Теневой рынок материнского капитала .

Объемы махинаций с материнскими деньгами в Дагестане поразили Москву 

I-39-OBSCH-dag-f06_640

Одной из главных новостей уходящей недели стал обыск в Пенсионном фонде Дагестана, возглавляемом Сагидом Муртазалиевым. Версий выемки документов Пенсионного фонда сотрудниками МВД много. 

Одна из них – это кампания по борьбе с коррупцией, проводимая новым руководством республики, ведь махинации с социальными пособиями стали приобретать на Северном Кавказе катастрофические масштабы.

Пожалуй, у каждого дагестанца наберется с десяток историй  о  получении пособия по инвалидности через взятку и махинациях с материнским капиталом у их знакомых и родственников. 

И если  нелегальное оформление инвалидности (часто постоянной) уже довольно давно стало почти столь же важным и обязательным в жизни жителя республики, как поступление в школу, то махинации  с материнским капиталом набирают обороты лишь в последние несколько лет. 

Напомним, программа  материнского капитала была введена в России 2007 году в качестве государственной формы поддержки семьям, после рождения второго и последующих детей. 
Основной причиной ее введения стало своего рода стимулирование россиян, ослабивших свои матримониальные позиции, активнее рожать. И если в первые пару лет программа действительно работала на прирост станы, то в последнее время  материнский капитал упоминается, как правило, лишь в скандальном контексте. 

«Куплю материнский капитал», «Обналичу материнский капитал», «Маткапитал – 270 тыс рублей» - эти и подобные им объявления в огромном количестве расклеены по улицам дагестанских городов и сёл.

Продать сертификат на получение материнского капитала может в Дагестане любой желающий. Точной статистики махинаций нет, но судя по объему предложений, спрос на услугу немаленький. Так в Дагестане продажи происходят примерно по одной и той же схеме. 

Продавец (владелец сертификата) может позвонить по любому из телефонов, размещенному на многочисленных объявлениях, расклеенных на улицах. Дозвонившись, владелец сертификата договаривается с покупателем о встрече в условленном месте. 

Далее продавец должен подписать бумаги о продаже сертификата материнского капитала и сняться в видео-ролике, в котором он заявляет о том, что лично продает сертификат и никаких претензий к покупателю не имеет.

При сделке продавец, как правило, отдаёт покупателю копию паспорта и свидетельства о рождении детей, заверенных нотариусом. Некоторые покупатели требуют и оригиналы документов.  

Через несколько дней продавец идет в пенсионный фонд, где подписываются бумаги на якобы оформление ипотечного кредита, и где получает назад свои документы, а впоследствии и 250 тысяч рублей. 

Посредников для подобных сделок много и они разные, но все, так или иначе, имеют доступ в Пенсионный фонд Дагестана.

Сами представители ПФД всячески отрекаются от связей с мошенниками и проводят демонстративные рейды по срыву объявлений в дагестанских городах, но,увы, проблема не решается, а лишь превращается в крепкий «липовый» бизнес. 

Отношение к такой открытой купле-продаже документа у самих дагестанцев разное.  Одни считают,  что это круговая порука, люди сами виноваты, им наплевать на законы и правомерность данной сделки. 

«Есть нуждающиеся семьи, для которых эти 250 тысяч – возможность достроить дом с элементарными удобствами. А есть и такие, которым главное как можно скорее выбить деньги на новую «Приору». При этом все будут винить власти в коррупции, хотя сами способствуют развитию этой коррупции», - считает махачкалинец Ахмед Даудов. 

По словам его супруги Зумруд, их семья продала свой сертификат на материнский капитал, потому что нет никакой уверенности, что в ближайшем будущем он не обесценится. 

«Конечно, мне было жаль получить за него 270 тысяч рублей, вместо положенных 410. Но неизвестно, выручу ли я за него хоть какие-то деньги через 3 года, не объявят ли его просто недействительным», - считает Зумруд Даудова. 

Не брезгуют мошенники и подделкой документов. Помимо покупки настоящих сертификатов, полученных мамами настоящих детей, предприимчивые деятели ухищряются создавать в роддомах и «мертвые души», на которых выдавались сертификаты. 

Так в Дагестане в роддомах создавались  фиктивные свидетельства о рождении и выписывались документы о рождении несуществующих младенцев, с которыми мошенники шли в ЗАГС и оформляли законное свидетельство о рождении.  

Далее владельцы «мертвых душ» действовали уже законно. За последний год в Дагестане был выявлен факт подделки более 200 свидетельств о рождении. Аналогичная ситуация складывается и в соседней Ингушетии. Недавно там была раскрыта многомиллионная афера с фиктивными свидетельствами о рождении, выписанными врачами одной из районных больниц. 

Повлияет ли хоть как-то на коррупционную ситуацию в Дагестане история с проверками в Пенсионном фонде покажет время. Пока же приходится лишь констатировать печальную статистику социальных служб – более 100 тысяч младенцев, якобы родившихся на Северном Кавказе со дня введения программы материнского капитала, нигде не числятся.  

 

Аббас Магомедов