинский.
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология, 1976.– С. 161.

Пусть простят меня народы Кавказа, но нартский эпос принадлежит осетинам….
Нартовский эпос заслуживает внимания, прежде всего, потому, что непосредственно отражает жизнь и душу народов – его носителей.
Дюмезиль Ж.

Особое внимание мировой науки давно привлекает осетинский язык, как уникальный остаток языка древних иранцев – скифов, сарматов и алан.
И. М. ДЬЯКОНОВ

Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейских языков, и восходит он языку Скифов, Cаков, Cарматов (Cæрмæт – мыслящaя, переживающая голова) РоксАланов (РухсАлан – перевод с осетинского - светлый Алан), которые жили к северу от Донских степей и Черного и Каспийского морей, а также в предгорьях и горах Кавказа.

Ученые давно установили, что осетины по происхождению не связаны с соседними кавказскими народами. Они пришли на Кавказ с севера, из южнорусских степей. В прошлом они назывались аланами. А аланы, по свидетельству историка Иосифа Флавия (I в. н. а),— скифское племя, жившее у Дона и Азовского моря.




Осетины принадлежат к числу интереснейших в историческом и этнографическом отношениях народов Кавказа. Иранское происхождение их языка резко выделяет осетин среди окружающих народов – грузин, ингушей, чеченцев, кабардинцев, балкарцев, говорящих на кавказских и тюркских языках. Именно эта загадка происхождения и истории осетин издавна привлекала к ним внимание русской и мировой науки...
В. А. КУЗНЕЦОВ. 1974 г.

Фундамент осетиноведческих исследований заложили воспоминания и дневники путешественников XVIII века, которые посетили Осетию в то время. Наиболее значительным вкладом в создание как источниковой, так и теоретической базы для осетиноведческой науки стал труд «Путешествие на Кавказ и в Грузию» известного немецкого ориенталиста Ю. фон Клапрота, изданный в 1812 году. Фон Клапрот впервые выдвинул предположение о преемственности осетинского и аланского языков и определил дигорский тип речи как диалект осетинского языка, а не как отдельный язык.

Работы фон Клапрота заинтересовали других исследователей. Так российский исследователь финского происхождения Андреас Шёгрен решает отправиться в Осетию, чтобы на месте приложить «всевозможное старание о самом точнейшем и подробнейшем узнании внутреннего духа и устройства языка во всем его грамматическом составе и объеме с самых первых звучных элементов до высшего настоящего развития в синтаксическом употреблении»[26]. Шёгрен находился на Кавказе в 1835—1836 годах. За это время он побывал в разных районах Осетии, ознакомился с различными сторонами жизни и быта осетин. Он глубоко изучил осетинский язык в его «тагаурской» форме (иронский диалект), он придавал большое значение изучению дигорского диалекта, архаичность форм которого Шёгрен впервые установил.

Следующий этап развития осетинских исследований связан с именем В. Ф. Миллера (1848—1913). В трудах Миллера («Осетинские этюды»: 1881, 1882, 1887) окончательно установлен иранский характер осетинского языка и его место среди индоевропейских языков. Им заложены научные основы истории осетинского языка и создана база изучения осетинского фольклора.

Скифский язык – осетинский язык. Под названием скифского языка обычно объединяют родственные иранские наречия, представляющие собой самостоятельную северо-восточную ветвь иранской группы языков. Носители скифского языка были известны античным авторам под названием скифов, сарматов, алан. Во второй половине I тысячелетия до н. э. скифские наречия распространились на обширной территории Северного Причерноморья и Прикаспия, от Дуная до Яксарта (Сырдарья). Потомком одного из скифо-сарматских наречий является осетинский язык на Кавказе.
БСЭ. Изд. 3-е. Т. 23. С. 507 – 508

Во время великого переселения народов в IV—V вв. н. э. часть Алан-Осетин прошла через всю Европу до Франции и Испании (Французское имя Alajn, английское Alan — наследие того времени), другая часть Алан-осетин ушла высоко в горы.

Кроме того, уже полтора века известно, что скифы исчезли не бесследно: их последними потомками являются через алан кавказцы-осетины писал Жорж Дюмезиль

Небольшая справка:


Жорж Дюмезиль (Georges Edmond Raoul Dumezil) (1898–1986), крупнейший ученый Франции в области гуманитарных наук. В России его хорошо знают и высоко ценят и как кавказоведа, и как исследователя религии, мифологии и

эпоса.
Ж. Дюмезиль родился в Париже. Окончил Ecole Normale Superieure в 1916 г. С 1919 г. адъюнкт-профессор. С 1924 г. доктор наук. В 1925 г. переезжает в Стамбул и до 1931 г. состоит профессором Стамбульского университета по специ¬альности история религий. В 1931-1933 годы – лектор университета в Упсале (Швеция). Вернувшись в Париж, он с 1935 г. возглавляет кафедру сравнительного изучения религий индоевропейских народов. Ведет курс армянского языка в Ecole Nationale des Langues Vivantes (1937–1948). Заведует кафедрой индоевропейской цивилизации в College de France (1949–1968). В 1968 г. уходит на пенсию со званием почетного профессора College de France.
Ж. Дюмезиль был, вне всякого сомнения, одним из самых выдающихся полиглотов. Он как бы обладал богатым набором ключей, позволявших ему проникнуть в хранилище вековых тайн. Ими он легко открывал то, что было не под силу его предшественникам.
Особую ценность представляют его работы, посвященные мифам и сказаниям Ирана, Древней Индии, Рима, Греции, Скандинавии. Большое место в творчестве великого ученого занимает проблематика Нартиады. Героический эпос о нартах вышел на мировую арену в значительной мере благодаря исследованиям Ж. Дюмезиля.

Трифункциональная теория Дюмезиля нашла широкий резонанс в гуманитарной науке всего мира. Основные его труды были переведены на немецкий, шведский, датский, английский, испанский, итальянский, японский языки. Две его книги стали доступны и русскому читателю.

Оба диалекта осетинского языка – иронский и несколько более архаичный дигорский – произошли от скифского точно так же, как итальянский и испанский произошли от латинского. И поистине чудо, что, несмотря ни на какие превратности судьбы, язык удержался в течение стольких столетий – ведь важнейшие перемены начались, по-видимому, в средние века, судя по тому, что другая часть алан, оставшаяся в степях и увлеченная в XIII в. не на юго-восток, а на запад, в нынешнюю Венгрию, еще в XV в., т. е. через восемь или десять столетий после своего отделения, говорила на близком к осетинскому языку (особенно к дигорскому его диалекту) ясском наречии. В силу присущей языку жизнестойкости, он, безусловно, мог приспособиться к исчезновению привычных условий: когда под влиянием перемены климата, нового соседства, политических потрясений стерся бы образ слишком далекого прошлого, можно было бы использовать по-прежнему язык предков применительно к настоящему и будущему.

Так произошло, например, с албанцами: они тоже спасли свой язык, но созданное на нем устное творчество – уже не более чем одна из областей довольно единообразного «балканского фольклора». Осетины же преуспели вдвойне: они сберегли до наших дней не только язык как форму, несущую некое культурное содержание, но и само это содержание, в котором отразилось состояние скифской цивилизации на последних степенях ее развития. А главное – живы бесценные, полные архаики эпические сказания, и, хотя в них проникли некоторые более или менее универсальные фольклорные темы, героические образы эпоса по-прежнему свежи и самобытны. Более того: эту устную словесность в той или иной степени восприняли соседние народы, исказив в ней как раз то, что было специфически осетинским, скифским.

Столь парадоксальная ситуация, в которой оказались волею судеб осетины, была впервые отмечена в 1814 г.: ее вероятность признал Генрих фон Клапрот...
Однако только в 80-е годы русский ученый высшего класса Всеволод Федорович Миллер рассмотрел это обстоятельство и с лингвистической, и с этнографической точки зрения, посвятив ему три тома своих «Осетинских этюдов» (1881 – 1887)...
С тех пор осетины и их язык привлекают заслуженное внимание иранистов как в СССР, так и на Западе.
Жорж Дюмезиль


С 7 в. до н. э. на Северный Кавказ проникают скифы, с 4 в. до н. э. — сарматы, из которых на рубеже нашей эры выделились аланы предки осетин алано-осы (асы). В конце 4 в. нашествие гуннов вынудило часть аланов уйти в Западную Европу, оставшаяся часть переселилась в междуречье Кубани и Терека, а также в горы.

Аланы в походе


 

О присутствии в Крыму сармато-аланского населения свидетельствуют могильники Неаполя (на месте современного Симферополя) и Боспорского царства, охватывавшего территорию восточного Крыма. На росписях в Боспорских катакомбах изображены закованные в броню тяжеловооруженные аланские всадники. Аланские могильники этого периода находили в том числе и на территории современного Севастополя.




Алано-сарматские всадники, росписи в катакомбах Керчи
В 4 веке под напором гуннов племена алан и готов двигаются на Запад в сторону границ Римской империи, однако часть алан остается в Крыму, о чем свидетельствует средневековые источники.

 

До настоящего времени такие реки, как Дон, Днепр, Днестр, носят названия, связанные с древним скифским миром. Они восходят к скифскому слову «дану» (позже «дан») – «река», известному и в других и иранских языках, в том числе современном осетинском («дон» – «река», «вода»)... В основе современного названия Днепра лежит более древнее «Дан-апр» (в греческой передаче – Данаприс) – «река глубокая»...
Само название Черного моря также восходит к далекой сгифской эпохе. Его древнегреческое наименование – «Понт Эвксинский» т. е. «гос¬теприимное море». Но «Эвксейнос» – «гостеприимный» является здесь позднейшим греческим осмыслением более раннего «Аксейнос»...
А это название происходит от «Ахшайна». Известное во многих иранских языках, включая осетинский, данное слово означает «темный», «темно-серый», «темно-синий». Проникая в глубь истории, мы видим, какую роль играли ираноязычные племена в истории юга нашей страны. В поздней древности и раннем средневековье в Византии и Западной Европе они были известны под названием аланов (это имя, как и само название осетин в их эпосе «аллон», происходит от слова «арий», «ариана», в сармато-аланских диалектах закономерно «алан»). В эпоху великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) группы аланских племен проникли далеко на Запад; они сражались на территории современных Франции, Испании, Северной Африки...
Г. БОНГАРД-ЛЕВИН, Э. ГРАНТОВСКИЙ. 1974 г.

Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы.
М. ВАГНЕР. 1850 г.

Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова.
К. Ляхов. 1902 г

В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы... Тело осетин здоровое и сильное.
Е. Зичи

Основой семейного быта осетин служит уважение к старикам и вообще к людям пожилых лет. Уважение это простирается до того, что каждый считает непременною обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был и низшего происхождения. Учтивость эта никогда не нарушается, соблюдается в семействе с особою строгостью.
Н. ДУБРОВИН (25, с. 337)

Гостя (кунака) осетин защищает как самого себя и погибает скорее сам, чем уступит врагу его тело; он берет на себя кровную месть за него... Они щедры, делят свое пропитание между нуждающимися, услужливы, не отказывают просящему другу. Гостя они принимают со следующими словами: «Мой дом — твой дом; я и все мое — твое». С тем, кто находится под их защитой, они обращаются как с родственником и не отдают беглецов.
Л. ШТЕДЕР. 1781 г. (24, с. 33, 38)

Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь -то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом,— так и просится на картину.
М. ВЛАДЫКИН. 1885 г.

Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются «Ас» (Асетины).

Именно когда они [татары] начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как это происходит и в нынешний день с одной горой в земле Аланов. Как мы полагаем, они [татары] осаждали ее уже двенадцать лет, причем те оказали им мужественное сопротивление и убили многих Татар и притом вельмож.
Джиованни дель Плано Карпини. "История монгалов" (1245 г.)

Они (Aланы) были первым европейским народом, который встретили гунны в своем движении на запад, и первые испытали на себе дикость и силу новых пришельцев.
Ю. Кулаковский

 

Если-бы знали мы, кем были наши предки и какие великие дела они совершали, мы бы с гордостью носили имя Ирона (осетина), и не допускали-бы ничего недостойного. Пора нам Осетины узнать свою Историю...
Cослан Темирханов (Ученый, воин, философ...)

Ос-(АС)Багатар — Царь Ас-Алании (Асетии) титул военного вождя алан-осетин («царя» по грузинской летописи) в средние века, и происходил он их древнего рода Царазонта (родственная ему группа Царсиата) Относить происхождение всех осетин к какому-нибудь из «царей» Осетии — представление, явно лишенное логического смысла, ибо осе¬тины существовали раньше, чем появился у них вождь под названием «Ос-Багатар» чьи владения простирались от каспийского до черного морей с одной стороны, с другой от кавказского хребта до ростовских степей. После битвы с Тимуром-храмым не покорившись врагу часть алан-осетин ушла в горы, другая в европу в основном это Франция и Венгрия, малая же часть ассимилировалась в среде славян-антов.
"К сармато-аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты. Аланская основа обнаружена в легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, которые послужили воплощением рыцарского идеала для средневековой литературы."

По мнению известного американского историка-евразийца Георгия Вернадского, правящая элита восточных славян-антов имела аланские корни (См. Вернадский Г.В. Древняя Русь. Тверь, 1997)

тяжелая монгольская панцирная конница была позаимствована именно от аланов
(См. его же. Монголы и Русь. Тверь, 1997).

Царциата как и Царазонта это древнейшие алано-арийские (осетинские) рода.

Корни Цард и Цар - жизнь, живи.
Царазонта переводится с осетинского как Царды зонд - знания жизни. Это были жрецы-воины-строители - созидатели.
Царциата - это они и есть. Так как окончание фамилий так и оканчивается - БОРАата, АХСАРТАГата и т.д.
Царь - по русски
Осетинский аланский Царь из рода Царазонта ОС (АС)БАГАТАР - БАГАТЫРЬ - ХРАБРЫЙ.

 

Во время великого переселения народов в IV—V вв. н. э. часть алан прошла через всю Европу до Франции и Испании. Французское имя Alajn, английское Alan — наследие того времени.
Оставшиеся в Восточной Европе аланы продвинулись к предгорьям Кавказа и образовали крупное по тому времени феодальное государство. В X в. аланы приняли христианство. Средневековая Алания поддерживала оживленные сношения с Византией, Грузией, Россией. Нашествие монголов и походы Тимура имели для алан катастрофические последствия. Часть их погибла в непрерывных войнах. Часть переселилась в Венгрию, где под именем «ясов» еще несколько столетий сохранила свою этническую самобытность. Часть была вовлечена в монгольские завоевательные походы и рассеялась по чужим землям.

Оставшаяся на Кавказе часть алан оказалась запертой в теснинах Центрального Кавказа.

Невольно сравниваешь обширную территорию от Алтая на востоке до Дуная на западе, которую занимали скифо-сарматские племена в I тысячелетии до н. а., с несколькими узкими ущельями, в которых застает осетин XVIII век. Это ли не богатая пища для размышлении о превратностях судьбы! Бывает так, что растение, покрывавшее в прошлом огромные пространства, сохраняется только на небольшом клочке земли. Такова, например, реликтовая сосновая роща в Пицунде, в Абхазии.

Таким вот реликтом скифского мира являются осетины на Кавказе. Что же сохранили они от своего далекого прошлого? Два бесценных сокровища: язык и эпос...
В Британии римлянами в качестве наемников использовались ираноязычные сарматы, родственный скифам и аланам народ. В 175 году н.э. император Марк Аврелий нанял 8000 наемников-сарматов, из которых 5500 было направлено в Британию. После окончания службы в римской армии, сарматы, в отличие от других солдат auxilia, не могли вернутся на родину, так как она находилась за границами империи. Судя по всему, сарматские "военные поселения" продолжали существовать в течение всего 3-го века. В 17 веке в графстве Ланкашир были найдены надгробия с упоминанием сарматов. По словам византийского автора XV в. Лаорника Халкакондиласа: «В эпоху поздней империи военные поселения сармат зарегистрированы даже на территории Англии».

По утверждению американского ученого Бернарда С. Бахраха, аланы основавшим значительные поселения на территории Западной Европы, предпочитали делать остановки на берегах рек.

Как упоминает Бернард С. Бахрах, в середине VI века на землях, управляемых Кономором, жили аланы, говорившие на родном языке. Итак, в течение второй половины V века аланские воины поселились на землях Римской империи для вступления в ряды потенцариев, которые заправляли всеми местными делами.

К примеру, как отмечает С. Бахрах, у западноримского императора Максимилиана, сменившего Грациана, «отец был гот, а мать – аланка».

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что те сармато-аланские поселения, которые существовали в V-VI веках на территории Британии, могли оказать немалое влияние на топонимику местного ареала.

Например:
Река Кройдон (близ Лондона) переводится на осетинский как "мельничная река"
Уэмблдон - "река дружбы"
Лондон - "пристань"
Belfast пер., осет. Bel-fast - cломанная лопата

 

Лондон Сарматы (Аланы) назвали - ЛонгДон Лауга Дон стоящая река.
Ирон с английского iron - это железо
Paid- осет.пайда – выгода
Father – осет.фыд – отец
Mother - осет.мад - мать
Name – осет.ном - имя
Is – осет.ис - есть
Englisch - door - осет.дуар - дверь
Аrm - осет.арм - рука (спорт Армреслинг)
egg – аиг - яйцо
narrow – нарг - узкий
middle - мидгаей
all - аллы - всё, oбo-всём..
another – осет.ндр - другой
hoot – осет. худ - шапка
kourt – крт
foot – фад
dress – дарс – веешь одежда
murder – мард
what – уат
nanny – нана
devil – ивал
my – м – мой
enter (англ.ввод,пуск) – антр
Река Кройдон(близ Лондона) переводится на осетинский как "мельничная река"
Уэмблдон - "река дружбы"
Лондон - "пристань"
и т.д.

По словам византийского автора XV в. Лаорника Халкакондиласа: «В эпоху поздней империи военные поселения сармат зарегистрированы даже на территории Англии».

Если посмотреть на карту Великобритании, Ирландии и Осетии, то можно заметить, что некоторые гидронимы и топонимы имеют одина¬ковую фонетическую и графическую форму суффикса и префикса – дон –, что в осетинском языке означает – «вода», «река».
Откуда же в гидро и топонимике столь далеко географически расположенных мест присутствуют сходные элементы? Обратимся к истории происхождения народов – осетин, англичан и ирландцев, так как без знания истории вопроса трудно проводить параллели фонетического и графического сходства в языках вышеупомянутых народов.

Осетины – потомки скифо-сармато-аланских племен. Как отмечает Л. Б. Мосс в своей книге «На заре средних веков 395-814»: «...к востоку Дона и Волги находились аланы, ираноязычное племя». Иосиф Флавий писал об Осетии: «...племя аланов есть часть скифов, живущих вокруг Танаида (р. Дон) и Меотийского озера (Азовское море).

Как известно из истории в 2-4 вв. германские племена готов и аланы жили в одном государственном образовании на территории современного Причерноморья и Предкавазья. Совместное проживание продолжалось 200 лет. Это достаточный срок для языковых взаимовлияний. За 200 лет языковых соприкосновений должно быть много общих слов должен быть общий фонетический ряд ( одинаковые звуки в языке.). Выявлено прямая схожесть многих немецких и осетинских слов.

Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы.
М. ВАГНЕР. 1850 г.

В немецком языке так же полно осетинских слов:
Alle (alles) - всё - осет. аллы
Name – имя (На французском Nom имя по осетински имя - Ном )
Аndere - осет. андар – другой
Ist – осет. ис - есть
Загн (Загт) - осет.загын - говорить
«Скажи-ка» в осетинском звучит как «Згъма», а в немецком – Sagmal
Augen - осет. глаз (видеть) - аунын
Stern - осет. сталы - звезда (в Санскрите то же самое)
Кuh – осет. къуг - корова
Nur - осет. нур - теперь
Нut - осет. Худ – шапка
weiter - дартер - дальше, далее
ohne dich – осет. анна (она) дау – без тебя
Arm – арм – рука
Acht – аст – восемь 8
Vater – фыт
Nein – нет - нае
Frchten – тарсын- бояться, опасаться
Richt (Recht)– раст – прправильно правильно, верно, действительно, в самом деле, по-настоящему
Или вот – существительное «хох», в осетинском языке обозначающее гору, в немецком языке «трансформируется» в прилагательное «высокий».
Hoch (высота, высокий, возвышенность) – Хох – гора, высота.
Hochland(высокая страна, страна гор)
немецкое 'Du' осетинское Ды, Дигорское Ду - Ты;
а города, оканчивающиеся на ау или кау- Бреслау, Пассау, Дахау,Цвиккау - (Дзауджикау,Ногкау,Дзуарикау, Синдзикау, Ахсау, Црау)
Немцы называют Дунай – Donau (Донау), (дунайс пер. c осет. - Ты наш)– это ещё раз находит подтверждение скифо-сарматского происхождения этого названия. Днестр – ты наш большой; Днепр;
и т.д...

 

Известно,что Скифы тесно контактировали с Германами еще до нашей эры, так-как были близжайшими соседями на протяжении столетий. Сходных слов в Осетинском и Нидерландском сотни. Глаголы образуются сходным окончанием "ын"- осет.,"en"- нид.. Стайхен(взлететь)-нид., стаехын осет.; кайкен-нид., каесын-осет.; схафен (строгать) - нид., осет-хафын; вефен(ткать)-нид., уафын-осет.; хойын(кидать,швырять)-нид.; схойын-осет.; зегъен(сказать)-нид., заегъын-осет.; кюнен(мочь,смочь)-нид., каенын-осет.; и т.д. Так-же многочисленные сходные существительные.

"море" (в устаревшем осетинском варианте - Фурд), откуда судя по всему и происходит скандинавское слово "fjord"

Владею Нидерландским языком на неплохом уровне. Нидерландский язык, Древне-Аглийский и еще один диалект на юге Германии относятся к прямым потомкам протогерманского языка, существовавшего пару тысячелетий назад. Нидерландский язык в отличии от Древне-Английского, который исчез, и других германских языков сохранился в наиболее первозданном виде.Известно,что Скифы тесно контактировали с Германами еще до нашей эры , так-как были близжайшими соседями на протяжении столетий. Сходных слов в Осетинском и Нидерландском сотни. Глаголы образуются сходным окончанием "ын"- осет.,"en"- нид.. Стайхен(взлететь)-нид., стаехын осет.; кайкен-нид., каесын-осет.; схафен (строгать) - нид., осет-хафын; вефен(ткать)-нид., уафын-осет.; хойын(кидать,швырять)-нид.; схойын-осет.; зегъен(сказать)-нид., заегъын-осет.; кюнен(мочь,смочь)-нид., каенын-осет.; и т.д. Так-же многочисленные сходные существительные.

А вот еще интересное совпадение. Точнее, это не совпадение, а одно и то же слово. Удивительно, что лишь недавно обратил внимание, хотя лежит это на поверхности. "Геронта" - старец с греческого. Отсюда и геронтология. Осетинское "заеронд" - старый, старик. Здесь тоже общая индо-европейская основа. Может, это уже есть в трудах лингвистов, я просто не сталкивался

Не мало их и в русском языке и осетинских слов
Cравнение с русским (восточно-славянским):
'дзяды' - духи предков в славянской мифологии и осетинское 'дзд' - ангел;
дзяды (беларус.) - осет.заед - святой, ангел
русское 'хорошо' и осетинское осет.хорш - хорошо;
старорусское 'аз' - я и осетинкое 'аз' - я;
окраина – осет.акройн (устар.) – край, порубежье
зевака – осет.зевг (диг.) – лентяй, бездельник
мысль – осет.мыс – дума, думать
русское 'бурый' и осетинское 'бур' - темно-желтый;
талмач, переводчик- осет.тaлмаc
бахтерь – осет.баехдар – носимое лошадью
рамо (устар.) – осет.арм - конечность
дурак – дург – каменный (т.е. тупой, тугодум)
стрый (устар.) старый – осет.стыр
горн – осет.гарна (грн) – печь для обжига
гарда – осет.кард – меч или основание рукоятки меча
ватага – осет.фтг – группа.
группа – осет.гуыппырт– группировки, толпы
трус – осет.трс
ничьи - осет.ничи
русское 'есть' и осетинское 'ис, исты' - что-нибудь в наличии;
тает – осет.таи
канон(делать)– кнон (гл.)
Хорошо - осет.Хорш
Мёд - осет.мыд
Дым - осет.дымга
Мышь – осет. мышт
«берёза» осет.ба
тыл – тыл – верхняя часть черепа, затылок (за тылом) ерз, есть – исты – что-нибудь, в наличии, по-чет – цыт – слава, умер – амард, ничьи – ничи, край – каерон, zhrd серд-це, Оссетинское rt (три)
собака куыдз (Родственно русскому "кутя, кутенок", болг. куче "собака", латш. kucis, не путать с корнем на *s-! Корень на k- стабильно просматривается во многих ИЕ языках!)

огонь art, zhng; ruxs (art -- вроде, шугнанское yc (< *ac), авест. tar-sh, перс. atesh -- но откуда там "r" непонятно)
(ruxs -- ишкашим. rshni; санглеч. roshnai, ваханское raxnig "огонь" -- вероятно родственно lux, луч (?))

санскритское 'slt' - холод и осетинское 'салд' - мороженый, мерзлый;
санскритское 'hima' - зима, авестийское 'zimy', русское 'зима' и осетинское 'зымаг' - зима;
санскритское 'varu' - широкий, обширный и осетинское 'ужржх' - широкий, обширный;
латинское 'stella' - звезда, и осетинское 'сталы-cталлта' - звезда-звёзды;
Дверь - дуар
и т.д.Очень интересны так же параллели Осетии-Алании с Ирландией.

Республика Ирландия (англ. Ireland) IR LAND. ИР ЛАНД - СТРАНА. Страна ИРов, по осетински Осетия именуется Ирыстон - ИРстон. Теперь переводим на английский и видим...

Рассмотрим это на топонимических примерах, как в английском, так и в осетинском языках, на примерах суффиксов, аффиксов и префиксов –дон – don

Топонимы и гидронимы Великобритании и Ирландии:

1. С суффиксом -дон:
а) города: Ашингдон, Базилдон, Бовингдон, Коулсдон, Лонгдон Хилс, Лейндон, Лондон-Колни, Лонг-Крендон, Молдон, Пелдон, Райдон, Реттендон, Невендон, Стандон, Саут-Оксендон, Уодсдон, Уорплесдон, Уэст-Кландон, Фарингдон, Тейдон-Батс, Хамблдон, Ходсдон, Хендон, Хордон-он-вэ-Хилл, Шеффилд-апон-Лон-дон (район Лондона) Билсдон, Грейт-Оксе-ндон, Даддон, Ийдон, Кливдон, Колдон, Лонгдон, Лондон (кельтское название, как отмечает Ф. Е. Холлидей в книге «История Англии»), Суиндон, Уидон-Бек, Уэст-Хаддон, Хелмдон, Бейлдон (в Англии), Абингдон (графство Беркшир), Бандон (на южном побережье Ирландии), Бадон (в 500 году здесь произошло сражение между англичанами и романизированными кельтами во главе с Амбросиусом Ауреллианусом), Инвергордон, Уэст-Гордон (в Шотландии), Карндона (на севере Ирландии). Уимблдон (под Лондоном, знаменит своими теннисными кортами) Хантингдон (графство Хантингдоншир).

б) реки: Калмдон в Северной Ирландии), Кройдон (под Лондоном), Ледон (в Англии), Лоддон (р-н Лондона), Литл-Дон (р-н Англии).

в) горы: Сноудон (наивысший пик Кембрианских гор в Северном Уэльсе, высотой 1085 метров над уровнем моря).

2. С префиксом –дон–:
а) города: Донгегол (в заливе Донегол в Ирландии), Донкастер (на р. Дон в Англии) Донсон-Бридж (в Англии).
б) реки и залив: р. Дон (бас. Хамбер, в Англии), р. Дон в Шотландии), залив Донегол (на северо-западе Ирландии).
3. С основой – дон –

а) города: Лондондери (в Сев. Ирландии у залива Лох-Файл), Лондоналд (в Шотландии).
б) графство: Хантингдоншир (в Англии).

Сходство лишь некоторых (в большом списке) английских и осетинских слов:
egg - аиг
narrow - нарг
middle - мидгаей
all - аллы - всё, oбo-всём..
another - ндр
hoot - худ
kourt – крт
foot – фад
dress – дарс
murder – мард
what – уат
nanny – нана
devil – ивал
name – ном, имя
my – м
food - фут
enter (англ.ввод,пуск) - антр
father - фыд - oтец
И т.д..

Далее из работы Бернарда С. Бахраха мы узнаем, что в середине VI века некто Кономор правил большей частью западной Арморики, включая область от Каре на севере и до Ванне на востоке и на юге… Он изгнал своего сына во Франкское королевство, сосланный принц был назван Аланом Юдуалом, первым из тех графов и герцогов Бретонии, носивших имя Аланус в ранний период средневековья.
Далее Уильям Пойтиерс свидетельствует, что «в битве при Гастингсе дважды была использована тактика притворного боя. Первый раз это сделали бретонцы во главе с графом Аланcoном, который особенно отличился в этом бою»..

 

источники

http://alansinfo24.livejournal.com/

http://historicalchroniclesarenotforgott.blogspot.de