Об отношении вайшнавов к другим традициям и религиям в России

На модерации Отложенный

ЗАЯВЛЕНИЕ
Центра Обществ сознания Кришны в России
об отношении к религиозным традициям
В этом году Общество сознания Кришны в России отмечает свое двадцатипя-тшіетие. Стремясъ осмыслитъ пройденный путъ, осознать свое место и ролъ в жизни российского общества, упорядочитъ взаимоотношения с другими общественными движениями, в первую очередъ с религиозными, а также рассеятъ некоторое недопонима-ние, препятствующее нормальному развитию межконфессионалъных отношений, Центр обществ созыаныя Кришиы в России считает необходимым сделать следующее заявление:
«Движение сознания Кришны представляет древнюю монотеистическую религиозную традицию — вишнуизм, одно из основных направлений в индуизме, третьей по величине мировой религии. Учение, которому следует наше Движение, изложено в Ведах — священных писаниях индуизма. На Запад эту традицию принес А.Ч.Бхактиведанта Свами (1896-1977), более известный под именем Шрилы Прабхупады. Ученик Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, выдающегося философа, богослова и духовного наставника, принаддежащего к древней цепи ученической преемственности — Мадхва-Гаудия-Вайшнава сампрадае, Шрила Прабхупада приобрел глубокие познания в ведической философии и получил от своего духовного учителя наказ познакомить с учением Вед западный мир. В 1 957 году ему был присвоен высо-кий титул санньяси, накладывающий обязанности духовного наставника, а в 1966 году он основал Международное общество сознания Кришны (МОСК). Основанное им общество было созданно по образцу «матхов» — традиционных индуистских монашеских орденов, которые открывали и предыдущие духовные учителя, и многие духовные братья Шрилы Прабхупады. Общество сознания Кришны широко признано в Индии, как авторитетная духовная организация.
В России Движение зародилось в 1971 году после короткого визита Шрилы Прабхупады в москву. В течении почти двадцати последующих лет Движение развивалось в условиях подполья. а его члены, как и последователи других конфессий, подвергались гонениям и репрессиям. все это время российское Общество сознания Кришны было фактически изолированно от контактов с зарубежными собратьями по вере. Это обстоятельство способствовало формированию самостоятельной организации со множеством самобытных черт, отличающих Движение сознания Кришны в России от Движения на Западе. Ассоциация российских обществ Сознания Кришны, объединяющая 112 религиозных общин — это устоявшаяся организация с самостоятельным российским руководством, представители которого входят в состав Всемирного Совета МОСК. Коллегиальное управление Обществом в России построено на демократических принципах и предусматривает административную и экономическую автономию его структурных единиц.
Шрила Прабхупада приехал в Россию в начале семидесятых не для того, что бы заниматься прозелитизмом в условиях «религиозного бума». В то время миссионерская деятельность и Русской православной Церкви, и других традиционных конфессий была законодательно запрещена, а проблема «проповеди на чужой канонической территории» просто не стояла. Он приехал сеять семена любви к Богу в самой безбожной стране мира, что в те времена было делом весьма рискованным. Следует подчеркнуть, что Движение сознания Кришны в России формировалось и формируется главным образом из бывших атеистов, материалистов, нигилистов, а также из людей, уже знакомых с культурой Индии и проявляющих интерес к восточным формам духовной практики. Проповедь высоких моральных и этических норм, которых придерживаются в своей жизни члены нашего Движения, помогла многим избавиться от пагубных привычек и вести более чистую жизнь, что в свою очередь сделало их восприимчивыми к духовно-нравственным идеалам и религиозным истинам. Поэтому мы считаем появление Движения сознания Кришны в России исторически оправданным и сожалеем, если невольно послужили причиной некоторых недоразумений и беспокойств.
Руководство Российского общества сознания Кришны отдает себе отчет в том, что развитие Общества в России будет сопряжено с некоторыми трудностями, неизбежно сопутствующими межкультурному диалогу. Поэтому свою первоочередную задачу мы видим в том, чтобы привить своим членам бережное отношение к традициям, устоям и институтам российской культуры. В то же время мы считаем, что такой обмен может и должен послужить взаимному обогащению культур.
Мы хотим засвидетельствовать свое уважение ко всем традиционным для России конфессиям и прежде всего к Русской Православной Церкви, огромные заслуги которых перед россиянами мы с благодарностью признаем. Мы лояльно относимся ко всем традиционным конфессиям. В отличии от многих новых религиозных движений и сект, которые оправдывают свое существование мнимой необходимостью изменить или улучшить традиционные религии, мы не считаем, что последние нуждаются в такого рода «улучшениях».

Мы уверены, что совершенствование и обновление, свойственные каждой живой духовной традиции, являются исключительной прерогативой ее носителей. Появление и развитие нашего Общества в России вызвано и оправдано не мнимыми «недостатками» других религий, а достоинствами самой нашей традиции, основанной на уважаемых во всем мире и в России священных ведических писаниях.
Известные расхождения между различными священными писаниями, понашему мнению, не свидетельствуют о том, что одни из них истинные, а другие — нет. По Своему промыслу Господь дал разным народам в разные времена различные писания, и Он же по Своей безграничной милости Сам заботится о том, чтобы искренние и серьезные люди, следующие Его указаниям в любой из этих традиций, вернулись к Нему.
Мы осуждаем прозелитизм, как по отношению к членам Русской Православ-ной Церкви, так и по отношению к последователям всех мировых религий в целом. Основатель нашего Движения Шрила Прабхупада писал по этому поводу, что каждый «должен следовать принципам избранной им религии. Будь человек индусом, мусульманином или христианином, он должен следовать собственным религиозным принципам» (Шримад-Бхагаватам 5.26.15 комм.). Безоговорочно признавая свободу выбора, данную человеку Богом, и право каждого гражданина России следовать той религиозной традиции, которая больше вдохновляет его на служение Богу и Отечеству, мы тем не менее считаем, что человек, сознательно давший обеты верности какой-либо религиозной традиции, не должен нарушать их.
Однако вышесказанное не означает, что мы отказываемся от апологетики той традиции и культуры, которые дороги нам. Вместе с тем, мы считаем, что недопусти-мо превозносить свою традицию за счет унижения остальных. Шрила Прабхупада по этому поводу писал:«... преданные [то есть последователи Движения сознания Кришпы] не должны критиковать другие религии. (...) Вместо того, чтобы критиковать такие религиозные системы, преданный должен призывать их последователей строго следовать принципам своих религий» (Шримад-Бхагаватам 4.22.24 комм.). Мы готовы воспринять то хорошее, что есть в других традициях, и открыты для тех, кто желает глубже познать нашу.
Ведические писания, такие, как Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам, наряду с другими памятниками мировой литературы, заслуживают того, чтобы статьдостоя-нием каждого дома. Это вовсе не подразумевает, что изучивший их человек должен ІІзменить вероисповедание. Все великие священные писания: Ветхий и Новый Завет, Коран, Бхагавад-гита — являются фундаментом мировой культуры, и каждый образованный человек, независимо от своих убеждений и вероисповедания, должен знать их.
Шрила Прабхупада видел свою основную задачу в том, чтобы представить мировой общественности подлинные ведические писания и дать ключ к их пониманию - чистую традицию ученической преемственности. Он надеялся, что знакомство с этой древней традицией даст обществу возможность противостоять натиску ком-метческого псевдоиндуизма. заполонившего многие страны мира.
Шрила Прабхупада обращался к представителям других монотеистических традиций со следующим призывом: «Индусы, мусульмане, христиане и привержен-цы всех других религиозных направлений, твердо верящие в верховное положение Бога, не должны сидеть сложа руки и безмятежно взирать на стремительное развитие безбожной цивилизации. Существует высшая воля Бога, и, не признав этой жизненно важной истины, ни одна нация или сообщество не смогуг достичь мира и процветания» (Свет Бхагаваты, С.20). Исходя из этого призыва, мы видим свою миссию в содействии одухотворению российского общества и противостоянии влиянию без-божия. Именно эти цели ставил перед собой Шрила Прабхупада. Он обращал свою проповедь прежде всего к безбожным, материалистически настроенным, деградировавшим людям. Движимый милосердием, он оказывал существенную помощь в борьбе с голодом и другими социальными язвами, такими, как преступность и наркомания. Практика показывает, что начинания Шрилы Прабхупады оказались благотвор-ІІыми, а его методы — действенными. Поэтому мы продолжаем начатое им дело и надеемся, что Общество сознания Кришны, трудясь рядом с другими российскими конфессиями, сможет внести свою лепту в духовное возрождение российского общества».
Надеемся, что пастоящее Заявление будет способствоватъ формированию более верного представления о Движении сознания Кришны и устранению определенных препятствий на пути достижения межконфессионального согласия, столь необходимо-го России в настоящее время.
 
223