своя школа
Как то вот получается что в жизни я встречаю множество очень разных и очень интересных людей. От профессоров до бичей, и некоторые поражают меня своим мышлением, историей, и многим другим, про многих не то что бы забываешь, скорее просто откладываешь куда то на задворки памяти, некоторые несколькими словами меняют понимание очень серьезных и важных вещей, помогают смотреть на них с неожиданной стороны. Это не обязательно учителя (с ними мне тоже везло, да все никак руки не доходят написать) или люди обладающие видимым авторитетом, иногда находишь золотые самородки там, где логично их и не искать совсем.
Вот о таком маленьком эпизоде мне сегодня и вспомнилось в тот момент когда я читал очередную дискуссию о Сталине, репрессиях и тд. Спорящее жонглируют воспоминаниями перемежаемыми статистикой, и все это на высоко эмоциональной волне. То есть не одни цифры эмоций на самом деле перебить не могут, особенно такие мощные всплески видны у сетевых "белогвардейцев" и "либералов", основным аргументом которых зачастую становится, это советская статистика, в нее верить нельзя, вот почитайте Солженицина. Шаламова, послушайте Жженова и тд, список на самом деле большой. Нарисованна такая эмоциональная картинка у людей, и ничего с этим поделать нельзя, и вспомнил я разговор который состоялся больше 20 лет назад, и заставил меня думать, прежде чем на веру все брать, но начну с пред истории.
Моя ранняя юность прошла в пос под названием Шахта Владимировка, сей час уже просто Вадимировка, поселок был достаточно интересный. В конце 19 века там открылась шахта, которая благополучно проработала, до конца 60-х, после чего шахтерский поселок изрядно захирел, но не помер. Большая часть людей уехала за шахтерской долей, те что остались либо работали на железной дороге, либо в доме престарелых. Дом престарелых тоже примечателен, и название его было спец интернат закрытого типа, и основным контингентом там были освобожденные зк из тех кому на старости лет было некуда податься.
Разные там примечательные личности были, даже генерал бывший. При этом доме интернате, была вся положенная инфраструктура, включая кочегарку, вот в ней мы и собирались частенько вечерами, вместо клуба (клуб тоже был, но танцы не каждый день), потрепаться в картишки поиграть и тд. Частенько туда приходили и обитатели интерната, чифирку попить с молодежью пообщаться, продать кой чего из поделок (четки, ножики с наборными рукоятями и массу всего прочего). Одним из завсегдатаев был Витя Капитан, общий срок отсидки у которого был лет за сорок, при этом в разговоре он выдавал иногда замечательные вещи и суждения, от него например я узнал о Вернадском,Тухачевском, Вертинском и тд, то есть о том чего в школьных учебниках не было. Общаться с ним было чрезвычайно интересно, он замечательно "критиковал" литературу, на этой почве мы собственно и сошлись, я ему приносил книги, библиотека у нас была достаточно богатая, тем более что тетка моя училась в институте культуры и заведовала клубом. Но прежде чем отдать кому либо какую нибудь книгу я ее естественно читал сам, такой вот до сих пор не вылеченный синдром запойного чтения у меня. Мало по малу в разговорах он рассказал свою примечательную биографию, окончил МГУ в 40-м, с началом войны был призван в армию, в 43 сел, за то что с подельником продали пару машин продовольствия, срок получил божеский 10 лет, ну а потом пошел "уркаганской дорожкой" и воля с зоной у него перемежались с завидной периодичностью, пока наконец то жизнь его не вынесла без родины и флага, к последнему приюту.
И вот как то я принес несколько книг которые только начали, издаваться и были невозможно популярны, дефицитны, и как бы полуподпольны, среди них был "Архипелаг ГУЛАГ" и по моему "Дети Арбата", с какими то еще чуть ли не на ротапринте размноженными диссидентскими брошурами (которые вполне спокойно продавали глухонемые в электричках, вместе с порнокартами и прочей лобудой).
Я конечно их уже прочитал, и горел поделится впечатлениями, ведь это такая великая правда открылась, которая завораживала своим ужасом. Разговор у нас зашел аккурат на 7 ноября, я высказался на тему что типа это кровавый строй, всех умучили, праздник на костях и все прочее, в том же духе. Витя Капитан слушал меня довольно серьезно, и я полностью рассчитывал что вот он сам от режима пострадавший, сей час мне про Сталинские лагеря еще чего нибудь жуткого расскажет, чего в книгах писать не осмеливаются. Он варил чифир, а я все разорялся со всем своим щенячьим максимализмом, и когда чифирок "пошел" я получил отповедь, которая надолго меня заставила задуматься. Я не буду, да и не смогу привести его слова полностью, но кое что в память врезалось крепко.
"Ты понимаешь Петя, все вот это рассчитано на людей которые никогда не сидели, это в принципе такой же понт как блатная романтика, о которой шпана с малолетки поет. Мы с советской властью уже давно, идем параллельными курсами, я ее законы нарушаю понимая что делаю, она меня ловит и сажает, на этом у нас полное согласие, у меня своя жизнь у других своя. В зоне легко никогда не было, и когда с меня погоны и ремень сняли, я тоже лиха хапанул по полной, пока свою дорогу не выбрал. И людей встречал которые и за царем сидели, и за Колчаком, и пол России в "столыпине" объехал, и этапами прошел. И до самого последнего времени как уважающий себя сиделец вряд ли кому стороннему сказал что за дело чалился, не принято это. И вот они никогда не скажут, во всем у них Сталин, Ленин, Берия виноват будет, а они жертвы безвинные. Я на них в 40-е насмотрелся, да и сам с политической статьей прицепом шел. Вот в эти страшные сказки люди конечно будут верить, хотя и десятой доли того что написано не было. Все дело в том что многим политкам тяжело было, на свободе почти все жили неплохо, в основном начальниками были, да партийцами, за ними порой такие деньжищи крутились, а тут раз и мордой в говно, и выживать надо среди людей, и булки с маслом нет. Кто то не смог и помер, кто то и жопу за пайку подставил, частенько такое практиковалось, кто то кто пободрее в придурки лагерные пробился, я вот одно время с самим Козиным в одном лагере отбывал (я тогда впервые услышал эту фамилию), так он понятно лес не валил.
Лагерь он и есть лагерь, не санаторий, но эти времена всегда будут считаться самыми страшными, знаешь почему?" Я конечно снова про количество... "Нет парень! Не количество не виновность здесь совершенно не при чем, просто среди политических впервые было много творческой интеллигенции, которую например при царе особо то не сажали, все больше ссылки высылки, на чем царь и спекся. А здесь же они косяком пошли, да и золотых деток наркомовских сыночков тоже было не мало. И вот они освободились и вернулись по домам на всю жизнь обидевшиеся, что ж они будут рассказывать? Конечно про то какой это ад, и как им было тяжело, падение так просто не забывается, и рассказывать они будут талантливо, и книжки писать, и песни петь. Ты же вот слушаешь "блатняк", а он такой только после смерти Сталина появился, поэтичный, до этого что твой чукча, полем еду лес пою, два аккорда и без рифмы" Конечно о многом еще мы говорили, долго и не раз, пока я не уехал из села в город, а Витя Капитан не лег в могилку с номером на престареловском участке сельского кладбища. Но прав он был, ой как прав, когда говорил что верить будут........
Извините за много букф, и не стильный текст))))
Комментарии
А у Шаламова правда другая.
И куда деть 4 с половиной миллиона человек РЕАБИЛИТИРОВАННЫХ - между прочим, тою же самой советской властью, которая их и сажала?.. их к какой ПРАВДЕ отнести - к витикапитаниной или к шаламовской?
Ну-ну...
А были и Иркутск, и Волгда, и Архангельск, и Самара, и тысячи городов по всей России.
И Украина. И Белоруссия.
И КТО наполнял ГУЛАГ. И КОГО по 58-й и "за колоски" на десть лет на бесплатные работы "на стройках коммунизма" отправляли. И для чего, собственно, были те самые "стройки коммунизма".
И не в цифрах дело, а в том, что ЭТО БЫЛО. БЫЛО, и с памятью о том, что это БЫЛО, следует жить. Как бы то ни было трудно.
Одинока только ИСТИНА, которая недостижима принципиально.
То есть кто всем этим распоряжался и кто ото всего этого ВЫГОДУ имел.
И если "да", то скажите на милость, каким образом? А если нет, то КТО этой самой собственность владел, пользовался и рапоряжался?
Вы - работали. То есть создавали новые стоимости, в том числе и прибавочную стоимость. Которая шла в карман ГОСУДАРСТВА. Которое ею (то есть созданной Вами прибавочной стоимостью) распоряжалось ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ, совершенно не интересуясь Вашим мнением о том, как распорядится результатами Вашего труда.
За это Вы имели дрянную медицину, хорошее образование и "ширпотреб" по принципу "бери, что дают". О жратве я промолчу - это особая песня.
Так - или я что-то соврал и Вы меня оспорять будете, облаивая, как Тузик велосипед?
http://www.alexanderyakovlev.org/personal-archive/articles/7141
"Так - или я что-то соврал и Вы меня оспорять будете, облаивая, как Тузик велосипед? " у Вас замечательная манера вести дискуссию с совершенно незнакомым человеком, Вы уроки случаем не у госпожи Новодворской берете?
Репресси, то ес ть внесудебные расправы, и использование принудительного труда, в частности, труда заключенных, существовали. Сей факт обсуждению не подлежит.
Остальное - во многом досужие домыслы. Обсуждать досужие домыслы смысла для меня нет.
Будьте здоровы и благополучны.
А вот моя доля была ниже средней и мне приятно думать что советское государство было эксплуататорским, за что и поплатилось своей смертью.
Спасибо Вам большое, Петр, за ваш пост.Что поделились.
И если Вы действительно не знаете и не хотите знать про расстрелы и реальное ущемление прав жизни людей - ущербна эта школа, ибо однобокое и субъективное в ней обучение.
Мой дед инженер-железнодорожник был расстрелян в 37 году, через 3 дня после ареста. У мамы есть документ, подтверждающий это,был реабилитирован. И не друганы Вашего Вити,которым западло признать вину,а система признала впоследствии его невиновность.
Мерзкая ваша статейка и то,что школой названа, еще гаже. Не удастся вам и подобным вам "учителям" заставить забыть наших погубленных родных и искалеченных судеб их потомков!
На имею желания с вами общаться дальше.
Репре́ссии (лат. repressio - подавление, угнетение) — карательная мера, наказание, применяемые государственными органами, государством.
Так что уголовники то же репрессированные.