Безжалостная Россия

На модерации Отложенный
 
 
 Сегодня будет сказочка про то, как князь московский юному президенту американскому всю малину поломал. Ну как поломал — с корнями выдрал, да еще и насмехался при этом, называл того желтым земляным глистом. Есть истории токсичные, а наша будет радиоактивной.

Жил-был себе Росатом. Веселый такой, весь из себя продвинутый да продуманный, за словом в карман не лез, а если и лез, то слово доставал увесистое и травмоопасное для собеседника. Короче говоря, не тужил, не пуржил, с головою дружил.

А надо сказать, парнишка наш всегда был себе на уме — где что плохо лежит, он туда шасть и давай обустраиваться. И так уж вышло, что вышел он на рынок американских ядерных технологий, оглянулся вокруг — а там и нет никого, хоть шаром покати. Свято место пусто не бывает, решил наш Росатом и по дурной привычке своей взял да и освоил сей пустой рынок — и давай себе жить-поживать, да прибыль качать.

Не сказать, что прибыли той много было, но Росатому за глаза хватало — к тому же местное население, к халяве приученное, как-то и не спрашивало, откуда дровишки, которыми их атомные котлы заправляют. Даже то, что просто заправляют — уже хорошо, чего суетиться под клиентом?

Но тут пришли времена смутные да кризисы энергетические. И задумался юный президент американский, как поганый Росатом от американской же кормушки отвадить, ибо нет ничего хуже, нежели монополист на святом внутреннем рынке.

Тем временем котлы атомные совсем плохие стали. Строили их еще при царе Горохе да президенте Кеннеди, так что успели котлы и прохудиться, и повзрываться, да и просто стали работать не в полную силу — а дрова-то для них урановые, такие в лесу не срубишь. Такие только у Росатома и были — сказано же, монополист поганый.

Долго ли, коротко, но пришло время менять котлы атомные. Решил юный президент американский упороться в котлы малой мощности — они-де и менее прожорливы, и воткнуть их можно, куда только душа пожелает. Сказано-сделано: назначил на то дело пять местных артелей, дабы в кратчайшие сроки те с делом управились.

 В артелях тыковки почесали, проекты составили и айда искать поставщика топлива для котлов атомных. Вышли на рынок, оглянулись — а там только один Росатом и стоит, руки в боки, мешки с дровами урановыми в амбаре запер и посмеивается себе в усы — и ведь ничем супостата не угомонить, ибо себе же дороже будет.

 Американские фирмы, разрабатывающие новое поколение небольших атомных электростанций для сокращения выбросов углерода, столкнулись с большой проблемой: только одна компания продает необходимое им топливо, и она российская.

Вот почему правительство США в срочном порядке стремится использовать часть своих запасов оружейного урана, чтобы помочь заправить топливом новые усовершенствованные реакторы и запустить отрасль, которая, по его мнению, имеет решающее значение для достижения странами глобальных целей по нулевым выбросам.

«Добыча НОУ (низкообогащенного урана — сказочник) является критически важной задачей, и все усилия по увеличению ее производства рассматриваются», — заявил представитель Министерства энергетики США.

Судили-рядили в артелях, как коварный Росатом на место поставить, да так и не додумались:

Но без надежного источника низкообогащенного урана с высоким содержанием проб (HALEU), необходимого для реакторов, разработчики опасаются, что не получат заказов на свои установки. А без заказов потенциальные производители топлива вряд ли смогут наладить коммерческие цепочки поставок для замены российского урана.

«Мы понимаем необходимость срочных действий для стимулирования создания устойчивых, ориентированных на рынок поставок HALEU», — отметил представитель Министерства энергетики.

И вот ведь закавыка в чем: проекты котлов атомных совсем готовы, вязью изукрашены, пыльцой золотой присыпаны — а нет в них толку никакого, потому как почти всю прибыль опять Росатом загребет. И не обойти его никак, встал поперек дороги и глаза страшенные сделал.

Но и юный президент американский тоже не пальцем сделан был — а чем именно он был сделан, о том не скажем, ибо 18+ и рестрикции по законам Российской Федерации.

Хотя, судя по всему, сделан он был совсем уж противоестественным путем, как и любой политик американский — да и не о том сказочка, простите великодушно.

Правительство США находится на завершающей стадии оценки того, какую часть из своих запасов в 585,6 тонн высокообогащенного урана выделить для реакторов, сказал представитель.

Тот факт, что Россия обладает монополией на HALEU, уже давно вызывает беспокойство Вашингтона, но события на Украине изменили правила игры, поскольку ни правительство, ни компании, разрабатывающие новые усовершенствованные реакторы, не хотят полагаться на Москву.

Уран HALEU обогащен до уровня до 20%, а не около 5% для урана, который используется на большинстве атомных станций. Но только TENEX, которая является частью российской государственной атомной энергетической компании «Росатом», на данный момент продает HALEU на коммерческой основе.

Хотя ни одна из западных стран не ввела санкции против «Росатома» из-за Украины, главным образом из-за ее важности для мировой атомной отрасли, американские разработчики электростанций, такие как X-energy и TerraPower, не хотят зависеть от российской цепочки поставок.

«У нас не было проблем с топливом еще несколько месяцев назад», — сказал Джефф Навин, директор по внешним связям компании TerraPower, председателем которой является миллиардер Билл Гейтс. «После вторжения в Украину нам было неудобно вести дела с Россией».

Нашлась-таки артель заморская, решившая подвинуть Росатом с дороги и с рынка:

Правительство США несколько лет назад признало, что монополия России на HALEU может помешать разработке передовых реакторов, которые, как оно надеется, обеспечат низкоуглеродную энергию у себя дома, а также будут экспортироваться на рынки Европы и Азии.

В 2019 году правительство заключило контракт с Centrus, единственной компанией за пределами России, которая в настоящее время имеет лицензию на производство HALEU, на строительство демонстрационной установки.

По словам Centrus, хотя завод должен был начать производство НОУ в этом году, производство было перенесено на 2023 год, отчасти из-за задержек с получением контейнеров для хранения из-за проблем с цепочкой поставок во время глобальной пандемии.

Как только установка заработает, пройдет пять лет, прежде чем Centrus сможет начать производить 13 тонн НОУ в год. Но это лишь треть от того объема, который потребуется для американских реакторов по проектам Министерства энергетики к 2030 году.

Например, компания TerraPower заявила, что ей потребуется 15 тонн HALEU для первой загрузки топлива в свой усовершенствованный реактор.

Испугался Росатом, слезами умылся, соплями подавился… А, нет. Это из другой сказочки. Так и стоит на дороге, ухмылка в 32 зуба да взгляд из-под бровей суровый да неприветливый. Такого ночью увидишь — на всю жизнь оставшуюся энурез получишь.
И взять бы ему дрова свои урановые да на историческую Родину уехать, но правительство и партия иначе решили — теперь вот и загораживает дорогу, другим артелям возможности пресекает.

И что тут делать юному президенту американскому? А ничего, токмо ждать, когда другой юный да пылкий президент сию загадку решит — а пока они там решают без сна и отдыха, самое время отхватить еще пару рынков региональных, молью не траченых, сапогом не топтанных.

Так вот и живем. А иначе нам, оркам имперским, и нельзя — вдруг кто из вражин закадычных опять в гости пожалует, тех мы поленом урановым и приголубим. Угостим на славу, так сказать. Кто к нам с мечом, тот прямо в орало и получит, со всей дури богатырской.

А Росатом опять к князю московскому на доклад явится и, шо карахтерно, вид будет иметь бравый и местами даже придурковатый, ибо нельзя перед князем соляным столбом стоять — докладывать нужно обстоятельно и скрупулезно, уж очень князь подробности любит и назубок их помнит. Не голова, а прямо изба-читальня какая, с выдержками из Большой Советской Энциклопедии.

А пока пусть юный президент американский ветряками балуется, как дитё малое — сурьезными делами должны заниматься сурьезные люди.

А не желтые земляные глисты.