Накоплен большой опыт
Как разгоняли парламенты в Российской империи, Советской России и Российской Федерации
Люди на крыше жилого дома во время танкового обстрела здания Верховного Совета России
22 июля 1906 года, 110 лет назад, Николай II издал манифест о роспуске Первой государственной думы. Сергей Простаков — о том, как в России боролись с органами законодательной власти
Законодательная власть современного типа появилась в России в 1905 году под напором Первой русской революции. 17 октября (по старому стилю) царь Николай II был вынужден обнародовать манифест о даровании прав и свобод подданным и организации выборов в Государственную Думу.
С тех пор россияне выбирали парламент 11 раз: четыре раза при царе, один раз на излете СССР и шесть — после его распада. Плюс однажды, в 1918 году, было созвано Учредительное собрание для создания конституции в постреволюционной России. Демократическими все эти выборы можно называть с определенными оговорками: одними из самых свободных можно считать выборы в Учредительное собрание, которое затем разогнали большевики; демократизация конца 1980-х не сняла многие старые советские ограничения; в 1990-2000-е годы усиливалось давление исполнительной власти на избирательную систему.
Выборы представительного органа — это установка правил игры среди политической элиты при непосредственном участии населения. Но некоторым участникам политического процесса ждать выборов бывает проблематично — требуются быстрые и немедленные решения. Иногда сам парламент, который воплощает в себе законодательную власть, становится местом непрекращающихся дискуссий, дальше которых ни одно дело в стране идет. В такие моменты часто происходит роспуск или разгон парламента, инициированный заинтересованными лицами и группами. Трактуются они всегда противоречиво: и как борьба за настоящую демократию, и как диктатура и попрание воли народа.
Пять раз в истории России орган законодательной власти не доработал до конца своих полномочий.
Дворец закрыт
В марте-апреле 1906 года состоялись выборы первого созыва Государственной Думы Российской империи. В нее было избрано почти 500 человек. Выборы были непрямыми — голоса считались от курий. Например, от землевладельцев выступал один выборщик от двух тысяч человек, а от рабочих — один от 90 тысяч. Но даже такая диспропорция не сделала первый созыв более лояльным к власти.
27 апреля 1906 года состоялось первое заседание, на котором с тронной речью выступил Николай II. «Я же буду охранять непоколебимыми установления, мною дарованные, с твердою уверенностью, что вы отдадите все свои силы на самоотверженное служение Отечеству для выяснения нужд столь близкого моему сердцу крестьянству», — заявил он.
Император Николай II приветствует первую думу в Георгиевском зале Зимнего Дворца, 27 апреля 1906 год
И действительно, Дума собралась, чтобы решить крестьянский вопрос: европейская часть Россия была перенаселена, земли не хватало, массовый голод был регулярным явлением. Кадетское большинство настаивало на углублении либеральных реформ. Представители окраин империи выдвигали предложения о федерализации.
Убежденный самодержец Николай пошел на создание представительного органа, потому что его убедили: это кратчайший путь к успокоению революции. На практике же произошло создание организованной антиправительственной фронды, не желающей идти на уступки. Более того, люди были уверены, что теперь они получили орган, который «прикроет» антиправительственные выступления в регионах.
Совместная работа царя и законодателей пришла к финалу 22 июля 1906 года по новому стилю. Кстати, к этому моменту шестеро из избранных депутатов даже не успели приехать в Петербург. Парламентарии, пришедшие на заседание в Таврический дворец, обнаружили его закрытым, а на дверях был прибит манифест царя о роспуске Думы.
Не место для дискуссий
Такое решение царя не привело ни к чему хорошему. Революция получила новый толчок. Поэтому выборы второго созыва проходили в еще более напряженной обстановке — в стране развернулась политическая реакция. Министр внутренних дел Петр Столыпин агрессивно искоренял крамолу и усмирял беспорядки. Пытался он изменить и избирательное законодательство под новые выборы, но тогда эту меру сочли излишне радикальной.
Результат же снова был не таким, какого ожидала власть: второй созыв оказался радикальнее первого, хотя 180-ти самым непримиримым депутатам первого созыва было запрещено избираться.
Работа новой Думы началась в конце февраля 1907 года, и вся весна прошла в политических баталиях. Сейчас очевидно, что, как и положено законодательной ветви власти, Дума боролась за влияние на исполнительную власть и пыталась следить за соблюдением законности.
В условиях развертывающейся политической реакции такой парламент оказался неприемлемым для властей: 3 июня 1907 года второй созыв был распущен.
Нового революционного взрыва не последовало. Дума с самого начала пыталась работать в рамках законности, на радикальные шаги депутаты идти не хотели. Но хотела власть, поэтому после событий, получивших название Третьеиюньского переворота, избирательное законодательство было изменено: попасть в парламент противникам царя и правительства стало затруднительно.
Все свободны
Третья Дума проработала весь срок, а четвертая фактически прекратила работу в марте 1917 года, до истечения своих полномочий. После Февральской революции депутаты создали Временное правительство, которое взяло на себя подготовку к выборам в Учредительное собрание, которое должно было решить, как всем жить дальше.
Заседание Государственной Думы 4-го созыва, Российская Империя , 1917 год
Караул устал
Но решали это уже совсем другие люди. Большевики, разогнавшие Временное правительство, завоевали популярность во многом благодаря тому, что обещали провести выборы в Учредительное собрание максимально быстро. Действительно, сразу после октябрьских событий в Петрограде и захвата власти в крупных городах большевики начали активно готовится к выборам.
Выборы состоялись в ноябре 1917 года — в ситуации все более усугубляющегося распада бывшей Российской империи. В них приняло участие меньше 50% возможных избирателей. Выиграли наиболее радикальные левые партии — эсеры и большевики. При этом первые значительно обогнали вторых: они получили 51,7% и 24,5% голос соответственно.
Для большевиков, насильственно захвативших власть, демократический выбор народа означал поражение.
Ленин позволил собраться Учредительному собранию в том же Таврическом дворце. Но по мере укрепления власти в стране становилось очевидно нежелание большевиков доверять судьбу страны в руки по большей части оппозиционной «учредилки»: были арестованы лидеры партий и разогнана демонстрация в поддержку собрания.
Во время первого заседания в зал Таврического дворца, которое длилось до пятого часа утра 19 января 1918 года, зашли верные большевикам части под командованием матроса Анатолия Железнякова, произнесшего сакраментальную фразу: «Караул устал!»
До 1990 года в России установилась диктатура большевиков.
Председатель Верховного Совета России Р. И. Хасбулатов во время открытия сессии
Конец советов
Гражданскую войну в России во многом можно свести к захвату большевиками власти в советах — органах прямой законодательной и исполнительной власти, которые стихийно возникли после Февральской революции. Советы не были в классическом понимании органом представительной власти, но для Советской России и в дальнейшем для СССР именно советы разного уровня стали воплощать в себе законодательную власть.
Когда в 1990 году в России начала возрождаться партийная жизнь и демократия, советы естественным образом стали претендовать на туже роль, что и парламенты в западных демократиях. В мае состоялись выборы Съезда народных депутатов, который затем сформировал Верховный Совет РСФСР.
Выборы и дальнейшая деятельность Совета осуществлялась по Конституции 1978 года. Но к этому времени она уже не соответствовала реалиям. Так в ней появилась должность президента. И если в 1991 году избрание на нее Ельцина выглядело как важный жест в борьбе с союзными властями, то после распада СССР это послужило источником двоевластия в стране. В какой ситуации советы появились в 1917 году, в такой же эта система пришла к своему концу.
Возможно, противостояние исполнительной и законодательной власти помогли бы разрешить перевыборы, если бы они состоялись вслед за распадом СССР. Но на фоне развернувшихся экономических и социальных реформ, снижения рейтинга действующих депутатов и президента, такое решение становилось рискованным. Тем более, что проект новой конституции продвигался чрезвычайно медленным.
Конфликт разрешился так же, как и в случае с Учредительным собранием.
Депутаты не подчинились указу Ельцина о роспуске 21 сентября 1993 года, и состоялся силовой разгон. Две недели уличного противостояния привели к 128 жертвам и концу системы советов.
Результатом стала суперпрезидентская конституция, а первые выборы в новую Думу, которые по сути должны были переучредить политический порядок в стране, оказались и выборами разочарования — сторонники Ельцина не имели большинства.
С тех пор российский парламент не пережил ни одного разгона. После стрельбы танков на Пресне такой необходимости у исполнительной власти не возникало
Сергей Простаков
Комментарии