Зазеркалье Елизаветы Австрийской

 



Побывав в Австрии, вы обязательно окажетесь в плену очаровательных повествований о красавице-императрице - Елизавете Австрийской, народной любимице, прозванной ее домашним именем Сисси.

Я пыталась найти подобие ее образу в нашей, российской истории, но тщетно. Аналогичные фигуры, конечно же, были, но не хватало главного, что и подкупало в рассказах о Елизавете: живущей в народе памяти и желания сохранять буквально все, с нею связанное.

Особенно чувствовалось это в Вене накануне столетия со дня ее смерти. Тогда шага в австрийской столице нельзя было ступить, чтобы не попасть под прицел ее зорких, чуть прищуренных глаз. Она смотрела из всех витрин, со всех туристских буклетов. Впрочем, не всегда она сама - часто на картинках в ее образе представала вполне современная девушка. А туристам всячески намекали, что в Хоффбурге и Шенбрунне - двух императорских дворцах, атмосфера такая, что, кажется, Сисси вот-вот появится в дверях. Ее буквально хотят сделать живой.

О ней пишут книги, снимают фильмы (последний совсем недавно сделали французы, и, как ни странно, в Петербурге). Ставят спектакли, балеты и даже мюзиклы. Образ, который гуляет по экранам и сценам, конечно, лишь отдаленно напоминает Елизавету Австрийскую, но помогает творить миф о ней.

А какие таланты были брошены на это дело. Достаточно вспомнить хотя бы гениальную Роми Шнайдер, сыгравшую в трилогии Эрнста Маришки, снятой в 50-е годы, и Лукино Висконти, взяшегося за сюжет о баварском короле Людвиге II, которого упорно стараются записать Елизавете в любовники. Сегодня те работы принято считать наивными, сделанными лишь на потребу обывателю слезливыми мелодрамами. Но это лишь повод предпринимать все новые и новые попытки воплотить на сцене или на экране настоящую Сисси.

Ариэль Домбаль, которая сыграла в фильме Жан-Даниэля Верега (он недавно снимался в Петербурге), в одном из интервью объясняла свой интерес к этой работе. Она говорила, что <в Елизавете Австрийской было что-то совсем новое, нехарактерное для ее времени.

Такая необыкновенная странность>. Вслед за многими

характеризуя ее как <диссидентку и анархистку>, актриса признавалась, что непросто было <сыграть все это, оставаясь искренней и дерзкой, раскрыть суть этой личности>.

Интересно, что искать австрийский имперский колорит, который был необходим для придания фильму исторической достоверности, группа приехала в Петербург. Картину снимали в Юсуповском дворце и в Павловске, загримировав Розовый павильон в охотничий домик из Майерлинга. В окрестностях Павловска и Петергофа героиня скакала на лошади - как будто по Венгрии, Англии и Ирландии: именно туда уезжала Елизавета, увлекшись одно время верховой ездой. Полюбившийся ей остров Корфу нашли в окрестностях Выборга. Может быть, и нам представится возможность оценить, сколь органичным оказался российский пейзаж в киноповествовании об австрийской императрице: французы не исключают возможности, что фильм будет продан российскому телевидению.

Чем же все-таки притягивает в себе Елизавета такое множество талантов? Чем вообще интересна ее судьба и какой она была? Может быть, вовсе не несчастной страдалицей, которую не допускали даже к собственным детям, а просто взбалмошной эгоисткой, любившей лишь свою красоту? Что вымысел в рассказах о ней, а что правда? Ответ на последний вопрос, наверное, уже не удастся найти никогда. Ее образ уходит в историю - и записывается все новыми красками - как тот портрет, что велел повесить у себя в кабинете Франц Иосиф после трагической гибели супруги: он выцветал и его все подновляли снова и снова. Муж пережил ее почти на 20 лет.

Она еще только готовилась к переезду в Вену, а подданные императора уже сотворили первый миф о ней. Лишь услышав в 1853 году о помолвке своего Франца Иосифа с 15-летней дочкой баварского короля, они сразу поверили в то, что она будет самой лучшей и самой красивой из всех коронованных особ. Одна из старейших монархий переживала не лучшие свои времена: после того, как династию фактически спасли введенные в Венгрию русские войска, она вряд ли могла претендовать на роль великой державы. А тут свадьба, молодой жених и совсем юная невеста ...