Русофобия
На модерации
Отложенный
Если на обложке известного западного журнала появляется заголовок о России, велики шансы, что хороших новостей в статье не будет. Скорее всего, произошел международный скандал, усилилась геополитическая напряженность, снова появилась враждебность времен холодной войны или русские задумали какой-нибудь очередной гнусный заговор, чтобы поставить на колени весь свободный мир.
Русофобия, как называют неестественный страх перед Россией, заставляет редакторов журналов выбирать прямо-таки зашкаливающие рисунки, чтобы представить Россию в образе отсталой, неуклюжей, антизападной, агрессивной и злобной державы. К сожалению, это стало непреложным правилом для всех, кто пытается создать журнальную обложку на тему России. Эти правила можно назвать мрачным искусством изготовления антироссийских журнальных обложек.
Вариант 1. Нужен русский медведь
Это очень просто, и любой редактор журнала пользуется таким вариантом по умолчанию. Все понимают, что русский медведь — символ России, а поэтому он сразу привлекает к себе внимание читателей. В конце концов, западные карикатуристы на протяжении столетий использовали русского бурого медведя как символ имперской агрессии.
С учетом нового витка напряженности между США и Россией из-за украинского кризиса главное здесь — сделать русского медведя как можно страшнее. Возьмем в качестве примера обложку номера Foreign Affairs за май/июнь 2016 года.
Заголовок кажется относительно безобидным: «Путинская Россия — в нокдауне, но не в нокауте». Но посмотрите на изображение медведя — окровавленного, израненного и побитого, но все равно грозного. Загляните в его красные глаза, взгляните на его острые клыки. Безусловно, с таким чудовищем вы не захотите связываться даже после нескольких рюмок водки.
Foreign Affairs — не единственный журнал, рисующий медведя на всю обложку. Перед зимней Олимпиадой в Сочи в 2014 году Bloomberg BusinessWeek вышел с самым страшным и угрожающим изображением русского медведя из числа тех, что появлялись на журнальных обложках. Журнал показывает злобного медведя на лыжах, в хоккейном свитере российской сборной, вооруженного до зубов (буквально), и сопровождает это заголовком «Россия готова?»
Эта олимпийская обложка сразу вызывает в памяти заглавную статью в журнале TIME о России (тогда это был Советский Союз) накануне летней Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе, вышедшую под заголовком «Олимпийский переполох: почему Советы сказали „нет“». Здесь тот же самый грозный (но немного похожий на сумасшедшего) русский медведь, грызущий олимпийские кольца.
Если вам не по душе человекоподобный медведь, то есть и другие варианты. В конце 2014 года The Economist разразился статьей об «израненной российской экономике», когда Запад ввел санкции, а цены на нефть упали. Статью он сопроводил картинкой с изображением медведя, бредущего по холодному сибирскому снегу и оставляющего после себя кровавые следы.
Но вы наверняка захотите особо выделить клыки или зубы русского медведя, верно? Так появилось пугающее изображение русского зверя, «приветствующего» в Москве президента США Барака Обаму.
Вариант 2. Владимир Путин
Второй оптимальный вариант после русского медведя — изображение Владимира Путина. В конце концов, в умах большинства западных читателей Путин — это Россия, а Россия — это Путин.
Если вы готовы пойти таким путем, тогда вам пригодится образ злодейского Джеймса Бонда, вынашивающего дьявольский заговор по захвату мира. Такую обложку представил нам в 2014 году Newsweek, показавший Путина в угрожающих солнцезащитных очках. Это просто классика.
А если вы хотите напомнить читателю шпионскую биографию Путина в советские времена, то можете воспользоваться его изображением в тех же солнцезащитных очках, но на мрачной Красной (Серой!) площади.
Вариант Джеймса Бонда в злодейском обличье — классический «угрюмый Путин». Эта картинка тиражируется уже лет десять. Она каким-то образом улавливает представление Запада о России как об огромной и мрачной снежно-ледяной и морально опустошенной пустыне. Кто может управлять такой страной, как не этот неулыбчивый диктатор? Все началось с этой обложки журнала TIME, назвавшего Путина «Человеком года».
С этого начался взлет угрюмого и неулыбчивого Путина. Отведите камеру подальше от путинского лица, поставьте ее под нужным углом, и вы получите то, что нужно — «мрачного царя».
Именно такой мрачный царь появился в 2015 году на обложке книги Стивена Ли Майерса (Steven Lee Myers) из New York Times.
Конечно, мрачного, неулыбчивого и недовольного Путина можно немного усовершенствовать — и представить его в образе гангстера.
Или в образе главаря мафии из книг Марио Пьюзо.
Но если вам по-настоящему хочется привлечь внимание читателя, с Путина надо снять рубашку. Раздетый Путин, безусловно, превратился в классический мем интернета. Мем Путина с голым торсом, занимающегося самыми разными вещами, стал настолько популярен, что даже «Симпсоны» в период крымского кризиса использовали изображение обнаженного российского лидера, скачущего на коне без седла.
Если присмотреться, то вы заметите, что с помощью фотошопа Путин без рубашки успел появиться на всем, что угодно. Поэтому вряд ли можно назвать неожиданностью появление голого по пояс российского руководителя на обложках некоторых ведущих журналов. Вот классика: Economist изобразил Путина с голым торсом на башне российского танка.
А еще Путин без рубашки играет в покер.
Но если вам нужно изображение Путина, и чтобы все выглядело стильно, то почему бы не объединить его с каким-нибудь классическим символом русской культуры типа балета или фигурного катания? В 2014 году The New Yorker подготовил обложку с Путиным, выписывающим пируэты на катке, в то время как его послушные клоны ставят ему высшие оценки за выступление.
А вот еще одна обложка с Путиным-фигуристом, на сей раз в журнале The Economist.
Но на этой картинке есть одна особенность — заметьте упавшую на лед российскую фигуристку, и вы поймете намек: сочинская Олимпиада — это гигантский проект по удовлетворению путинского самолюбия. (А еще обратите внимание на подтекст. Путин обычно отдает предпочтение «мужественным» видам спорта и занятиям типа охоты, плавания или хоккея, а здесь он в облике фигуриста выглядит немного женственно. Посмотрите на руки!!!)
Вариант 3. Классический образ России, но слегка искаженный
Если вы устали от изображений русского медведя, и если вас беспокоит то, что, поместив Путина на обложку своего журнала, вы опорочите редакционную команду (Русские шпионы! Русская мафия!! Русские хулиганы!!!), тогда обращайтесь к старым шаблонам. Скажем, матрешка. Естественно, это передает загадочный характер России, так хорошо описанный Черчиллем: «Это всегда загадка, больше того — головоломка, нет — тайна за семью печатями».
Но можно пойти дальше. Чтобы показать, что все относящееся к России опасно и страшно, достаточно изобразить российские ракеты, танки, пушки и солдат.
Все эти журнальные обложки объединяет русофобия. Они мало чем отличаются от картинок, появившихся сто лет тому назад, когда Россия действительно была загадкой для Запада. На самом деле, образ России как большого, неповоротливого и агрессивного государства появился еще в XVI веке. И с тех пор он не особенно изменился.
В западных средствах массовой информации всегда было такое ощущение, что гигантская держава посреди Евразийского континента представляет угрозу для кого-то, а может быть, и для всех.
Но справедливости ради надо сказать, что изображение русского медведя все же симпатичнее, чем образ русского осьминога.
И здесь напрашивается совершенно очевидный вопрос: разве эти изображения России столетней давности существенно отличаются от того, как западные СМИ представляют ее сегодня?
Сейчас, когда Кремль потребовал от Министерства культуры провести исследование антироссийской пропаганды и русофобии на Западе, ответить на этот вопрос нетрудно.
Комментарии