Почтовые открытки - визитные карточки эпохи


Арсен Мелитонян с книгой «Елизавета Бем. Иллюстрированный каталог почтовых открыток» (ИД «Крепостновъ», 2012)
Фото: Из архива

12 июня в Центральном доме художника открылся «Детский МИР (Музей истории русской) открытки».

Его создатель — Союз филокартистов России. Руководит союзом кандидат исторических наук Арсен Мелитонян.

От Мелитоняна, как от всякого коллекционера, ждешь безумных историй. Например, шел мимо свалки, и вдруг внутренний голос заставил остановиться. Или выложил целое состояние за особо ценную карточку.

— Почти все открытки попали ко мне относительно прозаичным образом: выменял, купил у других коллекционеров, заметил на букинистических развалах, — разочаровывает Арсен Аркадьевич. — Но каждый раз, когда видишь неизвестную, но очень нужную открытку, сердце замирает... Однажды готов был заплатить 10 тысяч рублей за недостающую карточку из серии, но владелец мне ее просто подарил.


Историческая рифма

Начало ХХ века. Открытое письмо № 4 из серии «Москва в будущем»

Все же в коллекции есть открытки, пришедшие необычными путями. Раз в букинистическом магазине Арсен Аркадьевич наткнулся на карточку, которую в 1910-е годы писала сестра его бабушки. Другой случай произошел, когда он готовил выставку карточек с видами Кремля. На одной из открыток был изображен крест-памятник великому князю Сергею Александровичу (1857–1905), до революции стоявший на месте его гибели у Никольских ворот. За два дня до начала выставки к фотографии подобралась неожиданная «рифма». К Мелитоняну попало послание юной петербурженки. Начиналось оно со слов: «Посылаю эту открытку, надеюсь, она займет достойное место в твоей коллекции». Затем говорилось: «Сегодня у нас была ложа (в с кладчину) на «Гибель богов». Пришлось вернуться, театр был совсем темен, и всех отсылали обратно. Даже фонарей около театра не зажгли. Никому не говорили причину, и лишь всех гнала полиция. Вскоре Гернгросс узнал <...>, что в Москве убили великого князя Сергея Александровича». А после этого барышня приписала, что брала ванну и при этом в комнате закоптили потолок.

В одном послании — любопытная бытовая деталь, историческое событие и рассказ о реакции властей на него, — восхищается Арсен Мелитонян. — А еще — указание на то, что люди уже тогда увлекались филокартией.

Моментальный снимок эпохи

1945 год. Без названия, худ. Т. Шишмарева
(Из архива)
Академик Дмитрий Лихачев говорил, что открытки — это «визитные карточки времени». Историки готовы молиться на фотографов, которые поставляли изображения для краеведческих серий.
Когда в 1990-е годы реконструировали московские памятники старины, архитекторы часто обращались за консультацией к филокартистам.
— На открытки попадали очень многие события, происходившие в стране, причем не обязательно радостные, — говорит Арсен Мелитонян. — Есть карточки, изображающие последствия московского наводнения 1908 года, урагана 1904 года, революционных боев 1905 и 1917 годов.
Кстати, «информационные» бланки выпускаются и в наши дни, просто у них не такие тиражи, как у поздравительных карточек с сусальными изображениями. В коллекции Арсена Мелитоняна есть экспонаты, на которых запечатлен…недавний снос палаток в Москве.


Прикосновение к светлому

1905 год. «Богатырь», худ. Л. Сологуб
(Из архива)

На выставке в Центральном доме художника представлено около 11 тысяч открыток из нескольких частных собраний. Наиболее ранние относятся к концу XIX века (первые иллюстрированные открытые письма-карточки появились в России в 1894–1895 годах), самые поздние — к 1970-м годам.
Выставка продлится до 6 сентября, а после этого, как уверены организаторы, переместится на другую площадку и превратится в постоянную экспозицию. Москве очень не хватает Музея открытки. Занятие филокартией — не только замечательный повод познакомиться с родной историей (например, с прошлым почты) и попробовать себя в творчестве (на выставке детям будут предлагать самостоятельно нарисовать карточку для письма). Это еще и возможность прикоснуться к чему-то светлому.
— Сюжеты на иллюстрированных почтовых карточках были бесконечно разнообразными, от сказочных образов (они будут широко представлены в музее), репродукций художественных произведений и карикатур до сцен военных действий. Но самыми большими тиражами выходили видовые, сувенирные, праздничные, поздравительные. Они несли в себе положительные эмоции, — говорит Арсен Мелитонян. — Открытка — это ожидание радости, и для посетителя музея — тоже.
 
СПРАВКА

Арсен Мелитонян родился в 1959 году. Окончил Московский архитектурный институт. Член президиумов Союза филателистов России и Национальной академии филателии, член правления Союза коллекционеров России, профессор Московского гуманитарного университета (2010–2015), председатель некоммерческой организации «Народный архив».

Мария Раевская