Гаттака наших дней

На модерации Отложенный

Есть такой фильм-антиутопия режиссёра и сценариста Эндрю Никкола "Гаттака". В нём поднимаются вопросы одного возможного варианта нашего генетического будущего, когда люди поделены на "годных" – "Valid" и "негодных" – "Invalid", а евгеника стала официальной наукой, тесно связанной с выведением людей с заданными качествами. Моральные и этические нормы остались далеко в стороне. У главного героя, близорукого сердечника, как сказали бы отечественные врачи, есть мечта – полететь в космос. Но он "негоден" и вынужден пойти на преступный (по законам описанного мира) заговор ради попадания в категорию "годного" и достижения цели всей своей жизни. По ходу действия фильма главный герой постоянно, чуть ли не ежедневно сдаёт анализы для подтверждения своей "годности", поскольку того требуют весьма агрессивные законы. В фильме показано много различных сюжетов и ходов, но всё так или иначе завязано именно на основном фантдопущении о разделении людей на два сорта и следующего из него конфликта личных и общественных интересов.

Если вы пройдётесь по центральным улицам наших городов, развернёте местные газеты, наберёте в поисковой системе нужный запрос, то сможете обнаружить огромное количество частных медицинских центров, радостно приглашающих к себе и специализирующихся только на одном – медицинских осмотрах и анализах. Данные медицинские центры возникли не просто так. Они следствие достаточно агрессивных законов, ставящих задачу отбора людей по заданным параметрам и требующих обязательного и отнюдь не бесплатного разделения по сортам. Законы эти появились ещё в раннее советское прошлое как будто с благой целью – обеспечить безопасность населения, под которой в большей степени подразумевалось недопущение массовых инфекционных заболеваний.

Другая цель, менее известная большинству – идеологическая, следующая из личных и весьма фанатичных убеждений первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко, и заключающаяся в создании "новых людей", лишённых болячек "старого гнилого режима", особенно социальных. Подобные законы в достаточной мере сыграли свою роль на заре гигиены "нового строя" и до наступления эпохи антибиотиков. В настоящее же время они превратились в фундамент для весьма выгодной торговли обязательными заключениями, слишком сильно напоминающих гаттаковские "годен/негоден" для устраивающихся на работу, учёбу и в другие места, требующих кучу часто совершенно не нужных в конкретном случае анализов и осмотров.

Главному герою "Гаттаки" повезло. Во-первых, он сдавал анализы бесплатно. Во-вторых, он родился мужчиной, что избавило его от такой штуки как принудительный гинекологический осмотр. В-третьих, режиссёр по сюжету почему-то не предусмотрел регулярных тестов на венерические заболевания, хотя полёт в космос и жизнь на базе в замкнутой группе наверняка не обходятся без половых контактов. На их прямой запрет в фильме не указано, рождаются же откуда-то "негодные". Зато в нашей отечественной "Гаттаке" на венерические, вернее, как их стало модно называть ИППП, проверяют всех кого не лень – дворников, сантехников, бухгалтеров, программистов… Все они виноваты только в одном – в том, что устроились работать на так называемое "декретированное" предприятие.

Если для сифилиса ещё можно предусмотреть маловероятный теоретический неполовой контактный путь передачи, то для других вензаболеваний вероятность получить болячку через рукопожатие, обнимание, пищу, посуду и туалет близка к нулю по простой причине – у возбудителя хотя бы той же гонореи отсутствует воздушно-капельный и алиментарный (пищевой) путь передачи, а микроб весьма неустойчив во внешней среде. Половые же контакты в нашей стране отнюдь не являются частью промышленного производства.

Ещё герой не проходил через батарею доморощенных врачей-специалистов, уникальное для нашей страны явление, наследие "железного занавеса" и следующего из этого изоляционизма. Вот тут бы у него точно отпало бы всякое желание участвовать в обмане. В фильме показан западный подход к оценке здоровья одним врачом, заодно принимающим у героя его анализы, наподобие реально существующего во многих странах мира и хорошо себя зарекомендовавшего врача общей практики (ВОП, англ. General practitioner, GP). В нашей же отечественной "Гаттаке" до сих пор применяется экстенсивная практика большого количества узких специалистов, упрямо преследующая коммерческие цели с помощью тоталитарных принципов.

Стремление государства насильственно контролировать здоровье населения не ново. Государству, собственно говоря, не нужны болезненные люди, неспособные платить налоги или погибнуть за правителей ради ими же выдуманных целей. С другой стороны физическое уничтожение или препятствование размножению преступно. В "Гаттаке" Никкола "негодных" не уничтожают и не стерилизуют, милостиво позволяя жить на своём низшем уровне. Поэтому выбраковка и отдана в нашей стране на откуп медицине под видом охраны здоровья. Раз оно стало шалить в соответствии с пунктами инструкций или приказов, то, увы и ах, с врачами не поспоришь, ты – "негодный" (Invalid) и подлежишь отстранению с работы. Не хочешь насильно проверяться, проходя через болезненные или унизительные манипуляции, так как здоров – тоже отстранение от работы. Всё по законам.

Эндрю Никкола родился в Новой Зеландии. Стране, где нет батареи врачей-специалистов со своими нелепыми вопросами, стране, где нет принудительных абсурдных и болезненных проверок дворников, сантехников, бухгалтеров, программистов на гонорею, стране, где нет необходимости ежегодно под угрозой недопуска к работе проходить узаконенное изнасилование гинекологом, болезненно, зачастую до крови вонзающего урогенитальный зонд. Ему повезло. Он родился в стране хоть и с бурным историческим прошлым, но без диктатуры медицины. В стране, где забота о здоровье – личное дело каждого, а государство вмешивается минимально, например, в случаях угроз особо опасных инфекционных заболеваний, как и принято в большинстве стран мира. В стране, где не надо постоянно доказывать, что ты не псих, не наркоман, не страдаешь венерическими заболеваниями. Хотя… Может написать письмо, подсказать сюжет для "Гаттаки-2"?