Оставляла после уроков... На учительницу завели уголовное дело

На модерации Отложенный

Мой друг, мастер производственного обучения в техникуме, однажды рассказал об удивившем его случае. К нему в платную группу пришли записываться студенты, которые уже освоили эту специальность и получили соответствующий документ в другом учебном заведении СПО. "Зачем?", - изумился он, - "У нас та же программа". "Но мы же ничего не умеем", - был их ответ. Ребята, за спиной которых были 4 года обучения этой профессии просительно заглядывали к нему в глаза: "Может быть, Вы нас хоть чему-нибудь научите?".

Однако добросовестная работа педагогов становится сегодня небезопасной. В нынешнем мае на сайте прокуратуры Челябинской области появилась информация об итогах проверки по анонимному обращению родителей на предмет оценки законности действий учителя начальных классов одной из школ города Златоуста. Цитата: "Установлено, что классный руководитель не соблюдала этические нормы поведения, оказывала на учеников психологическое и физическое воздействие". В вину учителю поставлены грубое обращение, оскорбления, то, что задавала первоклассникам домашние задания, требовала заучивать сложные стихотворения, по своей инициативе удлиняла продолжительность занятий и сокращала перемены, оставляла детей после занятий продолжать изучать пройденный материал. Вывод прокурорских работников таков: "В результате незаконных действий учителя некоторые несовершеннолетние были лишены полноценного отдыха, а также возможности заниматься в дополнительных кружках, посещать секции". Сообщалось, что в отношении педагога возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником образовательного организации, если это деяние соединено с жестоким обращением с ними), а наказание по данной статье предусматривает штраф до 100 тыс.руб. и даже лишение свободы на срок до 3-х лет.

Меня бы не слишком поразило данное известие, окажись учительница молодой и неопытной. В условиях острого дефицита кадров администрации школ порою вынуждены рисковать, принимая на работу людей практически с улицы. Однако здесь за излишнее старание научить очередных своих первоклашек поплатилась учительница авторитетная и передовая. Она имеет высшую квалификационную категорию, руководит лабораторией `Одаренные дети", получила грант Президента как один из лучших учителей, неоднократно участвовала вместе со своими учениками в конкурсах различного уровня, в том числе международных. Как она грубила и оскорбляла, какие физические меры воздействия оказывала, судить не могу, но среди реакции на новость есть и такая: "Это учитель от Бога!!! Мы провели с ней 4 года. Да, нагрузка сильная, всей семьей решали олимпиады, делали поделки, много читали, учили большие стихи и справлялись. Если вы в 1 классе бегаете по прокуратурам, испугавшись трудностей, то перейдите в другой класс или школу. Мы благодарны за такую подготовку и дисциплину, и дети ее любят и уважают".

Между прочим, вспомнил свою любимую учительницу химии. Наш класс боялся её пуще огня, так как могла оставить после уроков за плохо выполненное домашнее задание или не написанную контрольную работу часа на два.

Только мы с другом Сашкой обожали эти послеурочные занятия, имея возможность провести дополнительно какие-то опыты и утащить в карманах (каюсь!) пузырёк с химикатом, чтобы продолжить экспериментировать уже в домашней обстановке. После школы все мы поступили в разные вузы-ссузы, но, встречаясь, всегда смеялись, что химию на курсе знали лучше всех. Думаю, в той нашей школе почти всех учителей можно было пересажать за сложные домашние задания и за занятия после уроков.

Конечно, с формальной точки зрения нарушения учителем допущены. Действительно, в первом классе не положено задавать письменные домашние задания, ставить баллы. Но задания заданиям рознь и официально оценки не выставляются! У меня дочь недавно училась в первом классе и каждый день выполняла какие-то интересные, познавательные задания в рабочих тетрадях. Времени на них уходило не много, эти задания развивали (самим-то родителям, чаще всего, не составить их в системе), необходимость небольшой вечерней работы ребёнка дисциплинировала. Баллы не ставились, но учительница наклеивала в тетрадях смешные рожицы - если рожица улыбается, значит, всё хорошо. А как иначе? Главное, учитель любит и ценит детей, следит за их успехами, нацелен на совместный результат. Наверное, при желании родителей учительница могла прекратить и задания давать на дом, и рожицы клеить, только кому от этого станет лучше? Какова же цель доноса и реакции прокуратуры на него? Уволить учителя? Унизить? Посадить?

В комментариях к новости учителя делятся мнениями: "Заменяла уроки в 5 классе (я на пенсии). Удивило то, что дети читают по слогам, не умеют пересказывать, составлять рассказ по картинке... Видно родителям это не нужно, а учитель `не нарушал`приказы Минобрнауки". "Мне тоже надо уходить, попаду под суд под старость лет, уж лучше буду с внуком водиться. Штраф заплачу за то, что завысила оценку в аттестат, а уж в тюрьме сидеть совсем не хочу". "Милые коллеги! Какие мы с вами бесправные. У всех есть права, кроме учителей - одни обязанности и поручения. И мы молчим и идем дальше. Сама в начальной школе 28 лет. Жалуются те родители, кому лень и некогда заниматься со своими детьми".

Конфликты в школах неизбежны. Но неужели по поводу домашних заданий, задержки урока, послеурочных занятий оправдано вмешательство прокуратуры? На основании анонимного доноса? Без привлечения служб примирения и программ восстановительной медиации, положения о которых приняты теперь в каждом образовательном учреждении часто по требованию той же прокуратуры? Без привлечения предусмотренной законом "Об образовании" комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой на паритетной основе из представителей педагогов и родительской общественности? Мне представляется, даже самому умному прокурорскому работнику очень сложно разобраться в нюансах профессиональной деятельности учителя начальных классов. И я думаю, что если учительское сообщество станет лишь выполнять обязанности формальных должностных инструкций (по принципу "отвёл 40 минут урока - и домой"), то российской школе очень скоро наступит конец. Ведь то лучшее, что сегодня есть в школе, держится исключительно на педагогическом энтузиазме.