Идея создания парламентской республики в Киргизии оказалась бредом

На модерации Отложенный

Киргизия стала единственной в Средней Азии парламентской демократией. Однако произошла интересная вещь – те люди, которые свергли президента Бакиева и надеялись с помощью парламентских выборов закрепиться у власти, потерпели поражение. В выборах приняли участие 29 политических партий, из них прошло в парламент пять. Из этих пяти политических партий, которые впоследствии сформируют правительство, три являются оппозиционными. Причем на первом месте оказалась националистическая партия сторонников свергнутого Бакиева, который сейчас сам находится в Белоруссии. В то же время они не набрали и 9% голосов избирателей.

Идея с конституционной реформой и созданием парламентской республики в Киргизии оказалась полным бредом, как, собственно, все и предполагали. Выборы обернулись против тех, кто их затевал, а та система власти, которую они придумали, сама же их из себя выкинет. Партия временного президента Розы Отунбаевой заняла второе место, и у нее нет шансов сформировать правительство. Пророчат, что главой правительства станет Феликс Кулов, руководитель партии «Ар-Намыс», которая заняла третье место, набрав менее 8% голосов. Каждая из прошедших партий будет иметь от 18% до 22% голосов в парламенте, и ни одна из них не будет располагать каким-либо стабильным большинством. Если учесть, что степень договороспособности киргизских политиков минимальна, то политическая нестабильность в ближайшие годы гарантирована. Вновь произойдет революция или конституционная реформа, в результате чего придется возвращаться к президентской форме правления.

Опять-таки, все партии оказались региональными и клановыми. Голосование прошло по этим линиям, и вместо того, чтобы принести хоть как-то стабилизировать ситуацию в Киргизии, выборы ее только усугубили. И как из нее сейчас выходить, никому непонятно. Установился постреволюционный режим, который чреват очередной революцией и новой межнациональной резней.

Оптимальный способ управления государством позволяет обеспечивать политическую стабильность и экономический рост. С этой точки зрения наиболее удачным государством в Центральной Азии является Казахстан. В нем достаточно централизованная президентская власть, сохраняется политическая стабильность, и в то же время Казахстан демонстрирует относительно неплохие экономические показатели. Конечно, помогает наличие нефти и газа.

Что же касается парламентской формы правления, то в азиатских странах она встречается нечасто. В общем-то, ее можно рекомендовать в тех случаях, когда в стране присутствуют оккупационные войска, как в Японии после второй мировой войны. Либо после того, когда страна прошла уже достаточно долгий путь демократического развития. Таких в Азии не так уж и много. Сейчас по этому пути так или иначе движутся Корея и Тайвань, хотя и в обоих этих странах власть президентская. Пожалуй, единственным крупным примером азиатской парламентской модели является разве что Индия. Но нельзя забывать, что эта страна имеет за плечами тысячелетний опыт гармоничного сосуществования людей различных национальностей, языков и вероисповеданий.