Орден моченосцев. Перевод ключевых фрагментов доклада ВАДА о допинге, Мутко и ФСБ

На модерации Отложенный

Вчера Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) представило новый доклад о допинге в России. Внимание к этой теме было привлечено после документального многосерийного фильма немецкого журналиста Хайо Зеппельта, первая серия которого вышла на телеканале ARD в декабре 2014 года. Его главными информаторами стали бегунья Юлия Степанова –(которую в феврале 2013-го на два года дисквалификации за допинг аннулировали бронзовую медаль) и ее муж Виталий, три года проработавший в Российском антидопинговом агентстве (РУСАДА). После этого ВАДА начало свое расследование и подтвердило все указанные в фильме факты.  В результате российских легкоатлетов отстранили от участия в любых международных соревнованиях, московская антидопинговая лаборатория лишилась лицензии, а ее глава Григорий Родченков покинул свой пост.  Родченко уехал в США и там дал скандальное интервью The New York Times. Тогда ВАДА назначило комиссию для расследования этой истории во главе с канадским специалистом Ричардом Маклареном. Из приведенных ниже ключевых отрывков доклада Макларена можно узнать, что об укрывательстве допинга знал министр спорта Мутко, какую роль в этом играли «волшебники» из ФСБ и агент «Кац», и почему спортсмены употребляли допинг с Чивас или вермутом.

Ключевые выводы

  1. Московская лаборатория защищала употреблявших допинг российских спортсменов, в рамках управляемой государством безотказной системы, описанной в докладе как Методика исчезновения позитивных проб
  2. Лаборатория в Сочи использовала уникальную методику замены образцов для того, чтобы позволить употреблявшим допинг российским спортсменам участвовать в соревнованиях.
  3. Министерство спорта управляло, контролировало и следило за манипуляциями с аналитическими результатами и подмененными образцами спортсменов при активным участии ФСБ, Центра спортивной подготовки, а также московской и сочинской лабораторий.

После того, как Независимая персона (НП), приступила к своему расследованию, довольно быстро удалось найти куда более широкий набор средств сокрытия положительных допинг-проб, чем это было описано ранее в отношении игр в Сочи.

Схема подмены образцов мочи лаборатории в Сочи представляла собой уникальный подход, разработанный под конкретные обстоятельства. <…> Это был простой, но эффективный и действенный метод для управления и контроля со стороны замминистра спорта, который мог указать лаборатории доложить о любой положительной допинг-пробе как об отрицательной.

Эта методика была использована в качестве управляемого государством метода после плачевных результатов российских олимпийцев на зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере. В то время Сочи уже был избран местом проведения следующих зимних Олимпийских игр. Юрий Нагорных в 2010 году был назначен распоряжением Владимира Путина, на тот момент премьер-министра, новым замминистра спорта. Нагорных, также являвшийся членом Олимпийского комитета России (ОКР),  подчинялся министру спорта Виталию Мутко. Министр Мутко постоянно занимал свою должность с момента указа президента Медведева в мае 2008 года. Он также является председателем оргкомитета Чемпионата мира по футболу 2018 года в России и является членом исполнительного комитета ФИФА.

Заместитель министра Нагорных играл решающую роль в бесперебойной работе Методики исчезновения позитивных проб. Как представитель государства, он информировался о каждой положительной пробе в Московской лаборатории с 2011 года. Нагорных, как заместитель министра спорта, решил, кто получить прикрытие, а кто нет.

При полном нарушении Международного стандарта для лабораторий ВАДА («ISL») все отчеты о позитивных пробах лаборатории в Москве передавались замминистру вместе с именем спортсмена. Замминистра давал указание — «спасти» или «карантин». Если указание было «спасти», персонал лаборатории был обязан внести данные об отрицательном результате пробы образец в базу Системы антидопингового управления ВАДА («ADAMS»). Затем персонал лаборатории фальсифицировал результат анализа в Системе управления лабораторной информации («LIMS»), чтобы показать отрицательный результат лабораторного исследования. Замминистра спорта определял, какого спортсмен будет «прикрыт» сможет продолжить участие в соревнованиях на допинге.

<…>

В общей сумме 643 позитивных пробы на допинг попали в базу, на основе которой НП может представить некоторую статистику, поясняющую функционирование Методологии исчезающих позитивных образцов:

<…>

Обычно почти по всем иностранцам шла команда «карантин». Вот выдержка из восстановленной цифровой переписки время Московского чемпионата 2013 года: «Все иностранцы — карантин <…>. Но НП знает как минимум один случай, когда по иностранному футболисту, играющему в российском чемпионате, пришла команда «спасти». Это решение было принято министром Мутко, а не замминистра Нагорных. <Речь идет, по-видимому, о том же игроке «Краснодара», о котором говорилось в фильме ARD, инициировавшем расследование – The Insider>

<…>

Методика исчезновения позитивных проб помогала успешно скрывать допинг, за исключением тех международных соревнований, где были независимые наблюдатели, такие как Чемпионат мира по легкой атлетике Москве в 2013 году и зимние Олимпийские игры и Паралимпийские игр в Сочи в 2014 году.

Благодаря усилиям ФСБ, для Сочи был разработан способ для тайного удаления колпачков с образцами мочи российских спортсменов, употреблявших допинг.

НП обнаружила доказательства того, что вне всяких разумных сомнений определенный метод был использован для подмены положительных образцов во время Игр в Сочи. Этот метод открытие баночек с образцами был затем использован в декабре 2014 года, чтобы «прикрыть» некоторые образцы с допингом, которые ВАДА хотела забрать из Московской лаборатории для дальнейшего анализа.

Методика исчезновения позитивных проб была использована на чемпионате мира по легкой атлетике. НП имеет доказательства того, что после чемпионата произошла замена образцов с содержащими допинг анализами российских спортсменов. НП, при содействии судебно-медицинских экспертов, провело свой собственный эксперимент и может подтвердить без всякого сомнения, что колпачки баночек с образцами мочи могут быть удалены без каких-либо следов, обнаружимых для неопытного глаза. Это было продемонстрировано профессору Ричарду Макларену. Доказательство фальсификации может быть обнаружено на полученных ВАДА колпачках для баночек из Сочи и образцах декабря 2014 года посредством микроскопического анализа.

<…> Важную роль в схеме замены образцов играла ФСБ, которая разработала метод скрытного снятие колпачков баночек для образцов мочи. Это сделало возможным создание банка чистой мочи как источника, из которого брались образцы мочи для замены. Координирующую роль в этой управляемой государством системе играла Ирина Родионова. Родионова сегодня занимает пост замдиректора Центра спортивной подготовки сборных команд России (ЦСП), который подчиняется Министерству спорта России. Она была штатным сотрудником Олимпийского комитета России (ОКР) во время Олимпийских игра в Сочи 2014 года как глава управления медицинских и научно-исследовательских программ, а также членом ОКР во время Олимпийских игр в Лондоне 2012 года как руководителя управления медицинских и научных исследований.

Спортсменам было поручено собирать образцы чистой мочи в тот период, когда следов допинга в организме не должно было быть. Родионова получила эти образцы от спортсменов и организовывала их хранение в холодильнике ЦСП. Доктор Родченков проверял некоторые из этих чистой мочи, чтобы убедиться в отсутствии допинга.

После того, как банк «чистой» мочи был полностью укомплектован образцами выбранных спортсменов, эти образцы тайно перевозились ФСБ из Москвы в хранилище, расположенное в здание ФСБ по соседству с лабораторией Сочи. Банк чистой мочи оставался в этом хранилище на случай если какой-то из образцов понадобится.

Подмена происходила в целом так же, как это было описано в статье The New York Times. Д-р Родченков предоставил убедительные доказательства того, что бутылки А и В проходили через «мышиную нору» из аликвотной комнаты внутри защищенного периметра Лаборатории Сочи в соседнюю операционную комнату, за пределами защищенного периметра. Оттуда сотрудник ФСБ Евгений Блохин забирал бутылки B и выходил из комнаты. Тем временем чистая моча спортсменов, которые предоставили свои образцы для хранилища в Сочи, вынимались из морозильной камеры в здании ФСБ и переносились операционную комнату, где они должны были оттаять. Баночки с образцами В возвращались в операционную комнату ФСБ-шником Блохиным, открытыми и со снятой крышкой. Моча с допингом утилизировалась и заменялась чистой мочой в баночках А и В. В баночке A заменялась пробка, а в баночке B завинчивался колпачок; баночки передавались обратно через «мышиную нору» в лабораторную комнату, готовые к клиническому анализу на следующее утро.

Роль доктора Родченкова в схеме подмены образцов включала и обеспечение того, чтобы замененные образцы был подготовлены для того, чтобы максимально соответствовать удельному весу (УВ), указанному в первоначальной форме допинг-контроля (ФДК). Эта корректировка осуществлялась посредством добавления поваренной соли, чтобы повысить УВ мочи или дистиллированной воды, чтобы разбавить чистый образец мочи таким образом, чтобы показатель УВ приблизился к ФДК. Достоверность утверждений доктора Родченкова в статье The New York Times подтверждается экспертизой НП, которая включала лабораторный анализ образцов на предмет содержания соли, отобранных следственной группой. Лондонская лаборатория, аккредитованная WADA, по просьбе НП провела исследование и пришла к выводу, что шесть из проверенных образцов имели более высокое содержание соли, чем должно быть в моче здорового человека.

Исследование на предмет наличия следов и царапин внутри колпачков баночек подтвердило факт вмешательства. Оба результата подтверждают свидетельства доктора Родченкова.

Методика подмены образцов в Сочи была необходима из-за того, что в лаборатории были представители международного сообщества. <…> После зимних Олимпийских игр схема сокрытия допинга под контролем государства снова стала использовать Методику исчезновения позитивных проб, описанную ранее.

Первый документальный фильм ARD вышел в начале декабря 2014 года. Озабоченность международного спортивного сообщества привела к назначению Независимой комиссии, один из членов которой затем стал НП. В связи с созданием Независимой комиссии (но не по указанию НП) Оливье Рабин из ВАДА попросил Московскую лабораторию подготовиться к визиту, в ходе которого образцы, хранящиеся в лаборатории, будут упакованы и вывезены из страны для хранения и анализа.

Лаборатория была обеспокоена предстоящим визитом ВАДА. Методика исчезновения позитивных проб использовалась в 2014 году, поэтому Родченков знал, что у него будут образцы “В” с допингом в этот период – ряд таких образцов был собран и хранился в лаборатории. Решение проблемы отчасти состояло в том, чтобы уничтожить образцы, собранные до 10 сентября 2014 года (с учетом того, что Международные стандарты для лабораторий предусматривают хранить образцы как минимум 90 дней). Но этого было недостаточно, что-то надо было сделать с образцами с 10 сентября по 10 декабря 2014 года.

Родченков подготовил список из 37 спортсменов, чьи образцы могли стать проблемой, в случае если другая аккредитованная лаборатория их проверит. Затем состоялась встреча с заместителем министра Нагорных, на которой обсуждалось, что угрожает лаборатории, если ничего не сделать с выбранными образцами. Результатом встречи стало решение замминистра Нагорных позвонить «волшебникам». Той же ночью ФСБ посетили лабораторию и на следующий день баночки с образцами были в лаборатории без колпачков. НП установила, что все эти образцы были занесены в базу ADAMS как негативные. Экспертиза НП обнаружила на баночках следы царапин, подтверждающие фальсификацию. Анализ мочи в трех исследованных образцах показал, что ДНК в этих образцах не соответствовала спортсменам, которым они должны были принадлежать. <…>

Коктейль Дюшес

Д-р Родченков в своем разговоре с НП пояснил, что до 2010 года консультации по поводу допинга российским спортсменам давали в основном их тренеры. Доктор Родченков заметил, что качество стероидов и других добавок, которые тренеры дают своим спортсменам, вызывает подозрения, и что научные знания о периоде обнаружения различного допинга было не было эффективно использовано.

После того, как он стал директором лаборатории, чтобы помочь российским спортсменам лучших результатов посредством допинга, доктор Родченков разработал усовершенствованный стероидный коктейль, который было сложнее обнаружить. Первоначально коктейль состоял из орального Туринабола (4-хлородегидрометилтестостерон), Оксандролонома и Метастерона. Стероиды растворяли в спирте (Чивас для мужчин и вермут для женщин). Затем раствором полоскали рот, чтобы вещество проникало через слизистую рта, и выплевывался. Исследование д-ра Родченкова указывается, что при лабораторной технологии, доступной в то время, окно обнаружения стероидов в коктейле не будет превышать 3-5 дней.

После игр в Лондоне стероид оральный Туринабол был заменен на коктейль со стероидом Тренболоном, поскольку долгосрочные метаболиты орального Туринабола становилось все более легко обнаружить.

Хотя «коктейль» д-ра Родченков может показаться странным, но научный консультант НП подтвердил, что стероиды растворяются лучше в спирте, чем в воды, а также, что введение стероидов слизистую рта лучше, чем инъекция или глотание препарата, так как сокращает окно выявляемости.

Родченков утверждает, что хотя он и придумал коктейль, он его не изготавливал и не распространял. Коктейль распространялся среди различных спортивных федераций Ириной Родионовой, которая работала в ЦСП, подведомственной организации Министерства спорта. Родионова назвала коктейль «Дюшес», как и известный российский лимонад. Родченков утверждает, что к моменту проведения Олимпийских игр в Лондоне многие из лучших спортсменов России употребляли этот коктейль. Это подтверждается тем фактом, что при недавно проведенном повторном тестировании МОК лондонских образцов, в 8 случаях у российских спортсменов обнаружились метаболиты орального Туринабола. <…>

Агент Кац

Роль ФСБ заключалась не во вмешательстве и контроле (как в случае с замминистра спорта), а в помощи при организации и использовании управляемой государством системы подмены образцов, задействованной в связи с: Универсиадой 2013 года, Чемпионатом мира по легкой атлетике, лабораторией в Сочи и, наконец, запросом образцов со стороны ВАДА в декабре 2014 г. Д-р Родченков был встроен в структуру ФСБ в целях содействия помощи ФСБ лаборатории. Доктор Родченков сообщил НП во время личного интервью, что, когда он стал директором Московского лаборатории, он подписал документ, согласно которому он становился агентом ФСБ под кодовым именем «Кац». Он был обязан сообщать все своему куратору из ФСБ, который, в свою очередь, отчитывался перед генералом ФСБ.

Доктор Игорь Родченков (он же — агент Кац)

Наиболее регулярно посещавшим московскую лабораторию агентом ФСБ был Блохин. Блохин принадлежал к другому подразделению ФСБ, нежели Родченков. По свидетельству д-ра Родченкова, Блохин был активно участвовал в сборе баночек с образцами и колпачков в Московской лаборатории. Также частью работы ФСБ была разработка методологии по удалению колпачков с баночек с образцами мочи. <…> Кроме того, ФСБ имела спальную комнату на 4-м этаже лаборатории Сочи, а ФСБ-шник Блохин имел доступ к лаборатории в качестве аккредитованного лица под прикрытием сантехника из компании по сервисному обслуживанию здания «Билфингер».

НП имеет надежные доказательства того, что ФСБ Блохин вечером заходил в лабораторию в Сочи, когда другие уходили оттуда, и был замечен в форме Билфингер рядом с лабораторией. Блохин был также обнаружен как сотрудника Билфингер в списке лиц, которые получили доступ к лаборатории. <…>

Доктор Родченков также описал встречу с более высокопоставленными сотрудниками ФСБ непосредственно перед играми и во время игр в Сочи, где обсуждался план работы с допингом. Д-р Родченков также утверждает, что на каждом пункте допинг-контроля в Сочи дежурил сотрудник ФСБ, который отвечал за отправку Форм допингового контроля защищенных российских спортсменов Ирине Родионовой, которая пересылала их доктору Родченков или его секретарю, чтобы убедится, что были заменены нужные образцы.

Мутко

Участие заместителя министра Нагорных и <советника министра Натальи> Желановой в схеме сокрытия допинга хорошо описано в других частях настоящего доклада. Д-р Родченков утверждает, что в ходе своих регулярных встреч с замминистра Нагорных (где обсуждалось сокрытие допинга) слышал от него, что министр спорта Мутко был в курсе всего, что они обсуждали. <…>

Родченков утверждает, что в январе 2015 года по просьбе своего куратора в ФСБ он подготовил ответ на документальный фильм ARD о российском допинге. Анализ метаданных НП подтвердил, что этот документ был создан в январе доктором Родченковым, в то время когда он был еще директором Московской лаборатории. Этот доклад начинается со слов «Спортсмены всегда были на допинге». Он заканчивается словами: «Та же неконтролируемая ситуация и в тяжелой атлетике … Анаболические стероиды используются почти круглый год».

В докладе объясняется, что из-за новых технологий тестирования, если российские образцы игр 2012 года в Лондоне, игр в Пекине или различных мировых чемпионатов должны будут повторно протестированы, как минимум два десятка спортсменов из легкой атлетика и тяжелой атлетики будет дисквалифицированы. Этот отчет ясно показывает, что и в январе 2015 года проблема допинга в русской атлетике была актуальной: «В легкой атлетике все, от молодежи до ветеранов, до сих пор продолжают пользоваться интенсивным и примитивным допингом, и ни спортсмены, ни тренеры знают, как готовиться к соревнованиям без него …» Родченков утверждает, что этот доклад дошел до министра Мутко через каналы ФСБ и что он был вызван к министру Мутко для объяснений.

Второй документ, рассматриваемый НП, является список передовых спортсменов, готовящихся к Играм в Сочи, которые должны были быть защищены от положительного результат тестирования. Экспертиза НП этого документа, указывает на то, что он был подготовлен на компьютере <одного из «связных» между лабораторией и министерством спорта Алексея> Великодного перед играми в Сочи. По словам Родченкова, Великодный сказал ему, что этот документ был подготовлен, чтобы произвести впечатление на министра Мутко. Выдержки из дневника доктора Родченкова свидетельствуют о нескольких встречах с министром Мутко за месяц до и во время Игр в Сочи. Родченков утверждает, что в ходе этих встреч обсуждался план прикрытия допинга.

Наконец, в докладе Независимой комиссии исследуется роль министра Мутко в скандале со взяточничеством при попытке скрыть использование допинга российских участников чемпионата мира по спортивной ходьбе. По словам Родченкова в сентябре 2012 года он встречался с министром Мутко, чтобы обсудить вымогательство взятки со стороны ИААФ. В ходе встречи министр Мутко спросил д-ра Родченкова, действительно ли все так плохо, что ему придется выплатить все эти деньги — тем самым показав, что в курсе проблемы допинга в российской легкой атлетике.