Лукашенко - Политический изгой

На модерации Отложенный

У Вас вид триумфатора. Кого Вы разбили под Аустерлицем?!

 

К-ф «Покровские ворота»



После выхода в эфир трех серий фильма НТВ «Крестный батька» отсутствие А. Лукашенко на неформальном саммите ОДКБ в Армении было бы логичным и понятным. Но видимо, белорусское руководство живет в иных реалиях. Сработал тот же механизм принятия решений, что и в начале июля. В те дни Москва и Астана, не скрывая облегчения, создали Таможенный Союз ЕврАзЭс в формате «двойки». Но тут же на пороге (5 июля) оказался белорусский президент с тайной ратификацией единого таможенного кодекса ТС в кармане. Стоит напомнить, что белорусские СМИ освятили процесс вхождения Минска в ТС, как едва ли не насильственное втягивание Беларуси в новое интеграционное объединение.

Конец безнаказанности

Необходимо отметить, что неожиданно жесткий ответ российского руководства (три фильма) на белорусскую традиционную антироссийскую информационную войну поставил белорусские власти в тупик. За полтора десятка лет официальный Минск настолько привык безнаказанно шельмовать «союзника» по интеграционному проекту, что изображение России, российских властей и российского народа в исключительно отвратительном стиле уже стало устойчивой традицией не только белорусского агитпропа, но и белорусского политического класса. 

С 1996 года белорусские СМИ под руководством АП РБ проводили поистине титаническую работу по разрушению дружественных связей между двумя славянскими народами, извращению поддержки и помощи России становлению молодой республики, натравливали белорусский народ на Россию. Бесконечные антироссийские кампании, порождающие бесконечные пропагандистские клише в виде «русских со знаком качества», «не пропитого как у соседей народа» и т.д., буквально вбивали клин между соседями и, видимо, в таком националистическом формате подталкивали процессы национальной самоидентификации. Стоит отметить, что нельзя поднимать народное самосознание на шельмовании соседних народов. Рано или поздно это приводит к национальной трагедии.

Традиции грязных оскорблений в адрес российского руководства, которые постоянно и регулярно позволял себе белорусский президент, вошли в историю международных отношений, как казус, не имеющий прецедента. Разнузданное поведение А. Лукашенко нанесло невосполнимый ущерб международному имиджу белорусского государства. Для сравнения стоит напомнить, что выражения, которые позволял себе использовать белорусский президент в адрес В. Путина, А. Кудрина и т.д., не считали возможным произносить публично в адрес друг друга И. Сталин и А. Гитлер. Из сравнительно недавних примеров – Ф. Кастро, который после распада СССР фактически оказался у собственного разбитого экономического «корыта». Тем не менее, кубинский лидер за последние двадцать лет публично ни разу не оскорбил ни советских руководителей, ни российские власти… 

Рано или поздно Москва должна была ответить и ее реакция видимо поразила белорусского президента. Стало очевидно, что безнаказанность закончилась.

С 13 августа А. Лукашенко даже как-то внешне изменился. Стал осторожен, выдержан, не срывается на крик, заявления делает по заранее заготовленному тексту (как японский император). Внешне очень корректен и какой-то грустный, что, в принципе, понятно. До настоящего времени белорусский президент, ощущая политическую поддержку со стороны России, мог себе позволить все, что заблагорассудится. Сейчас он один.

Саммит в Армении

Неформальный саммит ОДКБ был первым международным мероприятием, в котором участвовал А. Лукашенко уже в новом для себя статусе политического изгоя. Учитывая, что минимум с двумя участниками саммита – Россией и Киргизией у белорусского президента вполне мог разыграться конфликт, решение о поездке в Ереван было непростым. Но, видимо, возобладала логика «уклонения»: ничего не произошло, президенты (в данном случае, естественно, России) приходят и уходят, а Беларусь и Лукашенко остаются. Поэтому делаем вид, что все идет в «штатном режиме». Главный довод за поездку: если А. Лукашенко не поедет в Армению, то это будет означать, что его можно «сломать» двумя-тремя фильмами. В итоге, белорусский президент сделал вид, что ничего критичного не произошло и за два до саммита начал свой «частный визит».

На что рассчитывал А. Лукашенко, направляясь в Ереван? На то, что прибывшие в столицу Армении президенты стран – участниц ОДКБ не позволят разгореться публичному скандалу. Рассчитывал, что Д. Медведев не будет ставить вопрос о недобросовестности президента Беларуси, который два года назад в почти том же обществе глав государств ОДКБ, чей состав почти не изменился, обещал признать независимость новых закавказских государств. В принципе, белорусский президент делал ставку на порядочность своих коллег, их дипломатичность, опыт работы в конфликтной среде… А. Лукашенко не ошибся.

Судя по работе саммита, роль «паршивой овцы» на саммите А. Лукашенко угнетала. Серьезных двусторонних встреч у А. Лукашенко не было ни с одним из президентов ОДКБ, включая хозяина саммита. Короткие беседы носили дежурный характер. Белорусский президент очень быстро понял, что на его жестко сформированную антироссийскую позицию не перейдет ни один из коллег.

Прежде всего, не было не было никакого смысла «вербовать» Н. Назарбаева. Казахстан, стремительно входя с Россией в интеграцию, потерян для внешнеполитических маневров Минска.

Искать союзников в среде лидеров Таджикистана и Армении было наивно. С учетом того, что Д. Медведев только что решил с Душанбе и Ереваном вопросы укрепления статуса и пролонгации пребывания российских баз на их территории, говорить с ними о российской политике против Беларуси оказалось невозможным. Белорусскому президенту оставалось только сетовать и изображать непонимание: «За что на меня ополчилась Москва?».

Между тем, Москва могла бы припомнить Минску совершенно свежий факт выполнения РБ своего «союзнического долга». 8 августа 2010 г. в день второй годовщины нападения Грузии на Южную Осетию и убийства более семидесяти российских миротворцев, в Минске торжественно открылся международный юниорский турнир по футболу с участием команд Грузии, РБ и Израиля. 8 августа играли сборные Грузии и РБ. Все начиналось с исполнения гимнов Грузии и РБ и с приветственного слова главы грузинской делегации. Естественно, столь демонстративное мероприятие в Минске не могло не привлечь внимание российского руководства к лицемерной позиции официального Минска. 

Белорусские СМИ акцентировали отсутствие на саммите президента Узбекистана, заявляя, что озабоченность ситуацией на узбекско-киргизской границе заставила И. Каримова остаться в Ташкенте (Беларусь ТВ, 20.08.10), что отвечает задаче официального Минска преподнести саммит в исключительно «киргизском» формате.

На самом деле отсутствие И. Каримова в Ереване имеет более глубокие корни и никакого отношения к Киргизии не имеет. Ташкент отстранился от работы в рамках ОДКБ еще в 2009 году. Причин для очередного «ухода» Каримова было несколько. Прежде всего, улучшение отношений между Узбекистаном и Западом создало Ташкенту поле для маневров на международной арене. Запад сдал в архив факт подавления режимом Каримова в 2005 году восстания в Андижане. Необходимость в ОДКБ для Ташкента отпала.

Формальным поводом для уклонения Ташкента от деятельности в рамках ОДКБ стало недовольство узбекского руководства функциями созданного в 2009 году КСОР – коллективных сил оперативного реагирования. Узбекистан опасался, что ОДКБ используя КСОР, будет иметь возможность вмешиваться во внутренние дела суверенных государств – участников ОДКБ.

Любопытно, что демарш Ташкента практически совпал с попытками А. Лукашенко торпедировать создание КСОР ОДКБ (лето 2009 г.), что, однако, не помешало официальному Минску уже в апреле 2010 года взывать к ОДКБ, требуя применения силы в отношении Киргизии.

Официальная позиция Беларуси на саммите фокусировалась вокруг придания ОДКБ функций международного жандарма, готового к подавлению народных выступлений против «легитимных властей». Официальный Минск крайне недоволен, как он считает, «неповоротливостью» ОДКБ. В момент апрельского переворота в Бишкеке не было созвано экстренное заседание Постоянного совета ОДКБ, с Минском не посоветовались по проблеме стабилизации ситуации в Киргизии, когда на белорусской территории уже находился «легитимный президент Киргизии» (К.

Бакиев). 

Белорусская сторона выступала за создание в рамках ОДКБ механизма антикризисного реагирования (фактически антиповстанческого спецназа). Одновременно, Минск объявил о поддержке урегулирования ситуации в Киргизии исключительно мирными «политическими» средствами. Как совместить «механизм оперативного реагирования» с «мирными средствами» белорусский президент не объяснил. В принципе, на саммите он вообще отмалчивался, тем более, что к нему в ходе работы саммита особо и не обращались.

Одним из интересных итогов саммита ОДКБ стало принятие Белоруссией с декабря 2010 г. председательства в ОДКБ, что создает для А. Лукашенко возможности для претворения в жизнь всех многочисленных критических заявлений в адрес ОДКБ, которые он позволил за последний год. В любом случае будет интересно наблюдать, как белорусский президент совместит стремление придать ОДКБ «большей оперативности» в реагировании на «политическую нестабильность» в той же Киргизии, сохраняя на свой территории один из факторов этой нестабильности – К. Бакиева. 

Между тем уже в декабре, на следующем саммите ОДКБ в Москве, Минску, согласившемуся все-таки взять на себя председательство в организации, придется презентовать программу действий… фактически в защиту уже легитимного правительства Розы Отумбаевой. Ситуация забавная…

Изгой

Попытки белорусских СМИ осветить итоги участия А. Лукашенко в саммите ОДКБ в победном ключе вряд ли кого-либо обманут. Мы увидели в Ереване тень А. Лукашенко: крадущегося по краю группы президентов, ловящего взгляд Д. Медведева, скромно стоящего с краю на групповом фотографировании… Белорусский президент всем мешал, от него отворачивались или делали вид, что его не замечают.

В Минске верят, что этот политический вакуум вокруг А.Лукашенко ненадолго. В конце концов, есть Венесуэла, Иран, Сирия. При этом в белорусском руководстве не учитывают степень влияния Москвы на Каракас, Дамаск, Тегеран (особенно после запуска 21 августа первой в Иране АЭС в Бушере), не помнят, что в основе международного статуса Беларуси лежит, как ни странно, российский фактор. Второе десятилетие А. Лукашенко, разъезжая по миру, предлагает услуги посредника Кремля, страны – входного шлюза на российский рынок, коммивояжера российского оружия, контролера российского углеводородного транзита на европейские рынки, «тихой гавани» для инвестиций в едином Таможенном Союзе (до этого – в Союзном Государстве).

В мире с 1991 года знали Беларусь в основном в связке с Россией. За спиной А. Лукашенко стояла Россия, Москва. Теперь российский фактор исчез. Чем интересна Беларусь? Самым маленьким на планете заводом по производству грузовиков, самым некачественным на планете трактором, соломенными куклами, Чернобылем, регулярно затопленным Минском, автомагистралями без инфраструктуры, импортными мониторами с наклейками белорусских предприятий? Это не интересно. Калийными удобрениями и продукцией БМЗ, карьерными самосвалами – это, безусловно, важно, но не оригинально. 

У республики был единственный экспортный товар – ее союз с Россией. За это ее уважали. К ней прислушивались, ее знали. А. Лукашенко, являясь инициатором Союзного Государства, долгие годы получая дотации и преференции для развития интеграционного проекта, оказался, в итоге, могильщиком СГ. Вместе с белорусско-российской интеграцией он закопал и себя.

В настоящее время разорван целый пласт российско-белорусских отношений. Отсутствуют прямые контакты между руководством России и Беларуси, под вопросом проведение Высших ГосСоветов, повис в политическом вакууме аппарат Союзного Государства. Опыт говорит, что белорусского президента нельзя допускать ни к одной из форм интеграции на постсоветском пространстве. Поэтому все более очевидным становится тот факт, что А. Лукашенко вытесняют из интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭс – ТС и ЕЭП. Видимо, это первоочередная задача для Кремля, так как А. Лукашенко, безусловно, будет самозабвенно разваливать ТС и ЕЭП изнутри.

В принципе, белорусский президент сейчас голый. Он лишен политической поддержки Кремля, через несколько месяцев будут ликвидированы последние дотации белорусской экономике - поставка природного газа выйдет на рыночные цены. Не исключена и добавка к цене поставляемого в РБ газа в виде экспортной пошлины. В 2011 году запускается первая очередь газопровода «Северный поток». В 2012 г. начнет работать первая очередь нефтепровода БТС-2. У официального Минска не останется возможностей для транзитного шантажа. Фактически уже сейчас этих возможностей у него нет, что во всей красе продемонстрировал июньский газовый кризис.

Как с этим жить? 

А.Лукашенко слаб, как никогда. В этой связи возникает вопрос к белорусской оппозиции, которая второй десяток лет твердит, что только благодаря помощи Москвы А. Лукашенко держит в своих руках власть в республике. В белорусском политическом классе формула, что свергнуть режим невозможно, пока он опирается на поддержку Кремля, принимается без доказательств, хотя сам тезис о «многолетней поддержке Кремлем А. Лукашенко» очень далек от реальности и освобождает от ответственности Запад, десятилетиями покупающий у «последнего диктатора Европы» самые дешевые нефтепродукты в Европе, оппозицию, которая от выборов до выборов участвует в легитимизации очередного срока А. Лукашенко, да и сам белорусский электорат, которого никакая Москва на веревке не тянет к избирательны урнам. В данном случае по белорусской традиции ищется виноватый в лице соседа.

Автор этих строк не раскроет большой тайны, если скажет, что давно нет у А. Лукашенко московской поддержки, что последние дотации тают, как весенний снег. Белорусский президент сейчас выглядит раком-отшельником, потерявшим свою раковину. Так в чем дело? Что ждет оппозиция? Выборы? Выборы выигрывает тот, кто устанавливает собственные правила электорального процесса. В данном случае это сделал А. Лукашенко. Так что на выборах оппозиции ничего не светит. Это не открытие.

Что сейчас мешает оппозиции взять власть в свои руки? Трудно понять…

Определенная часть белорусского политического класса продолжает питать иллюзии, что Россия рано или поздно приступит к свержению А. Лукашенко по «киргизскому сценарию», то есть принесет власть оппозиции на «блюдечке». При этом не учитывается, что в свое время в отношении К. Бакиева Москва приняла определенные политические решения: К. Бакиев был лишен политической поддержки Кремля, ему перестали помогать финансами и ресурсами (была введена экспортная пошлина на поставляемые в республику нефтепродукты) и т.д. Остальное довершила киргизская оппозиция и сам киргизский народ. В данном случае, Москва поступает в отношении А. Лукашенко совершенно однотипно, но в среде белорусской политической оппозиции ждут выборы и собираются митинговать на площади. Этим ее потенциал исчерпывается?

Между тем, совершенно очевидно, что Россия не будет вмешиваться во внутренние дела РБ, она не будет играть в предвыборные игры, не будет выставлять своего кандидата в противовес А. Лукашенко. Москва решит свои транзитные проблемы с республикой, снимет с нее дотации и предоставит белорусскому народу самому разбираться со своим бессмертным президентом.

Однако, анализ действий белорусской оппозиции позволяет утверждать, что оппоненты правящего режима не имеют своего собственного реального плана отстранения А. Лукашенко. Идут разговоры о том, как использовать «российский тренд», как его «оседлать» и как «поделить» российский ресурс. Уже делят… При этом непонятно, почему по мнению оппонентов режима Москва должна пойти на политический союз с белорусской оппозицией? Что это ей даст? Если оппонентов А. Лукашенко привлекали для создания фильмов НТВ, то только для того, чтобы оппозиция рассказала о режиме А. Лукашенко российскому народу, как говорится, из первых уст. Не более того…

Естественно, российское руководство не даст себя использовать белорусской оппозиции. Опыт работы с А. Лукашенко стал в российском исэблишменте каноническим. Второго «захода» не будет. Москва не будет свергать белорусского президента для того, чтобы на его место посадить какого-нибудь оппозиционера или номенклатурщика. Поразительно то, что белорусская оппозиция, судя по всему, собирается воевать не с А. Лукашенко, а готовится к будущим схваткам с его преемником. Считается, что преемника свалить будет легче. Никто не понимает, что политический водоворот, который образуется на месте исчезнувшего режима А. Лукашенко, неминуемо затянет и белорусскую оппозицию, как структурную часть авторитарного режима. Выплывут единицы… Они и начнут строить новую Беларусь, опираясь на собственные силы. Если этих сил хватит.